оксана гладких
Проект с детьми старшей группы «Покорение космоса»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект с детьми старшей группы «Покорение космоса»
Вид проекта : исследовательский.
Продолжительность проекта : краткосрочный (4 недели).
Участники проекта : дети подготовительной группы «Солнышко», детского сада «Огонек», воспитатели, родители воспитанников.
Публикация «Проект с детьми старшей группы „Покорение космоса“» размещена в разделах
Цель проекта : - формирование у детей дошкольного возраста представлений об освоении космоса людьми, о первом космонавте – Юрии Гагарине и систематизация знаний о космическом пространстве.
Задачи проекта :
- формировать элементарные представления о космосе;
- систематизировать знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле;
- способствовать ознакомлению с историей первой космической ракеты,
- расширению кругозора детей и развитию их воображение.
- воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину.
Актуальность проекта : Тема "Космоса" привлекает и интересует детей дошкольного возраста, как что-то волшебное, таинственное. Дети задают вопрос: "Почему солнце такое яркое?", "Сколько звезд на небе?" Почему наступает ночь? и т. д. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко.
Имя первого космонавта дорого каждому жителю России. В 2016 году Юрию Гагарину исполнилось бы 82 года. Жизнь и подвиг этого человека заслуживают того, чтобы молодое поколение знало и помнило о герое, ведь он является примером для подражания, образцом служения Отечеству.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств, нравственных ценностей, а также поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания о космическом пространстве, применить их в различных видах детской деятельности.
Прогнозируемые результаты:
1. Усвоение детьми знаний о покорении космоса, о первом космонавте и космическом пространстве.
2. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
3. Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Реализация проекта :
I этап: «Подготовительный»
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по теме «Покорение космоса».
3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной деятельности.
4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
5. Создание центра в групповой комнате «Космос», как обогащение развивающей среды.
6. Составить план мероприятий.
II этап: «Реализация проекта»
1. НОД : - художественное творчество (рисование) «Звездная фантазия»;
- художественное творчество (лепка) Рельеф «Солнечная система»;
- конструирование из бумаги (оригами) «Ракета»;
- формирование элементарных математических представлений «Путешествие в космос»;
- развитие речи: рассматривание картин о космосе : «Солнечная система», «Звёздное небо».
2. Беседы: - "Первооткрыватели космоса"
- «Первый полет Ю. А. Гагарина в космос»,
- «Истории возникновения ракеты»,
- «Первые попытки покорения космоса».
3. Ознакомление с художественной литературой:
- В. Степанов «Юрий Гагарин»;
- А. Твардовский «Памяти Юрия Гагарина»;
- В. Фирсов «Земля… Земля…».
- Ю. Нагибин «Рассказы о Гагарине»,
- П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп»
- А. Томилин «Как люди открывали свою землю»
- Б. Левитан «Астрономия в картинках»
- Е. П. Левитан «Звёздные сказки»
- К. А. Порцевский “Моя первая книга о Космосе”
4. Музыкальная деятельность: - слушание песен о космосе группы «Непоседы», муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова «Знаете, каким он парнем был…»;
- разучивание песни «Наш звездолёт», автор музыки и текста Олеся Емельянова.
5. Физкультурная деятельность: физкультминутки на космическую тематику.
6. Игровая деятельность: - дидактические игры: «Наша солнечная система», «Составь ракету», «Восстанови порядок в солнечной системе», «Куда летят ракеты», «Найди тень», «Подбери созвездие».
- игровые упражнения: «Летит – не летит», «Неизведанная планета», «Перегрузка и невесомость».
- сюжетно-ролевые игры : «Космонавты», «Полет в космос», «Космическое путешествие», «Больница для космонавтов».
- подвижные игры: «Ждут нас быстрые ракеты», «Космонавты», «Ракетодром», «Солнце – чемпион».
7. Просмотр мультфильмов: - «Тайна третьей планеты», реж. Р. Качанов, 1982г. ; «Астрономия для самых маленьких», реж. Р. Саакянц, 2006г.
8. Эксперимент и опыты : - «Почему все падает на землю»;
- «Как тучи мешают проводить астрономические наблюдения. Что к нам ближе солнце или тучи?»;
- опыт с электрической лампочкой;
- опыт с лучом света;
- опыт «почему день сменяется ночью?».
9. Просмотр иллюстраций, презентации и энциклопедии по теме «Космос”.
