Некрасова Лариса
Проект «Животные Севера» с детьми средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
У детей недостаточно знаний о животных Севера, об их особенностях, имеющиеся знания не систематизированы.
Цель: развивать у детей познавательный интерес к жизни животных Севера.
Тип проекта : игровой, познавательный
Участники проекта : воспитатели, дети группы, родители
Продолжительность проекта : краткосрочный
Темочки:
- В мире животных. Проекты
- Животные севера. Проекты
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Задачи проекта :
* учить детей узнавать и называть животных Севера;
* развивать интерес к животным с помощью стихотворений, загадок, сказок, иллюстраций, игр;
* воспитывать любознательность, сочувствие, любовь к животным;
* развивать умение в продуктивной деятельности.
Ожидаемые результаты по проекту :
• Дети должны знать животных Севера, их повадки, особенности внешнего вида, образа жизни;
• Должны уметь отгадывать загадки, импровизировать, сочетать речь с движениями, составлять целое изображение из частей;
• Воспитывать доброе, бережное отношение к животным, развивать любознательность.
Этапы реализации проекта :
I. Подготовительный этап:
- изучение литературы по данной теме
- подбор иллюстраций
- Подбор подвижных игр, дидактических игр, музыкальных игр
- Подбор детских песен про животных
- Подбор пальчиковой гимнастики
-оформление презентации «Знакомство с республикой Коми»
II. Основной этап
- Беседа с детьми по тематике : «Почему животные Севера не могут жить в теплых станах
- загадки о животных Севера
- Подвижные игры: «Ловля оленей», «Совушка», «У медведя во бору», «Бездомный заяц», «Важенка и оленята»
- разучивание физкультминутки: «Здесь всюду холод, лед и тень»
- рассматривание иллюстраций и фотографий по теме
- Дидактические игры: «Назови детёнышей», «Узнай животного по описанию», «Четвёртый лишний», «Назови ласково», «Чей детёныш?», «Папа, мама, детёныши».
- просмотр мультфильма «Умка»
- Окруж. Мир: «Животные Севера»
- Рисование «Белые Мишки» (с элементами аппликации)
-Просмотр презентации «Знакомство с республикой Коми»
Совместная деятельность родителей и детей
Показ ребенку картинки с изображением животных, живущих на Севере
Рассказ об их внешних признаках, характерных повадках
Чтение вместе с ребенком стихи, сказки, рассказы, загадывание загадок.
III. Заключительный этап
- выставка продуктивной деятельности
-посещение национального музея, отдела природы с экскурсией «Всяк по-своему зимует»
Беседа "Почему животные Севера не могут жить в теплых странах?»
Программное содержание:
1. Познакомить детей с внешним видом диких животных Севера.
2. Дать понятие о том, что у всех животных густая, плотная шерсть, поэтому им тепло и в лютый мороз.
3. Рассказать детям о повадках животных Севера, и чем они питаются.
4. Прививать любовь к животным.
Подготовка детей: детям читали рассказы: «Окся – труженица», «Сампо – лопаренок», сказка «Кукушка», Снегирева «Про оленя».
Рассматривали альбом с иллюстрациями о Севере.
Ход
Педагог начинает занятие с чтения стихотворения «Дети Севера».
«Мы любим смеяться, на нартах кататься,
По белому снегу зимой. И, честное слово,
С мороза большого идем неохотно домой».
- В этом стихотворении говорится о детях Севера, но на Севере живут и животные. Вот сегодня мы и побеседуем о диких животных Севера.
- Дети, каких животных вы знаете? (олень, морж, белый медведь).
- Вот давайте и поговорим о них.
Педагог выставляет картину с изображением белого медведя.
- Посмотрите на картину, кто это? (белый медведь).
- Дети, а кто из вас видел живого белого медведя в зоопарке?
- Похож он на бурого медведя? (да).
- Чем отличается белый медведь от бурого? (цвет шерсти - белый, белый медведь любит воду, легко плавает, живет на Севере).
- А чем похож он на бурого медведя? (такие же лапы, такой же большой).
- Какая шерсть у белого медведя? (густая, теплая, поэтому в самый лютый мороз ему не холодно).
- Где живут медведи на Севере? (в океане).
- Да, дети, белые медведи живут далеко – далеко на Севере в Ледовитом океане. Зимой и летом по океану плавают огромные льдины, плывут они медленно, а вокруг вода да вода и берега не видно. Кажется никакой зверь жить там не сможет. Вот среди льдов и живут белые медведи.
