Нина Шляпкина
Исследовательский проект с детьми старшей группы «Космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект с детьми старшей группы на тему :
«Космос»
Тип проекта : исследовательский, игровой.
Продолжительность: кратковременный.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта : с 1 по 12 апреля 2019 года.
Публикация «Исследовательский проект с детьми старшей группы „Космос“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Цель: формирование у старших дошкольников представлений о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах, о роли человека в изучении космического пространства; привлечение родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка. Формирование представлений о роли человека в изучении космического пространства
Проблема: Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звёздах, космонавтах, так как данная тема, как всё неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применять их в различных видах детской деятельности.
Вымышленные персонажи: космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои любимых мультфильмов детей. дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание образовательной деятельности доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.
Задачи:
Для детей:
Образовательная область «Познавательное развитие» :
• Систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах.
• Расширить знания детей о государственном празднике -12 апреля.
• Формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля;
• Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей, их творческого потенциала;
• Воспитание чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов; Воспитание бережного отношения к тому, что есть на нашей планете;
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
• Воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений.
Образовательная область «Речевое развитие» :
• Развивать владение речью как средством общения и культуры;
• Обогащение активного словаря;
• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• Развитие речевого творчества;
• Развитие звуковой и интонационной культуры речи.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :
• Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
• Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);
• Удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Образовательная область «Физическое развитие» :
• Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.
Для родителей:
- Привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя создание книг-самоделок, газет и другие форм работы;
- стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах;
- способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей
-установление дружеских связей с другими родителями, что ведёт к объединению по интересам;
-привлечение родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики
Для педагогов
-обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
-создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
-пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Космос».
Ожидаемые результат:
Дети:
• Сформированность у детей элементарных знаний по теме «Космос»
• Сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта
• Заинтересованность детей темой космоса, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
• Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
• Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в веселых конкурсах и соревнованиях, представить свои рисунки, поделки.
Родители:
• Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
• Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей
• Участие в праздновании российского праздника - День космонавтики
• Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Педагоги:
• Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности
• Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);
• Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий, электронных образовательных ресурсов.
Этапы работы над проектом :
Первый этап: Подготовительный, посвящён выявлению первоначальных знаний детей, разработке системы занятий, подбору разнообразных материалов, оформлению уголка по теме проекта. Информация родителей о предстоящей деятельности.
Второй этап: реализация содержания проекта.
Третий этап: оценочный, целиком посвящён подведению итогов, анализу результатов, составлению отчётов.
1 этап – подготовительный:
1. Выявление уровня первоначальны знаний о космосе.
2. Информированность родителей о предстоящей деятельности.
Такими могут быть:
1. Проведение родительского собрания в рамках темы;
2. Оформление папки-передвижки, фотовыставки.
3. Подготовить презентации о космосе, солнечной системе, космонавтах.
4. Подобрать фото - коллекцию на тему «Космос».
5. Подобрать сказки, стихи, загадки о космосе, ракете, звёздах, музыку.
6. Подготовить раскраски в соответствии с возрастом.
7. Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности.
2 этап – основной:
Беседы с использованием презентаций.
1. Беседа «Первые попытки покорения космоса»
Цель: в доступной форме объяснить детям этапы завоевания человеком воздушного пространства Земли и космоса.
2. Беседа «Из истории возникновения ракеты»
Цель: познакомить детей с историей развития авиации и космической ракеты.
3. Беседа «Что такое космос».
Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.
4. Беседа «Голубая планета - Земля».
Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.
5. Беседа «Луна - спутник Земли».
Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.
6. Беседа «Семья планет».
Цель: расширять представления детей о планетах солнечной системы
7. Беседа «Солнце - источник жизни на Земле».
Цель: уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит.