10. Работа с родителями:
- создание папки-передвижки ко дню космонавтики;
- консультация для родителей «Как познакомить дошкольников с космосом»;
- создание совместно с детьми поделок, аппликаций, рисунков на выставку «Космические фантазии»;
- просмотр родителей с детьми мультфильмов (на выбор) - порекомендовать:
1. «Тайна красной планеты», «Загадочная планета»;
2. «Главный звездный» СССР: Союзмультфильм, 1966
3. «Мурзилка на спутнике» СССР: Союзмультфильм, 1960
«Незнайка на Луне».
- чтение родителей с детьми произведений (на выбор) – порекомендовать:
1. чтение фантастической сказки Уэллса Гордона «звездочет и обезьянка Микки»;
2. Е. П. Левитан «Малышам о звездах и планетах». Москва, Педагогика-Пресс, 1993.
III этап: «Заключительный» (подведение итогов).
1. Выставка совместных работ детей и родителей «Космические фантазии».
2. Совместная деятельность детей и педагога в развлечении «Космическое путешествие на ракете «Восток»».
Приложение 1
Эксперименты и опыты
1. Эксперимент «Почему все падает на землю»
Цель: подвести детей к пониманию, что Земля обладает
силой притяжения, которая зависит от веса и площади предметов.
Материалы и оборудование:
- разные предметы (из дерева, металла, пластмассы,
бумаги, пуха)
- емкость с песком, водой
- два пластмассовых шарика, металлические шарики, магнит
- металлическая фигурка человека.
Воспитатель показывает эксперимент поэтапно.
1. На пластмассовый шарик ставится металлическая фигурка человечка. При вращении шарика фигурка падает.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что наша
Земля тоже круглая, но все находящиеся на ней предметы
(здания, транспорт, дюди) не падают, как фигурка, упавшая с шарика.
2. Показать детям действие магнита. В пластмассовый шарик
при детях кладется магнит. Сравнивается поведение предметов на шарике с магнитом и без него. Подвести детей к пониманию,
что Земля, как магнит, обладает силой притяжения.
3. Дети подбрасывают предметы вверх. Проверяют, что с ними происходит: какие быстрее падают на землю, какие дольше держатся в воздухе, какие они по весу (предметы легкие по весу, имеющие большую поверхность, в воздухе держатся дольше).
4. Дети рассматривают предметы, выясняют материалы, из которых они сделаны. Отпускают все предметы с одинаковой высоты на пол. По звуку определяют, какой предмет ударился сильнее, почему (тяжелые предметы ударяются сильнее). Одинаковые шарики опускаются с разной высоты над емкостью с песком. Выясняют, когда удар был сильнее, как догадались (удар сильнее, если предмет падает с большой высоты: при падении предмета с большой высоты в воду больше брызг). Объясняют, почему опасно прыгать с высоты. (удар о землю будет сильнее).
Воспитатель: Планета Земля ведет себя как огромный магнит. Она стремится все притянуть вниз. к своему центру. Это явление называется силой земного притяжения. Все планеты притягивают предметы к своим центрам. Мы ощущаем силу тяготения, поднимая предметы. Если бы она не действовала, все предметы на планете стали бы невесомыми.
2. Опыт с электрической лампочкой.
Лампочка излучает свет и тепло как солнце. Чем ближе наша рука к лапочке, тем горячее, чем дальше, тем холоднее. Так и планеты – чем находятся ближе к солнцу, тем на планете температура выше и наоборот.
3. Опыт «Как тучи мешают проводить астрономические наблюдения». Что ближе к нам солнце или облака?». Взрослый встает между двумя детьми и спрашивает их, что делает другой ребенок?»
- не видно
-Почему?
- Потому что вы заслонили его.
- верно, вот так облака и тучи заслоняют от нас Солнце, Луну, звезды.
- Что ближе к нам, Солнце или облака? Когда я заслонила от тебя Свету, кто из нас был ближе, а кто дальше?
- Раз тучи заслоняют от нас Солнце, значит они ближе.
4. Опыт с лучом света.
Почему у человека есть тень? (Необходим фильмоскоп) Дети видят на экране тени, играют с тенями – из рук. Пытаются создать тень от прозрачного стекла. Не получается – свет проходит сквозь стекло и тени не отбрасывает. Вывод: Когда свет попадает на непрозрачный предмет, то получается тень. Это получается потому, что сквозь этот предмет лучи света пройти не могут.
5. Опыт «Почему день сменяется ночью?»
Глобус – это модель земли. Лампочка – это пусть будет солнце, булавочка на глобусе показывает место, в котором мы живем на земле. Оно сейчес освещено?
- Да, значит в нашем городе сейчас день. Теперь я поворачиваю глобус и вы видите, что наш город оказывается не на освещенной Солнцем стороне земного шара. Как вы думаете, что сейчас скажут жители нашего города7
- что у нас ночь.
