Ковалева Ирина Владимировна
Проект «Зимняя мозаика». Новогодние традиции. Нетрадиционное рисование в работе с детьми среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект «Зимняя мозаика»
Актуальность
Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года, что помогает удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику. Проект ориентирован на детей среднего дошкольного возраста и позволяет создать радостную эмоциональную атмосферу в преддверии новогоднего праздника.
Публикация «Проект „Зимняя мозаика“, Новогодние традиции, Нетрадиционное рисование в работе с детьми среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Зима. Проекты
- Зима. Рисование, зимние рисунки
- Нетрадиционные техники рисования
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Проекты
- Новый год. Рисование
- Проекты
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Для своей работы я выбрала тему нетрадиционных техник рисования потому, что она интересна мне, и моим воспитанникам. Все они, без исключения, быстро и охотно включаются в работу на занятиях, а после её выполнения очень эмоционально реагируют на результат своего труда- свой рисунок. Маленькие творцы с удовольствием демонстрируют её своим родителям, погружают их в увлекательное занятие и с гордостью несут из дома рисунки выполненные вместе с родителями.
Такое нестандартное решение развивает фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Для создания позитивного эмоционального настроя у детей, перед каждым занятием, я провожу игры Вначале обыгрываю сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет заинтересовать малышей, дольше удержать их внимание и настроить на положительный мотив деятельности.
Таким образом, становится понятно, что занятия с использованием нетрадиционного рисования могут оказать неоценимую услугу в разностороннем развитии детей, помогут найти контакт с ребёнком и наладить сотрудничество с ним в других видах деятельности, а также способствуют взаимодействию педагога с родителями.
Тип проекта - творческий. краткосрочный
Сроки реализации
Краткосрочный проект (1-23 декабря 2016 года).
Участники проекта:
дети, педагоги, родители.
Возраст детей
средняя группа.
Ресурсное обеспечение
1. Пальчиковые краски
2. Клеёнки досточки для лепки
3. Баночки для воды
4. Кисти круглые и плоские разного размера
5. Сафетки
6. Бумага различного формата и цвета
7. Солёное тесто.
8. Пластилин
9. Стеки, ножницы
10. Ватные диски, палочки
11. Клей ПВА
!2. Картон, бархатная бумага
13. Коктельные трубочки
14. Парафиновые свечи
15. Зубная щётка, расчёска
Цель проекта
Создание праздничной атмосферы в преддверии праздника. Создать условия для изобразительного развития детей нетрадиционными техниками. Формирование у детей дошкольного возраста художественно- творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.
Задачи проекта
.Научить детей нетрадиционным техникам рисования.
. Дать знания родителям в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.
• Раскрыть возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности;
• Закреплять представление детей о празднике Нового года, познакомить с его традициями, обычаями, атрибутикой, персонажами празднования.
• Продолжать учить детей создавать коллективную работу слаженно, помогая друг другу;
• Создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника.
• развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности.
• Укреплять связи дошкольного учреждения с семьей. Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми
План реализации проекта
Организационно – подготовительный этап (1-10 декабря)
Образовательные области
Виды детской деятельности Мероприятия
"Познание" - основная деятельность проекта. Беседы о зимних признаках «Почему снег скрипит?», «Где живет Дед Мороз?», «Цвет зимушки - зимы», «Встречаем Новый год»
Формы реализации проекта:
1. НОД.
2. Чтение художественной литературы.
3. Беседы.
4. Наблюдения.
5. Игровая деятельность.
6. Продуктивная деятельность.
7. Исследовательская деятельность.
8. Досуговая деятельность.
Конструирование из шишек «Зимний лес». «Новогодняя ёлочка»
Продуктивная Рисование «Еловая веточка», аппликация «Собери гирлянду», игры-рисование палочками на снегу «Елочка», «Снежинка»; лепка «Моя семья – встречает Новый год», подготовка материала для аппликации «Письмо Деду Морозу».
Игровая Сюжетно-ролевая игра «Магазин новогодних игрушек», «Семья встречает Новый год». «Накорми зверей зимой», «Встреча Нового года».
Прогулки
«Наблюдение за снежинками», «Наблюдение за ветром», «Наблюдение за погодой», «Свойства снега», «Сравнение ели и тополя», «Наблюдение за обледенением деревьев», «Наблюдение за льдом на лужах», «Наблюдение за почвой в морозную погоду», «Наблюдение за изморозью», «Наблюдение за воробьями», «Наблюдение за зимним небом», «Наблюдение за птицами на участке», «Наблюдение за солнцем», «Наблюдение за поведение птиц у кормушки», «Наблюдение за синицами», «Наблюдение за трудом дворника», «Наблюдение за деревьями».
