Ирина Чередова
Проект с участием с родителей «Логопедическая гостиная»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект с участием с родителей «Логопедическая гостиная»
Выполнила:
Чередова И. Н.
Учитель-логопед
МАДОУ № 15 «Югорка»
Пояснительная записка
Публикация «Проект с участием с родителей „Логопедическая гостиная“» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Проекты
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
Одним из главных течений коррекционной деятельности с дошкольниками представляется исправление нарушений речи, предупреждение речевых расстройств, раннее диагностирование, подготовка детей с различными речевыми нарушениями к школьной учебе. Результат коррекционной работы обуславливается тем, насколько правильно сформируется взаимосвязанность деятельности логопеда и родителей. Ни одна преподавательская методика не может быть результативной полностью, если в ней не участвуют родители. Весьма значимо сделать семью инициативными участниками данного процесса, и, следовательно, нужно:
- посодействовать родным понять, насколько важно правильно развивать речь детей;
- объяснить, в чем заключается логопедическая деятельность;
- обучить как применять игровые приемы для устранения дефектов речи, с целью последующего закрепления в домашних обстоятельствах.
Но в настоящий период имеется цикл трудностей:
- увеличение численности детей с речевыми дефектами и не имение возможности оказания подобной помощи всем, кто нуждается;
- уровень знаний родственников о речевом формировании детей не дает возможность понимать какова потребность ребенка в коррекционном процессе и влиять на речь ребенка в домашних обстоятельствах.
Если учесть изложенное выше, видна актуальность и важность проблемы увеличения компетентности родителей в вопросах речевого формирования детей.
Тип проекта : долговременный, практико-направленный.
Участники проекта : учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.
Продолжительность проекта : долгосрочный
Цель проекта :
Увеличение компетентности родителей в вопросах речевого формирования детей старшего дошкольного возраста и увеличение итогов коррекционной деятельность.
Задачи проекта :
- определить образовательные нужды родителей и уровень познаний в вопросах речевого формирования детей дошкольников;
- определить заинтересованность родных к логопедической работе ДОО и посодействовать стать участниками коррекционного процесса, занимающих активную позицию;
- содействовать закреплению приобретенных сведений на практических занятиях.
Содержание проекта : проект ориентирован на увеличение компетентности родителей в вопросах речевого формирования ребенка - дошкольника посредством их активного внедрения в процесс коррекции.
Ожидаемые результаты:
Родители динамично принимают участие в коррекционном процессе по исправлению речевых дефектов детей.
Родители применяют материалы с информационно-методического стенда «Уголок логопеда».
Увеличение степени компетентности родителей в вопросах речевого формирования ребенка.
Методы и средства реализации проекта :
- организация и проведение мастер-класса, семинаров-практикумов, создание игротеки в домашних условиях, проведение консультаций;
- осуществление персональных консультаций (по потребности);
- изготовление и пополнение информационно-методического стенда «Советы логопеда» (каждый месяц, теоретический источник);
- собрание и исследование сведений (поиск данных в Сети интернета, и иных источниках);
- подготовка доклада о проделанной работе и оформление итогов работы в виде (презентации, публикации и т. д.)
Соответствующие формы работы дают возможность
- вовлечь родных к активному участию в коррекционном процессе;
- определить между родственниками доверительные отношения;
- понять родителям, что получение положительных итогов в речевом развитии ребенка зависит от взаимной роботы.
Формы взаимодействия с родителями воспитанников :
1. Информационно – аналитические
- анкетирование;
- опрос;
2. Наглядно – информационные
- сайт ДОУ;
- День открытых дверей;
- фотовыставки;
- презентации;
3. Познавательные
- нетрадиционные родительские собрания;
- консультации;
- совместная работа по тематическому плану проекта;
4. Досуговые
- совместные праздники, досуги, развлечения;
- участие родителей в конкурсах и выставках.
Продукт проектной деятельности : выставка атрибутов для артикуляционной гимнастики, сделанных совместно с родителями; презентация проекта.
Механизмы реализации проекта
Этапы проекта :
I. Подготовительный (информационно-аналитический).
Задачи:
- рассмотрение фундаментальных вопросов и определение проблемных нюансов;
- выбор игр и упражнений для формирования мелкой моторики;
- выбор игр и упражнений для формирования речевого дыхания;
- выбор артикуляционных занятий в игровой форме;
- выбор упражнений и игр на формирование фонематического слуха;
- опрос родителей в форме анкетирования (см. Приложение 1). Получив адекватную картину, на основе полученных сведений, допускается рассмотреть характерные черты семьи и воспитания ребенка в семье, определить степень осведомленности родных в вопросах речевого развития, сформировать стратегию своего общения с каждым родителем.