НОД:
1. Образовательная область «Познавательное развитие»
Тема: «Что мы знаем о космосе»
Задачи:
1. Познавательное развитие: Закрепить у детей понятия “космос”, “космическое пространство”. Рассказать о том, как люди раньше представляли нашу планету – Земля. Закрепить знания детей о строении Солнечной системы и космических явлениях. Закрепить понятия “звезды”, “планеты”, “кометы”, “ спутники”. Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса
2. Речевое развитие: Закрепить умение детей рассказывать с помощью карточек – опор, развивать навыки творческого рассказывания. Продолжать учить детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением.
Тема: «Необъятный космос»
Задачи:
1. Познавательное развитие: вызвать интерес к космическому пространству, расширять представления детей о профессии летчика – космонавта, воспитывать уважение к профессии, развивать воображение, фантазию, закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин, воспитывать гордость за свою страну.
2. Физическое развитие: формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем.
3. Речевое развитие: Развивать владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи.
Тема: «Путешествие в космос»
Задачи:
1. Познавательное развитие: ФЭМП – закреплять знание цифр, их последовательность в числовом ряду от 1 до 10);
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах десяти, находить предыдущее и последнее число для каждого числа;
Закрепить знания о геометрических фигурах. Развивать логику, внимание, память при решении логических задач. Закрепить знания о солнечной системе, космосе. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
2. Речевое развитие: Развивать владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи.
Тема: «Юные космонавты»
Задачи:
1. Познавательное развитие: ФЭМП - закрепить знания о составе числа 5 из единиц ; закрепить знания о геометрических фигурах, упражнять в определении их на ощупь; упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10; закрепить понятия, «соседи» названного числа; упражнять в умении различать и называть цифры по порядку; упражнять в сравнении двух групп предметов; развивать внимание, логическое мышление, память, общую и мелкую моторику, самостоятельность.
2. Речевое развитие: Развивать владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Тема: «Загадочный мир космоса»
Задачи:
1. Художественно-эстетическое развитие: Рисование - Продолжать учить создавать сюжетную композицию. Развивать фантазию, воображение детей. Развивать мелкую моторику.
2. Познавательное развитие: Уточнить знания детей о космосе : планеты Солнечной системы, современные летательные аппараты, первые космонавты.
3. Речевое развитие: Активизировать словарь детей: космонавты, космический корабль.
Тема: «Путешествие в космос»
Задачи:
1. Художественно-эстетическое развитие:
Аппликация - вызвать интерес к созданию космической композиции; закрепить освоенные детьми навыки и умения, дать возможность творчески применить их: вырезать космическую ракету из бумаги, сложенной пополам; дополнять ракету другими элементами (иллюминатор, сопло, крылья); формировать умение планировать свою работу и действовать в соответствии с замыслом; развивать воображение и композиционное решение, гармонично размещать детали на листе бумаги, умение переносить знакомые способы работы в новую творческую ситуацию; воспитывать интерес, фантазию детей при составлении композиции, умение доводить дело до конца.
2. Познавательное развитие: Уточнить знания детей о космосе : планеты Солнечной системы, современные летательные аппараты, первые космонавты.
3. Речевое развитие: Активизировать словарь детей: космонавты, космический корабль.
Тема: «Покорители космоса»
Задачи:
1. Художественно-эстетическое развитие: Лепка - совершенствовать умение лепить фигуру человека; предложить варианты лепки конструктивным и комбинированным способами; показать рациональный прием лепки; нацелить на изображение характерной экипировки, передавать движение космонавта, чтобы стало понятно, что он делает - парит в невесомости, ремонтирует корабль, идет по Луне или приветствует инопланетян.
2. Познавательное развитие: Уточнить знания детей о космосе : планеты Солнечной системы, современные летательные аппараты, первые космонавты.
3. Речевое развитие: Активизировать словарь детей: космонавты, космический корабль.
Тема: «Ракета»
Задачи:
1. Художественно-эстетическое развитие:
Конструирование – формировать интерес детей к искусству оригами, учить аккуратно складывать бумагу по схеме, развивать логическое творческое и мышление
2. Познавательное развитие: уточнить знания детей о космосе : планеты Солнечной системы, современные летательные аппараты, первые космонавты.