Коммуникативная
Беседа - рассказ о истории возникновения праздника «Нового года».
Беседа – рассказ «Зимние забавы». «Где живет Дед Мороз?», «Что такое новый год?», «Хвойные деревья».
Составление и отгадывание загадок на тему: «Зимушки - зимы».
«Какое время года сейчас наступило?», «Что мы знаем о зиме?», «Для кого зима бывает грустным временем года?» «Каково лесным жителям зимой?», «О зиме», «Что бывает зимой? (стало холодно, идет снег, вода замерзла, реки сковало льдом)» «Какие животные живут зимой в лесу, чем питаются», «О снеге», «Что за праздник Новый год», «Без чего не может быть Нового года?» «Кто такая Снегурочка? Из чего она сделана?», «Чем украшают ёлку?» «Что можно делать со снегом? Что можно лепить из снега?», «Что вы ждёте от праздника Новый год?» «Беседа о поведении на Новогоднем утреннике», «О зимней одежде», «О реках зимой»
«Что такое маскарад? Зачем нужны маски?», «Зачем нужны новогодние открытки?», «Как вы будите встречать Новый год дома?», «О птицах зимой» (Чем питаются птицы зимой? Как люди заботятся о птицах зимой, «Какие зимние забавы вы знаете?» «В какие забавы любите играть?», «Без чего не бывает Зимы?» «В какие игры вы играете зимой?», «Что можно строить из снега и льда?», «Какие вы знаете зимние виды спорта?»,«Какая одежда нужна для занятия зимними видами спорта?», «Какие вы знаете зимние игры на участке детского сада?», «О хоккее», «О фигурном катании», «О конькобежном виде спорта».
Дидактические, словесные игры «Я начну, а ты продолжи», «Собери елочку», «Четвертый лишний», «Составь узор», «Найди ошибки».
Игра – драматизация «Снег идет, снег идет»
Игровое упражнение «Елочка в лесу»
«Какое время года», «Сложи новогоднюю открытку», «Так бывает или нет?», «Правильно – неправильно», «Что это за птица», «Какой, какая, какое», «Кто быстрее найдет ель или тополь», «Что умеют делать звери?» «Что изменилось?», «Когда это бывает?», «Сложи снежинку».
Просмотр презентаций
«Зима», «Почему на новый год наряжают ёлку», «Зимние забавы», «Зима в детском саду». «Русская зимушка – зима», «Перелётные птицы», «Зимние виды спорта»,»Дед Морозы разных стран», «Труд людей зимой», «Снег», «птицы зимой», «Как звери готовятся к зиме».
Просмотр мультфильмов
«Когда зажигаются ёлки», «Новогодняя сказка», «Новогодняя ночь», «Новогоднее путешествие», «Времена года», «Случилось это зимой», «Снеговик почтовик», «Сказка о снегурочки», «Снегурка».
Гимнастика для глаз
«Елка», «Чудеса», «Глазки», «Ветер», «Снежинки», «Волшебный сон».
Пальчиковая гимнастика
«Мороз», «Ветер северный подул», «Новогодние игрушки», «Елка», «Ножницы», «Замок», «Добро и зло», «Попрошайка», «Спасаемся от мороза», «Снежок», «Белочка», «Снеговик», «Зимние забавы зверей», «Горка, «Спортсмены».
Дыхательная гимнастика
«Снежный ком», «Филин», «Сердитый ежик», «Подуем на…», «Ножницы», «Трубач», «Медвежонок», «Снеговик веселится», «Вьюга», «Погрейся», «Снеговик веселится», «Вырасти большой», «Подуем на».
Динамические паузы:
«Под ёлочкой», «Часы», «Отдых наш – физкультминутка», «Белки», «Разминка», «Будем прыгать, и скакать!», «Прыгают зайчата», «Буратино» .
Подвижные игры
«Будь внимателен», «Охотники и зайцы», «Ледяные фигуры», «У медведя во бору», «Передай рукавичку», «Три мороза», «Передай снежок», «Мишка по лесу гулял», «Шире шагай», «Снежки», «Совушка», «У ребят порядок строгий», «Кто выше подбросит снежок», «Трамвай», «Не опаздывай», «Зимующие и перелетные птицы», «Попади в ком», «Передай снежок», «Катание на санках», «Заяц».