В начале работы над проектом был проведен мониторинг по речевому развитию детей. Диагностика уровня речевого развития воспитанников показала, что из 12 детей 3 (25%) ребенка показали средний уровень знаний, 3 (25%) ребенка показали ниже среднего уровня, 6 (50%) - показали низкий уровень.
Дети со средним уровнем развития наблюдались незначительные дефекты в речи (звуки в основном поставлены и находятся на стадии автоматизации, также выражены затруднения в восприятии звуков, т. е. плохо развит фонематический слух у ребенка. Дети допускали ошибки в определении места звука в слове, путались при выделении нужного звука в слове. Допускают ошибки при воспроизведении слов сложной слоговой структуры (особенно – при включении слов во фразу) в виде перестановок, выпадений звуков и слогов.
Дети с низким уровнем слабо различали звуки на слух, искаженно произносили или заменяли другими, похожими по звучанию. Следовательно, ребенок неправильно определял место звука в слове, отмечаются выраженные нарушения слоговой структуры.
Анализ результатов анкетирования (см. Приложение 1) родителей показал, родители осознают актуальность развития речи ребенка дошкольного возраста, верно понимают свою роль в этом вопросе, но только некоторая часть родителей (33%) создают для развития речи ребенка соответствующие условия. К сожалению есть родители, которые не интересуются формированием речевых навыков детей, игнорируют реальное общение с детьми, они предпочитают виртуальные игры детей. В связи с этим, необходимо регулярно планировать и осуществлять в сотрудничестве с семьей работу по речевому развитию детей. Донести до родителей в доступной форме информацию о норме речевого развития и о проблемах в речевом развитии детей старшей группы, предоставить информацию об элементарных приемах коррекции речевых дефектов.
II. Основной (практический).
Задачи:
- разработать программу методических действий для родителей по вопросам речевого формирования детей дошкольного возраста;
- приобретенные в момент занятий с логопедом навыков, речевые познания детей фиксировать в игровой манере в ежедневной жизни.
Перспективный план осуществления проекта
Организованная деятельность с детьми Совместная деятельность педагогов и детей
Совместная деятельность с родителями
Сентябрь
1. Мониторинг детей для выявления уровня речевого развития;
2. Исследование степени компетентности родных в вопросах речевого формирования (анкетирование);
3. Определение общих требований родных и педагога-логопеда к детям;
4. Выбор материалов по темам «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционные упражнения», «Мелкая моторика».
Октябрь
Разучивание артикуляционной гимнастики.
Выполнение артикуляционных упражнений, сопровождаемых стихотворным текстом «Веселая артикуляционная гимнастика» (Н. В. Нищева). Семинар-практикум для родителей «Профилактика речевых нарушений».
Советы по осуществлению артикуляционной гимнастики. Практические занятия.
Выпуск буклетов по выполнению артикуляционной гимнастики.
Ноябрь
Разучивание упражнений на правильное речевое дыхание.
Разучивание стихотворений ко Дню Матери. Выполнение комплекса упражнений на выработку правильной воздушной струи «Вместе весело дышать!».
Выполнение комплекса дыхательной гимнастики по сюжету сказки «Петушок и бобовое зернышко». Мастер-класс «Речевое дыхание - основа правильной речи».
Изучение совокупности упражнений для формирования речевого дыхания.
Декабрь
Сочиняем рифмы с веселыми Гнозиками.
Разучивание стихотворений к новогоднему утреннику. Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!»,
Игра «Жил на свете паучок», Игра «Большой - маленький» Семинар-игротека «Ловкие пальчики».
Информация о взаимосвязи формирования речи и мелкой моторики рук, ознакомление с играми и упражнениями, выполнение родителями.
Буклет «Пальцы помогают говорить».
Январь
Занятие - игра
«Научитесь слышать звуки».
Тематическое занятие с практической долей по изучению комплекса упражнений для формирования фонематического слуха у дошкольников. Игры на развитие фонематического слуха «Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь», «Громко–тихо», «Сказочные голоса», «Правильно-неправильно», «Добавлялки», «Поймай звук». Консультация «Роль фонематического слуха в развитии речи детей».
Информация о значении фонематического слуха в развитии ребенка, о возрастных нормах развития фонематического слуха. Рекомендации, как следует развивать фонематический слух.
Выпуск буклета «Значение фонематического слуха и его формирование у детей».