- А когда будет день?
- Когда Земля еще повернется и нас будет освещать солнышко.
- Отчего же на Земле бывает день и ночь?
Вывод: оттого, что солнышко нас то освещает, то не освещает, оттого, что Земля вращается.
Приложение 2
Беседа «Первый полет Ю. А. Гагарина в космос»
Цель: способствовать ознакомлению детей с первым космонавтом.
Задачи: способствовать ознакомлению с историей первой космической ракеты, расширению кругозора детей и развитию их воображение. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину.
Ход беседы:
Воспитатель: Прошло много веков, прежде чем человечество нашло способ преодолеть земное притяжение и подняться в космическое пространство. Ребята, вспомните сказки и легенды. На чем только не летали сказочные герои? (На летучих мышах и орлах, на коврах самолетах и бородах волшебников, на Коньке – Горбунке и волшебных стрелах).
Еще несколько столетий назад никому и в голову не могло придти, что самый удобный транспорт для перемещения – это ракета. Пороховые мини – ракеты издавна применялись для устройства фейерверков или подачи сигналов в военном деле. В России, в середине прошлого века, боевую функцию ракете придал генерал артиллерии К. И. Константинов. Его ракеты могли преодолевать расстояние до трех километров.
Первым кто увидел в ракете снаряд, способный вынести землян в межпланетные пространства, был великий русский ученый К. Э. Циолковский. Он говорил: «Земля – наша колыбель, но нельзя жить вечно в колыбели». Ракете нужен воздух, значит, она может летать в пустоте, в космосе, и развить там огромную скорость, Создать первую ракету стоило многих трудов. Ее построили русские ученые, рабочие, инженеры. Именно в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли. Ребята, а вы знаете, кто был первым космонавтом? Что вы знаете об этом человеке? Когда был совершен первый космический полет?
Дети отвечают на вопросы.
Воспитатель:
Юрий Алексеевич Гагарин впервые поднялся в космос на корабле «Восток-1». Его позывной «Кедр» узнали все жители нашей планеты. Хотя Гагарин и пробыл в космосе всего 108 минут, совершив при этом лишь один виток вокруг Земли, но это было только начало – начало освоения человеком космического пространства, с те пор прошло полвека, но за это время в космосе побывали космонавты многих стран, как мужчины, так и женщины. Первый полет человека в космос открыл эру международных космических станций, стремление освоить ближайшие к Земле планеты – Марс, Венеру, Послушайте, как о дне первого в космос говорит в своих стихах поэт Александр Твардовский.
Ах, этот день – двенадцатого апреля,
Как он пронесся по людским сердцам.
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясенный сам.
Какой гремел он музыкой вселенской,
Тот праздник, в пестром пламени знамен,
Когда безвестный сын земли смоленской.
Землей-планетой был усыновлен.
Житель Земли, геройский этот малый,
В космической посудине своей
По круговой, вовеки небывалой,
В пучинах неба вымахнул над ней…
Динамическая пауза «Космонавты»
Воспитатель показывает некоторые физические упражнения, вовлекая в свои действия детей.
Чтоб космонавтом стать.
Нужно с малых лет
Приучать себя к порядку:
Застилать свою постель.
Выполнять физкультзарядку.
Встанем, прямо, плечи шире,
Руки вверх, держись прямей.
От таких вот упражнений
Станешь крепче и сильней.
Дидактическая игра «Подбери рифму»
Среди поле голубого –
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тут ходит,
Землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце.
Ну конечно, это (солнце).
Ясными ночками
Гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она:
- Спать ложитесь, поздно! –
Потому, что мать – луна,
А дочурки (звезды).
Буква А, буква А –
Алфавит голова.
Знает Вова, знает Света,
«А» похожа на (ракету).
Воспитатель: предлагает к обсуждению следующие вопросы: «Как вы думаете, что было сложного в первых космических полетах? Как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт? Хотите ли сами стать космонавтами?».
(Звучит песня в исполнении Ю. Гуляева «Знаете, каким он парнем был»? музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравого, во время которой дети рассматривают фотографии посвященные освоению космического пространства).
Знаете, каким он парнем был,
Тот, кто тропинку Звездную открыл?
Пламень был и гром, замер космодром,
И сказал негромко он.
Он сказал: «Поехали!», он взмахнул рукой,
Словно вдоль по Питерской, Питерской,
Пронесся над Землей.
Приложение 3
Дидактическая игра: «Подбери созвездие»
Соединить линиями созвездие с нужной картинкой.