- Дети, а как вы думаете, кто больше любит плавать в воде: белый медведь или бурый? (белый медведь больше любит плавать, он очень хорошо плавает, может уплыть далеко в океан).
- Вылезет белый медведь из воды на льдину, отряхнется – и опять сухой.
- Чем питаются белые медведи? (рыбой, мелкими морскими животными).
Воспитатель выставляет картинку с изображением моржа.
- Какой зверь нарисован на этой картине? (морж).
- Какое тело у моржа? (большое, неуклюжее).
- Чем покрыто тело моржа?
- У моржа шерсти нет, у него очень толстая кожа и есть подкожный жир, который согревает моржа и никакой мороз ему не страшен. Подкожный жир лучше, чем теплая шуба.
- Какого цвета морж? (коричневого).
- Что есть у моржа на мордочке? (клыки).
- Какого цвета клыки? (белые).
- Для чего они нужны моржу?
- При помощи клыков он взбирается на льдину, воткнет клыки, подтянется и взбирается на льдину.
- Что помогает моржу во время плавания? (ласты).
- Морж ластами работает, как веслами. Он плавает очень быстро.
- А кто из вас знает, чем питается морж? (ракушками).
- Дети, моржи целый день дремлют на льдине, а когда проголодаются, нырнут в воду и достанут ракушку со дна, водоросли, наедятся и снова на льдину. Моржи очень тяжелые. Старый морж весит больше двух коров. Поэтому моржу тяжело влезть на льдину.
- А теперь посмотрите на эту картинку (олень, какое это животное? (олень).
- Чем покрыто тело оленя? (шерстью).
- Да, тело оленя покрыто густой шерстью.
- Какого цвета шерсть у оленей? (коричневая, серая).
- Что у оленя на голове? (рога).
- Какие рога у оленя? (большие, ветвистые).
- На что у них похожи рога? (на ветки дерева, они красивые).
«По колючим мхам, по сырой траве,
Носишь ты дерево на голове…»
- На каких домашних животных похож олень? (на лошадь, корову).
- Посмотрите, какие стройные, сильные ноги у оленя! Для чего оленю нужны такие ноги? (он убегает от врагов, олень много бегает по снежным покровам).
- А что на ногах у оленя? (широкие копыта).
- Для чего оленю нужны широкие копыта? (чтобы он не проваливался в снег).
- И еще он добывает себе корм, копытцами разрывает снег до земли и достает сухую траву – это самый любимый корм оленей.
- А чем питаются олени летом? (зеленой травой, мхом).
- Мох называется – ягель и еще олени любят соль и летом едят грибы.
- какую пользу приносят олени? (оленье мясо едят, оно очень вкусное, из оленьих шкур народы Севера делают чум – жилье, шьют одежду – малицу, обувь – торбаса, оленьи шкуры – очень теплые).
- Из кожи, снятой с оленьих ног (комус - кожа, изготовляют непромокаемые сумки, уздечки – монгуем.
- Дети, олени бывают дикие и домашние. Какую пользу приносят домашние олени? (они возят людей).
- Во что запряжены олени? (нарты – легкие сани).
- А теперь послушайте рассказ из книги Снегирева «Про оленей». Рассказ называется «Северный олень».
Итог занятия.
Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста
Ход занятия:
Вводная часть
Основная часть
Физминутка
Заключительная «Знакомство с Коми Республикой»
Познакомить детей с краем, где мы живем
Развивающая:
Знакомство с коми краем.
Образовательная: Уточнить и систематизировать представления о Коми республике.
Воспитательная: Воспитывать любовь к месту, где родился и живешь.
Демонстрационный: Карта РФ, мультимедиа, письмо от финнов.
Рассматривание альбомов и фотографий о Коми Республике; чтение стихов и сказок коми народа; знакомство с коми мелодиями на музыкальных занятиях.
Север-суровый, ковер-пуховый, шапки белые на крышах, голубая вышина.
Ребята, нам пришло письмо из Финляндии. Жители Финляндии хотят приехать к нам в гости, но они совсем ничего не знают о нашем крае. Давайте познакомим их с нашими просторами Республики Коми.
В. : Да
Воспитатель показывает карту РФ
В. : Ребята, а вы знаете, что это такое?
Д. : Да, это карта.
В. : Правильно, это карта РФ. Сегодня на занятии мы поговорим о том, в какой республике мы живем. Может, кто-нибудь из вас знает, как называется наша республика? (ответы детей) А кто сможет показать где находится? (Показывает детям карту РФ)
В. : Ребята, посмотрите на экран, коричневым цветом окрашена наша республика. Посмотрите какая она большая.