3. Речевое развитие: активизировать словарь детей: космонавты, космический корабль.
Комплексная НОД
Тема: «Космос – это интересно»
Задачи:
1. Познавательное развитие: Расширять знания детей о планете земля; познакомить детей с понятием «Солнечная система», с названием планет. Воспитывать бережное отношение к Земле - своему дому.
2. Речевое развитие: активизировать словарь детей: космонавты, космический корабль.
3. Физическое развитие: формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем.
Тема: «В космосе так здорово!»
Задачи:
1. Познавательное развитие: Познакомить детей с понятием «Солнечная система». Расширять знания детей о планете земля. Рассказать о том, как люди раньше представляли нашу планету – Земля. Закрепить знания детей о строении Солнечной системы, космических явлениях; понятия “звезды”, “планеты”, “кометы”, “ спутники”, названия планет.
2. Речевое развитие: Формировать у детей умение образовывать имена прилагательные от имен существительных. Умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом. Развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память, артикуляционный аппарат.
3. Художественно-эстетическое развитие: Формировать умение создавать композицию на широком пространстве неба. Развивать художественно-творческие способности: свободно экспериментировать, воображение и чувство композиции. Воспитывать самостоятельность, активность, познавательные интересы, аккуратность, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Образовательная область «Физическое развитие»
Тема: «Если хочешь быть здоров»
Задачи:
1 . Физическое развитие: закрепить упражнения, связанные с коммуникативными действиями и движениями; способствовать развитию двигательных возможностей детей.
2. Речевое развитие: содействовать активизации речевой и познавательной деятельности (о космосе, спортивных играх). Использование моделирования для объяснения окружающих процессов и природных явлений.
3. Познавательное развитие: уточнить знания детей о космосе : планеты Солнечной системы, современные летательные аппараты, первые космонавты.
Подвижные игры:
-«Ждут нас быстрые ракеты»,
- «Космическая эстафета»
- «Ракетодром»
-«Невесомость»
Сюжетно-ролевые игры:
" Космонавты"
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос». «Полёт в космос»
Для ботанического сада нужны новые редкие растения. Директор ботанического сада предлагает лететь за ними на одну из планет солнечной системы.
«Больница для космонавтов»
Цель: формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.
«Космическое путешествие».
Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Дидактические игры:
«Найди лишнее», «Найди недостающую ракету», «Добавь словечко», «Куда летят ракеты»
Чтение художественной литературы:
Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.
- Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
- П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
- О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,
- Н. Носов «Незнайка на луне»
- стихотворения о космосе.
- загадки о космосе.
Индивидуальная и групповая работа :
- развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе).
- собирание пазлов (тема «Космические пазлы»)
- рисование на крупе.
- индивидуальная работа по развитию речи игра “ Скажи наоборот”
Работа с родителями:
-Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка»
-Рубрика для родителей: «Это интересно!»
-«История развития космонавтики»
-«Важнейшие этапы освоения космоса»
Третий этап – заключительный:
1. Презентация проекта
Развлечение «Дети тянутся к звёздам»
Задачи:
1. Познавательное развитие: познакомить детей с днем космонавтики и первопроходцами, покорившими воздушное пространство; закрепить у детей понятия «космос»; расширить знания детей о строении Солнечной системы; формировать коммуникативные навыки через работу в группах. Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса, чувство патриотизма, гордости за страну, первой преодолевшей силу земного притяжения; доставить детям радость, поднять настроение.
2. Речевое развитие: содействовать активизации речевой и познавательной деятельности; развивать у детей навыки выразительного чтения, артистические умения.
3. Физическое развитие: способствовать развитию двигательных возможностей детей;
II. Оформление коллективного панно «Космическое путешествие»
III. Выставка работ о космосе (совместная работа детей с родителями)
IV. Конкурс чтецов «Стихи о космосе»
V. Выявление уровня подготовленности детей о полученных знаниях.