Приложение 4
Консультация для родителей: «Как познакомить дошкольников с космосом»
Есть одна старая сказка. В ней рассказывается про короля, который хотел все знать, но не знал когда и с чего начать свое обучение. Развивать познавательный интерес ребенка нужно как можно раньше в дошкольном детстве, потому, что, чем больше знает маленький человек, тем легче ему будет в жизни, тем быстрее он найдет место в нашем интересном и прекрасном мире. Дошкольный возраст – это замечательное время и для детей и для родителей, в этот период малыш активно познает мир, интересуется всем на свете, открывает для себя новые истины. Мы так привыкли к тому, что нас окружает, и часто не замечаем, какие чудеса происходят вокруг нас каждый день. Поэтому перед нами взрослыми стоит огромная задача, как можно больше времени уделять общению с ребенком, рассказывать ему обо всем, о чем он спросит. Детские вопросы дают нам взрослым шанс освежить в памяти, то, что уже забылось, вернуться в детство и посмотреть на мир глазами детей. Каждый ребенок с восхищением смотрит на звездное небо. Ему больше хочется узнать о планетах и звездах. Лучше всего начать рассказ с того, что жизнь на Земле зависит от Солнца. Поскольку размеры Вселенной никто представить не может, объясните некоторые космические явления на обычных вещах. Для начала возьмите фонарик и при выключенном свете включите его. Затем покажите ребенку на близком расстоянии. Потом отойдите дальше. Обратите внимание ребенка, что фонарик стал меньше в размере, а свет от него тусклым. Так ребенку будет легче понять, что звезды только кажутся маленькими. Ведь они очень далеко от Земли.
Если ребенок будет интересоваться, насколько Земля меньше в размере, чем Солнце, можно показать ему на примере горошины и арбуза. Так ему будет легче понять, что Земля по отношению к Солнцу имеет размер горошины. Ребенок может заинтересоваться, почему Луна может быть круглой и в форме полумесяца. Для проведения опыта можно использовать мяч и настольную лампу. Вы вместе можете создать Луну, и ребенок все поймет. Предложите ребенку стать главным Звездочетом, которому будет поручено сосчитать все звезды. В темной комнате направьте свет от фонарика на свободную стену, включайте и выключайте его. Луч можно направлять в разные стороны, сияние звезды может длиться долго, или она погаснет быстро. Эта игра разовьет у него внимание, а также способность к быстрому переключению внимания, совершенствует навыки счета. Когда ребенок интересуется космосом лучше объяснять ему на простых примерах, не увлекаясь космической терминологией, он все поймет, если вы будете разговаривать на понятном ему языке. Рассказывая детям о космосе, не ленитесь подбирать интересный материал, после таких бесед ребенку будет интересно все, что происходит в космическом пространстве.
Приложение 5
Художественное творчество (лепка). Рельеф «Солнечная система».
Воспитатель предлагает детям создать рельефный макет Солнечной системы из пластилина. Спрашивает, какой цвет можно выбрать для фона. Дети должны тонким слоем нанести пластилин синего цвета на круглую заготовку из плотного картона.
Воспитатель показывает, как правильно накладывать шаблон на пластилиновую поверхность и переносить на форму рисунок орбит овальной формы с помощью стеки. Дети должны нанести овальные изображения на пластилиновую основу. Затем сложить из пластилина линии орбит (колбаски, уложить их по разметке.
Воспитатель спрашивает детей, сколько планет в Солнечной системе и что находится в центре системы. Дети должны скатать шарики различных размеров. В центре поместить самый большой желтый шарик – «солнце», у каждой «орбиты» расположить мелкие - «планеты», прижать к основе и немного сплющить их, стекой сделать насечки по краю «солнца», изображая излучение.
Приложение 6
Развлечение посвящённое Дню космонавтики «Космическое путешествие на ракете «Восток»»
Цель: - расширение знания детей о празднике - День космонавтики, о профессии космонавта.
Задачи:
- вызвать у детей интерес к окружающему миру;
- развивать логическое мышление, творческую фантазию и воображение;
- обогащать словарный запас детей;
- воспитывать любовь и гордость за свою Родину.
Ведущая: День сегодня не простой,
Это в мире знает каждый.
Впервые в космос полетел
Человек с земли отважный
12 апреля 1961 года – первый полёт человека в космос!
Сегодняшний день считают своим
И физики и математики.
А также все люди встретить спешат
Великий День Космонавтики.
1реб. В небе звёзды ярко светят
Словно бусинки блестят
Наш Гагарин – знают дети –
Раньше всех людей на свете
Побывал у звёзд в гостях.
2реб. Всем отважным космонавтам
Путь открыл он в вышину
А давайте мы, ребята,
Поиграем в космонавтов
И помчимся на Луну.