Февраль
Выполнение артикуляционно-пальчиковой гимнастики.
Разучивание упражнений артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики.
Разучивание стихотворений ко Дню Защитника Отечества. Сказки по технологии биоэнергопластика «Под грибом», «Часы с кукушкой», «У Солнышка в гостях».
Мастер – класс «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой».
Буклеты с рекомендациями по выполнению упражнений биоэнергопластики.
Март
Чтение и разучивание сказок с применением пальчиковой гимнастики.
Разучивание стихотворений, посвященных Международному Женскому Дню. Театр пальчиков и языка «Краб», «Цветок», «Лиса». «День открытых дверей». Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия.
Апрель
Чтение и разучивание сказки по артикуляционной гимнастике «Гусеничка - Обжорка». Показ родителям сказки «Гусеничка - Обжорка». Подготовка костюмов и атрибутов к сказке «Гусеничка - Обжорка».
Май
Игра «Логопедическое путешествие» (см Приложение 3). Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях.
Разучивание стихотворений для участия в конкурсе чтецов, посвященному Дню Победы. Рассказывание сказок, придуманных детьми.
Выразительное чтение стихотворений.
Выставка атрибутов для выполнения артикуляционной гимнастики, изготовленных совместно с родителями.
Каждый месяц
«Домашняя игротека». Знакомство родителей с играми и упражнениями для применения в домашних условиях.
Создание информационно-методического стенда «Советы логопеда». Теоретический материал, ориентированный на развитие познаний родителей о формировании речи детей.
Каждую неделю
Персональные консультации. Оказание поддержки родным по интересующим их вопросам.
III. Заключительный (контрольно-диагностический).
Задачи:
- рассмотреть результативность деятельности педагога-логопеда с родными по вопросам речевого формирования детей;
- рассмотреть результативность коррекционной деятельности с детьми;
- транслировать навык деятельности по предоставленной теме для педагогов-логопедов, учителей на педагогических часах.
Подводя итоги реализации проекта, можно сделать выводы о том, что внедрение проекта позволило нам раскрыть перед родителями вопросы речевого формирования детей, в которых мы подчёркиваем необходимость правильно развивать речь детей; применять игровые приемы для устранения дефектов речи, с целью последующего закрепления в домашних обстоятельствах.
Анализ анкетирования (см Приложение 2) родителей показал, что увеличилось число семей, готовых к сотрудничеству со специалистами (воспитатели, логопед и др.) по вопросам речевого развития детей. Родители с удовольствием применяют материалы с информационно-методического стенда «Уголок логопеда». У родителей появилась заинтересованность в продолжительном сотрудничестве. По мнению 100% родителей семья должна принимать непосредственное участие в исправлении речевых нарушений у ребёнка, но только при объединении усилий логопеда, воспитателя и семьи.
81% опрошенных проводят с ребенком работу по совершенствованию его речи. При этом только 43% из них уточнили формы работы: (выполнение артикуляционной и дыхательной гимнастик, речевые игры, выполнение рекомендаций учителя-логопеда, читаем книги, учим стихи, потешки).
Большинству родителей 78% помогли приемы работы по развитию речи ребенка, рекомендованные учителем-логопедом.
89% родителей следят за тем, как говорит ребенок. Эти же родители исправляют ошибки в речи ребенка. При этом не дали подробное описание тому, как они исправляют данные ошибки.
100% опрошенных знают, какие знания получает ребенок на занятиях по развитию речи; посещают групповые мероприятия.
Апробировав этот проект, мы можем с уверенностью сказать, что достигли предполагаемых результатов.
Анализ диагностики детей показал, что из 12 детей - 3 ребенка показали уровень речевого развития выше среднего, 7 детей – средний уровень, и лишь 2 ребенка показали ниже среднего уровня речевого развития.
Дети с таким уровнем - слушают и понимают речь, участвуют в общении, чаще по инициативе других. Правильное, отчетливое произношение поставленных и автоматизированных звуков. Умеют их дифференцировать (различать на слух и при произношении). Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания.
Список литературы
Бабина Е. С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.
Филичева Т. Б. «Основы логопедии» М. Просвещение 1989.
Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Г. Б. «Логопедия». Екатеринбург, 1998.
Миронова С. А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». М. 2007.
Фомичева М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». М. Воронеж, 1997.
Бушлякова Р. Г. «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой», - Детство-Пресс, 2011 г.
Крупенчук О. И. «Тренируем пальчики – развиваем речь! 5+»,- ИД Литера 2009.
Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: Кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009г.