Музыка
Разучивание новогодних песен, разучивание танцев к утреннику.
Чтение художественной литературы. Стихи, пословицы поговорки, рассказы о зиме, о Новом годе. Чтение сказок «Снежная королева», «Двенадцать месяцев», «Баба – Яга». Вечер стихов «Елочка красавица – всем ребятам нравится». Театр «У елочки в гостях».
Музыкально - художественная. Разучивание песен о зиме, слушание музыки П. И. Чаковского времена года «Декабрь», разучивание танца снежинок, хороводной игры «А у нас под новый год», музыкально-дидактические игры «Вот попался к нам в кружок».
Двигательная. Физическая культура. Обеспечивать оптимальную двигательную активность детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения. П/И «Снежинки и ветер», «Волшебные фигуры», «Два Мороза», «Заморожу».
Труд Трудовая Беседа и практические приемы «Чем можно помочь деревьям и кустарникам».
На прогулке чистка участка снега в помощь дворнику. Обсыпать основания деревьев, кустарников снегом. Привлекать детей к изготовлению новогодних открыток совместно с родителями.
Здоровье Дыхательная гимнастика «Ветерок», «Сдуй снежинку» и т. д.
Безопасность. Беседы и чтение художественной литературы о опасных дорожных ситуациях «Осторожно – гололед!», «Безопасность детей во время новогодних праздников»
Работа с родителями:
1. Привлечение родителей к участию и оформлению группы к новому году.
2. Участие родителей вместе с детьми в конкурсе «Новогодняя открытка»
3. Участие родителей в создании костюмов для мальчиков «Гномы», пополнение предметно – развивающей среды (по сюжетно – ролевой игре «Магазин игрушек», книжного уголка (стихотворения, рассказы о зиме, «О новом годе», сказки «Двенадцать месяцев», «Снежная королева», «Снегурочка» и т. д.).
4. Привлечь к участию родителей в голосовании конкурса «Новогодняя открытка»
5. Подготовка консультации для родителей: папка – передвижка «Зима»
Основной этап (7- 22 декабря)
Художественное творчество
1. Выставка детских работ «Письма Деду Морозу».
2. Выставка – конкурс детских работ совместно с родителями «Новогодняя открытка»
Коммуникативная деятельность
1. Составление письма «Деду морозу»
Заключительный этап (23 декабря)
1. Праздник «Новый год».
2. Итоги подведения конкурса «Новогодняя открытка»
Итог проекта
• Обогащение знаний детей о зиме и зимних признаках, через раскрытие образа зимы в поэзии, в живописи, музыке, художественной литературе.
• Осознание детьми доброго, заботливого отношения к природе.
• Развитие творческих способностей детей в продуктивной и в музыкально-художественной деятельности.
• Создание условий для социально-нравственного развития.
Я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым, потому что нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей у детей, фантазии и воображения.
Продукт проекта
1. Коллективная работа детей «Снеговик - почтовик»
2. Аппликация «Письмо Дедушке Морозу».
3. Рисунки детей «Еловая веточка»
4. Аппликация «Сосульки на крыше»
5. Аппликация «Снеговик»
6. Рисование «Зимняя сказка»
Литература:
1. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. «Игры- забавы по развитию мелкой моторики у детей.» М. Гном и Д. 2001
2. Башаева Т. В. развитие восприятия у детей, Форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития» 1997
3. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г. Щербина С. В. Развиваем руки- чтоб учиться писать и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997
4. Ермакова С. О. Пальчиковые игры для детей. 2008
5. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика. 1999
6. ГригорьеваГ. Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности 2000 г.
7. Казакова Р. Г. Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники рисования. М. : ВЛАДОС, 2001
8. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей. : Пособие для дошкольных учреждений. М, : ВЛАДОС, 2001 г.
9. Комарова Т. Детское художественное творчество, - М, 2005
10. Сокольников Н. М. Изобразительное искусство: Основы живописи. – О. : ТИТУЛ, 1996
11. Субботина Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1998
12. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М. : ВЛАДОС, 2001
13. Шоргина Т. А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. - Книголюб 2003
14. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации».
15. Сакулина, пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М. : Просвещение,1982.– 208 с.
16. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду[Текст] /Г. Н. Давыдова, Скрипторий, 2003.
17. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка[Текст] /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М. :«Просвещение», 2005.
18. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] А. В. Никитина. – Каро, 2007.
19. Интернет ресурсы