Марина Фёдорова
Проект «Народная игрушка» (логопедическая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект (логопедическая группа
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение д/с №20
«Умка»
Презентация проекта по духовно-нравственному воспитанию
Разработала: Фёдорова М. В. - воспитатель I кв. кат.
Углич, 2019г.
СЛАЙД 2
Актуальность:
Публикация «Проект „Народная игрушка“ (логопедическая группа)» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Логопедические игры
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран, и не владеет достаточной информацией о традиционной народной игрушке. Поэтому, учитывая значимость игрушки, в жизни ребенка, необходимо знакомить детей с народной игрушкой, что поможет приобщить их в дальнейшем к национальной культуре России. Актуальность проекта заключается в возвращении молодого поколения к русским национальным традициям, к изучению исторических корней культуры. Наш проект позволит : зародить интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам, освоить искусство изготовления игрушки своими руками, элементы росписи.
Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая - она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий. Народная игрушка является ниточкой в руках ребенка, которая соединяет его с историей Родины.
Вид проекта : творческо-познавательный.
Состав участников: дети, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта : долгосрочный (ноябрь, 2018 - апрель, 2019)
Слайд 3
Цель проекта : приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре через знакомство с народной игрушкой.
Задачи проекта :
Познакомить с историей народной игрушки (деревянной, тряпичной, глиняной).
Формировать интерес к культуре русского народа и уважение к национальным традициям.
Развивать творческие способности детей через приобщение к исконно русскому промыслу - изготовлению игрушек.
Повышать компетентность родителей в вопросах воспитании через информирование; вовлечение их в совместную деятельность для установления партнерских взаимоотношений.
Пополнить предметно – пространственную развивающую среду в группе.
СЛАЙД 4
Планируемые результаты:
У детей расширится представление об истории народной игрушки : дымковской, деревянной и тряпичной куклы.
Появится интерес к изучению истории России, народной культуре и творчеству.
Научатся мастерить и расписывать игрушки по мотивам народной росписи.
Повысится компетентность родителей в вопросах воспитании через информирование; установятся партнерские взаимоотношения, через вовлечение их в совместную деятельность.
Пополнится предметно – пространственная развивающая среда группы игрушками созданными на основе народных промыслов.
При составлении плана мероприятий в работе с детьми мы учитывали все направления развития: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое и физическое, задействовали все виды детской деятельности.
Слайд 5
В образовательной области: «Речевое развитие»
Коммуникативная деятельность: она включала в себя такие формы и методы работы с детьми, как:
Беседы:
• «Что ты знаешь о русских народных игрушках?»
• «Игрушки не простые – глиняные расписные»
Слайд 6
• «Матрешка – народная игрушка»
• «Бабушкины куклы»
Целью бесед является знакомство детей с народной культурой, промыслами и видами русских народных игрушек.
Восприятие художественной литературы и фольклора:
• Заучивание стихотворения В. Феофанова «Чем знаменито Дымково!»
• Чтение и обсуждение произведения И. Рюминой «Куклы наших бабушек»
• Заучивание потешек и стихотворений о матрешках
• Отгадывание загадок
Цель: формирование эмоционального отношения к литературным произведениям на основе знакомства с народной игрушкой.
Слайд 7
Составление описательных рассказов на тему:
«Матрешка – народная игрушка».
Цель: развитие связной речи, активизация словаря; развитие умения составлять описательный рассказ по образцу.
Речевые игры:
«Что из чего – какое?», «Объясни словечко».
Цель: обогащение и активизация словаря.
Слайд 8
В образовательной области: «Познавательное развитие»
Познавательно – исследовательская деятельность:
Просмотр презентаций:
• «Путешествие в страну глиняных игрушек»
• «История создания Матрешки»
• «Куклы из бабушкиного сундука»
Цель: расширение представлений детей о разнообразии народного искусства.
Организованная образовательная деятельность:
• «Рассматривание иллюстраций, тематических альбомов, народных игрушек, иллюстрированных книг с рассказами и сказками.
Слайд 9, 10
В образовательной области: «Художественно – эстетическое развитие»
Продуктивная деятельность:
• «Дымковская барыня» (поделка из бумаги)
• Роспись матрешек (рисование)
• «Народные промыслы города Углича» (лепка)
• Работа в раскрасках «Водоноска» (по мотивам дымковской росписи)
Цель: приобщение детей к исконно русскому промыслу – изготовлению игрушек; развитие умения создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи.
Слайд 11
В образовательной области: «Социально – коммуникативное развитие» :
Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Народные промыслы», «Подбери узор», «Что бывает из дерева, глины, ткани», «Что лишнее?», «Угадай на ощупь»
• Игры с матрешками и самодельными куклами из ткани
• Сюжетно – ролевая игра «Путешествие в мастерскую»
Слайд 13
В образовательной области: «Физическое развитие» :
• Пальчиковые игры: «Мастера»,
• Физкультминутки и динамические паузы: «Матрешки танцуют», «Дружные матрешки»
• Народные подвижные игры «Как у наших у ворот», «Ручеек», хороводная музыкальная игра «Гори, гори ясно!» и другие.