Ведущая: Каждый ребёнок – это мечтатель,
В будущем врач, учёный, писатель
физик, биолог или артист,
химик, учитель или таксист.
Ну, а пока дети просто мечтают
И кем угодно себя представляют.
Я предлагаю вам помечтать
И в космонавтов всем поиграть.
Капитаны космических кораблей, свои экипажи представьте скорей.
(Каждый капитан по очереди представляет свою команду)
Ведущая: Ну, команды, становитесь,
Крепче за руки беритесь.
Чтобы нам полёт устроить,
Надо всем ракеты строить.
Конкурс «Построй ракету»
Команды должны построить ракеты из деталей крупного конструктора.
Вед: Всё готово? Ключ на старт!
Отправляемся в полёт,
Нам пора начать отсчёт.
Дети хором: 10, 9, 8, 7. 6, 5, 4, 3, 2, 1… Пуск!
игра «Полёт»
-5-4-3-2-1-вот и в космос мы летим (рывками поднимают руки, делают конус)
-мчит ракета быстро к звёздочкам лучистым (бегут по кругу)
-вокруг звезды мы облетели, выйти в космос захотели… (движение в невесомости)
-в невесомости летим, в иллюминаторы глядим (руки над бровями, разбегаются)
Ведущая: Как космос велик и прекрасен,
Как много загадок таит…
Но только умеющий думать
Любые загадки решит.
Конкурс «Космические загадки»
За каждый правильный ответ отгадавшая команда получает одно очко.
1. Что за чудная машина смело по Луне идёт?
Вы её узнали, дети? Ну конечно ( ответ: луноход)
2. Он вокруг Земли плывёт и сигналы подаёт
Этот вечный путник под названьем… (спутник)
3. С Земли взлетает в облака, как серебристая стрела,
Летит к другим планетам стремительно (ракета)
4. Когда ты в космосе, мой друг, творятся чудеса вокруг.
Паришь ты – вот так новость, ведь это (невесомость)
5. Он чёрен как ночь, и звёзд в нём не счесть.
Планет и созвездий в нём множество есть.
Что же это за место, возникает вопрос?
И каждый ответит ведь это же… (космос)
6. Он космос покоряет, ракетой управляет,
Отважный, смелый астронавт зовётся просто (космонавт)
7. Ночью светит вам она, бледнолицая (Луна)
8. Светит весело в оконце – ну, конечно, это… .(Солнце)
Ведущая: Внимание, внимание! Звучит сигнал тревоги:
В метеоритном поле мы, скорее на подмогу!
Должны мы правильно суметь препятствия преодолеть
Конкурс «Метеоритный поток»(Полоса препятствий)
Реб. По космическим просторам мчатся спутники, ракеты,
Звёзды серебром мигают, манят нас к себе планеты.
Марс, Юпитер и Венера –
Много знаем мы планет,
Но красивей и роднее,
Чем Земля родная – нет!
1реб. Посмотрите, вон Луна! Улыбается она!
2реб. Командир, я вижу горы! И моря уже видны!
Командир: Это значит – очень скоро прилуниться мы должны.
3реб. Ну тогда. Давайте хором, петь частушки для Луны!
Ведущая: Внимание, внимание! Все в кают-компанию.
Сейчас мы поиграем, кроссворды разгадаем.
Пусть вопросы не логические, но вполне космические.
Ведущий: Инопланетяне, где же вы? Все мы жители Земли.
В гости к вам скорей спешим, познакомиться хотим.
(пауза) Не выходят инопланетяне, не хотят позировать.
А какими они будут, будем фантазировать.
Конкурс «Инопланетяне»(Готовится стол с париками, ободками, рожками, различной смешной одеждой, обувью и перчатками. Наряжают одного инопланетянина.)
Ведущий. А теперь пора прощаться и на Землю возвращаться
Командиры, по местам! Старт давайте кораблям.
Командиры: Есть готовиться к отлёту!
4-3-2-1-старт! (звучит музыка)
Кончен путь! Приземлилась ракета!
Перед нами леса и поля… .
Здравствуй, наша родная планета!
Все дети: Здравствуй, наша родная страна!
Ведущий: Вот вернулись из полёта наши храбрые пилоты.
Все присядем мы с дороги, подведём скорей итоги.
(Награждение команд)
Приложение 7
Сюжетно-ролевые игры: «Космонавты»
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
«Полёт в космос».
Для ботанического сада нужны новые редкие растения. Директор ботанического сада предлагает лететь за ними на одну из планет солнечной системы.
«Больница для космонавтов»
Цель: формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.
«Космическое путешествие»
Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.