(рассказывает стихотворение - слайд)
В. : Родилась я в коми Крае,
Это Родина моя,
Лучше края я не знаю,
Всех дороже мне она!
Наша Республика находится на севере. Зима приходит первой к нам потом постепенно продвигается на юг.
А весна идет с юга, и к нам приходит последней, так как путь очень длинный, поэтому в мае месяце еще лежит снег.
В. : А вы любите зиму? За что?
Д. : Да, потому что можно кататься на санках, лепить снеговиков…
В. : Давайте послушаем стихотворение П. А. Образцова, чтобы узнать как он восхищается своим севером (читает стихотворение) – с каждым четверостишием меняется слайд.
«Север мой»
В. : А вы любите Коми Республику? За что? (ответы детей)
В. : Все мы любим наш коми край, так как это наша Родина, здесь мы родились и живем. Особенно красивы зимой северные сияния. Вы видели когда-нибудь северное сияние?
(ответ детей, если кто-нибудь из детей видел, делится впечатлениями; в случае если никто не видел показывает картинку и изображением северного сияния)
- А летом красивы белые ночи, когда бывает также светло, как днем.
В. : Как называется столица нашей Коми Республики? В каком городе мы живем?
Д. : Сыктывкар. (говорят все вместе, далее по отдельности)
В. : Много лет назад здесь не было города, был один лес. Ребята, скажите, чем богата наша Коми Республика?
Д. : Деревья, ягоды…
В. : Правильно, ребята! Наша Коми Республика богата белоствольными березками, беспокойными осинами (слайд). Растут у нас и красавицы ели (слайд, мхи и лишайники; ягоды и грибы (слайд, много разных животных. Перечислите животных, которые есть у нас в Коми республике?
Д. : волк, заяц, …
В. : Конечно, видите какая красота нас окружает. А какой в лесу запах, ммм…
Еще наша республика богата полезными ископаемыми – нефть, газ, уголь…
В. : А вы ходите в лес, или ходите с родителями отдыхать на природу? (ответы детей)
В. : Коми Республика очень красива! Вспомните как красиво летом, когда кругом зеленеет, цвете. (слайд) Весной, когда поют птички, которые прилетели к нам с теплых краев. Осенью, когда кругом багрянец и золото! Зимой кругом снег, все белое, чистое, все покрыто инеем!
В. : А что нам нужно дела, чтобы наша Родина всегда оставалась такой же красивой и богатой?
Д. : Не мусорить, не вырубать леса, не рвать цветы…
В. : Вы все знаете, поэтому не разрешайте ломать деревья, баловаться спичками, рвать цветы… другим ребятам, которые не понимают что делают. А вот сами деревья обижаются на людей. Послушайте, почему:
Очень я, Черемуха, на людей обижаюсь…
По весне белого кружева напряду, с головы до ног наряжусь, стою, как невеста… глядите, стар и мал, любуйтесь. Пусть у вас на душе станет радостно!
А люди – ломать меня.
По стволу карабкаются, сучья гнут, веточки отдирают. И не поймут, что ведь себе хуже! Веточки в комнате долго ли простоят – вот уже и осыпались… а цвела бы я нетронутая, так сколько бы дней глаз веселила!
Поспеют летом черные ягоды – снова люди ко мне. Потихоньку собирали бы ягодки бережно, я бы смолчала. Но ведь снова гнут меня, снова ломают…
- Эгей! Сюда.
Ну я на хитрость и пустилась.
Хоть ягоды мои и сладки, да вязкие, вот вяжут.
Поел ягод, захотел крикнуть, а рот-то и связало.
Ну и поделом тебе.
Ступай домой и помалкивай.
- Чему учит рассказ? (ответы детей)
Все дышите! Не дышите!
Вместе руки поднимите –
Один, два, три, четыре,
Превосходно!
Наклонитесь, разогнитесь,
Встаньте прямо! Улыбнитесь!
И садитесь!
В. : О чем мы сегодня беседовали на занятии? (ответы детей)
В. : Правильно, мы сегодня познакомились с республикой, в которой живем.
С ее красивыми местами, узнали чем богата республика. А так же рассказали жителям Финляндии о нашем родном крае! Ребята, как вы думаете, мы заинтересовали финнов? Они захотят приехать в гости в Коми Республику? (ответы детей)
Я тоже думаю, что они обязательно приедут в гости, посмотреть на наши красивые места.