Слайд 14, 15
Работа с родителями.
Она включает в себя:
• Консультация «Загадка дымковской игрушки»
• Консультация «Роль народной игрушки в духовно – нравственном воспитании дошкольников»
• Создание мини-музея «Игрушки моих родителей»
• Буклет «Тряпичная кукла как средство приобщения детей к народной культуре»
• Мастер – класс с родителями «Кукла колокольчик»
Этапы реализации проекта
1 этап - подготовительный
Подбор методической литературы. Разработка конспектов бесед и организованной образовательной деятельности с детьми, подготовка иллюстративного и дидактического материала, составление познавательных презентаций о народной игрушке, разработка демонстрационно-информационного материала для родителей, разработка календарного плана по реализации проекта.
2 этап - основной
Организация и проведение работы по реализации задач проекта.
3 этап – заключительный
Изучение эффективности реализации проекта, выставка детского творчества «Народные игрушки», оформлена ярмарка «Народная игрушка».
ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Сроки Мероприятие Цель мероприятия Ответственные
1. Беседа:«Что ты знаешь о русских народных игрушках?» формирование представлений детей о народной культуре, народных промыслах воспитатели
Беседа «Игрушки не простые – глиняные расписные» расширение представлений детей о народной культуре, народных промыслах – дымковской игрушке воспитатели
Просмотр презентации «Путешествие в страну глиняных игрушек» расширение представлений детей о разнообразии народного искусства – лепке игрушек из глины воспитатели
«Дымковская барыня» (поделка из бумаги) развивать умение детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи, самостоятельно составлять узор на изделии новой формы воспитатели
Чтение и заучивание стихотворения В. Феофанова «Чем знаменито Дымково!» формирование эмоционального отношения к литературным произведениям воспитатели
Народная подвижная игра «Как у наших у ворот» сохранение и укрепление народных традиций, развитие двигательной активности детей воспитатели
Просмотр и беседа по презентации «Народные промыслы города Углича» продолжение знакомства детей с народными промыслами родного города, развитие внимания, памяти. воспитатели
Просмотр мультипликационного фильма «Секрет матрешки» расширение представлений детей об истории матрешки воспитатели
воспитатели
Беседа «Бабушкины куклы»
Изготовление «Кукла-масленка» знакомство с историей и видами народных тряпичных кукол воспитатели
Просмотр презентации «Куклы из бабушкиного сундука» расширение представлений детей об истории народной тряпичной куклы воспитатели
воспитатели
Дидактическая игра «Подбери узор» составление декоративных композиций на основе знакомства с дымковским промыслом воспитатели
Дидактическая игра «Что бывает из дерева, глины, ткани» обогащение и активизация словаря воспитатели
Сюжетно – ролевая игра «Путешествие в мастерскую» расширение представлений детей о народных промыслах, развитие ролевого взаимодействия воспитатели
Пальчиковая игра «Мастера» развитие логоритмических способностей детей воспитатели
Физкультминутки и динамические паузы: «Матрешки танцуют», «Дружные матрешки» оздоровление детей через двигательную деятельность воспитатели
Народная подвижная игра «Ручеек» знакомство с народной культурой через народные подвижные игры воспитатели
Хороводная музыкальная игра «Гори, гори ясно!» знакомство с народной культурой через народные подвижные игры воспитатели
Роспись матрешек развитие творческих способностей детей на основе народного творчества воспитатели
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Сроки Мероприятие Цель мероприятия Ответственные
Декабрь Консультация «Загадка дымковской игрушки» Реализация единого подхода детского сада и семьи в приобщении детей к народной культуре и традициям русского народа воспитатели
Февраль Консультация «Роль народной игрушки в духовно – нравственном воспитании дошкольников» Повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о значении и роли народной игрушки в духовно – нравственном воспитании детей воспитатели
Март Буклет «Тряпичная кукла как средство приобщения детей к народной культуре» Повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о значении игрушки и ее роли в воспитании детей воспитатели
Март Мастер – класс с родителями «Кукла колокольчик» Установление партнёрских взаимоотношения между детьми, родителями и воспитателями через совместную деятельность воспитатели
Слайд 15
Итоговый продукт: выставка детских творческих работ.
Слайд 16
Результат:
У детей расширились представление об истории народной игрушки : дымковской, деревянной и тряпичной куклы.
Появился интерес к изучению истории России, народной культуре и творчеству.
Освоили навыки мастерить и расписывать игрушки по мотивам народной росписи.
Родители с удовольствием приняли участие в совместных мероприятиях с детьми.
Пополнилась предметно – пространственная развивающая среда группы игрушками созданными на основе народных промыслов.
Слайд 17
Перспективы развития:
В дальнейшем планируем посетить музей «Народной игрушки» в г. Угличе; продолжать более глубокую работу по теме тряпичной куклы; создание мини-музея «Игрушка из бабушкиного сундучка». Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.