Юлия Кудливская
Проект с детьми среднего дошкольного возраста «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема:
У детей среднего дошкольного возраста недостаточно знаний о воде, её свойствах, возможностях и роли в жизни всего живого на планете Земля.
Актуальность:
В свете требований ФГОС ДО важной задачей детского сада является развитие познавательной активности каждого ребёнка. И начинать реализовывать её нужно именно в дошкольном возрасте, наиболее благоприятном для развития ребёнка и становления его личностных качеств.
Публикация «Проект с детьми среднего дошкольного возраста „Волшебница вода“» размещена в разделах
Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых насущных потребностей человека. К ней необходимо относиться очень бережно, ведь воды, пригодной для питья, на Земле не так уж много, несмотря на то, что водой покрыто 3/4 площади Земли. Исходя из этого, важно познакомить детей дошкольного возраста с водой, с её свойствами в процессе образовательной и экспериментальной деятельности.
Цель:
Формировать у детей представления о свойствах воды, о её роли в жизни человека, растений и животных.
Задачи:
Образовательные:
- Углубить знания детей о воде и её свойствах;
- Показать единство живой и неживой природы;
- Формировать эмоционально - познавательную активность детей;
- Обогатить словарь детей загадками о воде.
Развивающие:
- Развивать наблюдательность;
- Формировать познавательную активность;
- Развивать самостоятельность и инициативу;
- Развивать творческие способности.
Воспитательные:
- Воспитывать экологическое сознание и целесообразное поведение;
- Воспитывать бережное отношение к воде.
Гипотеза:
Непосредственное взаимодействие с водой раскроет для ребёнка все её тайны, пробудит любознательность, разовьёт наблюдательность и сформирует необходимость бережного отношения к данному природному богатству.
Характеристика проекта:
По доминирующей деятельности: исследовательско - информационный.
По продолжительности: долгорочный – 3 месяца.
По количеству участников: групповой.
Участники проекта: дети, педагог.
Место проведения: в группе, на участке.
Ожидаемые результаты:
Дети узнают:
• о свойствах воды, о её роли воды в жизни человека и живых организмов;
• узнают, кто больше всех нуждается в воде;
• поймут взаимосвязь воды и всего живого на Земле;
Дети научатся бережно относиться к воде.
Конечный результат:
Проведение ООД с включением опытно – экспериментальной деятельности.
Этапы проекта:
I. Целеполагание:
1. Определение темы, проблемы, актуальности.
2. Постановка цели, определение задач.
3. Выявление уровня знаний детей о воде.
4. Создание опытно – экспериментальной лаборатории в группе;
5. Подготовка и составление картотеки опытов и экспериментов с водой.
6. Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей.
II. Планирование:
1. Сбор информации.
2. Составить перспективный план мероприятий.
3. Разработка проекта «Волшебница вода»».
4. Поиск критериев эффективности результатов деятельности по проекту.
III. Основной:
1. Проведение бесед.
2. Наблюдения.
3. Опыты.
4. Игровая деятельность.
5. Трудовая деятельность.
6. Чтение художественной литературы, загадывание загадок.
7. Продуктивная деятельность.
8. Подготовка презентации по проекту.
IV. Заключительный:
1. Проведение ООД (итоговое) с включением опытно – экспериментальной
деятельности.
2. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
План мероприятий:
Беседы «Что мы знаем о воде?»
«Вода – жидкость»
«Кому нужна вода?»
«Дождь – это хорошо или плохо?»
«Кому вода нужна больше?»
«Вода – кругом»
«Нужно ли беречь воду?»
Наблюдение «Наблюдение за дождём»
«Наблюдение за облаками»
«Наблюдение за туманом»
«Рассматривание инея»
«Рассматривание снежинок»
«Рассматривание льда»
«Наблюдение за снегом»
«Наблюдение за ростом лука в банке с водой»
«После дождя»
Опыты «Вода даёт жизнь растениям»
«Вода - жидкость»
«Вода при низкой температуре замерзает»
«Цветные льдинки»
«Имеет ли вода запах?»
«Имеет ли вода вкус?»
«Вода прозрачная, льётся и может менять цвет»
«Вода может нагреваться и нагревать предметы. Жидкое и
газообразное состояние воды»
«Вода - растворитель»
«Вода и её форма»
«Ещё интересное о воде»
Игровая деятельность Дид/и «Когда это бывает?»
Под/и «Солнышко и дождик»
Под/и «Удочка»
Под/и «Море волнуется»
Обыгрывание потешки «Водичка, водичка»
Трудовая деятельность Уход за комнатными растениями
Мытьё игрушек
Художественная
деятельность Загадывание загадок
Чтение В. Сутеев «Под грибом», просмотр мультфильма
Разучивание потешки «Водичка, водичка»
Продуктивная
деятельность «Туча» (аппликация техникой «бумажный комочек)
«Туча» (аппликация техникой «мозаика»)
«Рыбки в аквариуме» (рисование восковым мелками и
краской по мокрому)
«Золотая рыбка» (аппликация из кругов)
«Подводный мир» (рисование ладошками)
Работа с родителями Папка – передвижка «Путешествие капельки воды»
ООД с включением
опытно – экспериментальной
деятельности «Волшебница – вода»
Результат проекта:
- рост познавательной активности у воспитанников;
- развитие наблюдательности;
- понимание важности воды для живой природы и человека;
- появление желание участвовать в опытах и экспериментах;
- стали бережнее относиться к воде.
В процессе опытно - экспериментальной и познавательной деятельности дети проявляли интерес, с помощью педагога стали устанавливать причинно – следственные связи. Опыт детей обогатился новыми знаниями. Проделанная по проекту работа дала положительный результат в познавательном развитии ребенка, в формировании его положительных качеств характера, а главное способствовала формированию экологического сознания и бережного отношения к природе.
Список использованной литературы:
1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по
формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста [Текст] — СПб. :
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. — 496 с,
2. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников
(средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А.
Обухова. - М. : ВАКО, 2005. – 240 с. ;
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и
эксперименты для дошкольников. – Сфера, 2002. – 192 с. ;
4. Костюченко М. П. Исследовательская деятельность на прогулках: экологические
занятия с детьми 5-7 лет. - Издательство: Учитель, 2014. – 87 с. ;
5. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика
работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя
дошкольного образовательного учреждения. - М. : Просвещение, 2002. - 144 с. ;
6. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие
для студ. сред. лед. учеб, заведений. - 3-е изд., перераб. — М. : Издательский центр
«Академия», 2005. - 224 с. ;
7. Рыжова Н. А, ПРОГРАММА НАШ ДОМ — ПРИРОДА: Блок занятий «Я и Природа» /
Текст публикуется в авторской редакции. — М. : КАРАПУЗ -ДИДАКТИКА, 2005. - 192 с. ;
8. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: средняя группа –
МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.