ТАТЬЯНА КОСТРЮКОВА
Среднесрочный проект для детей раннего дошкольного возраста «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Новомичуринский детский сад №1» выполнили: Кострюкова Т. И.
Сидрова Г. В.
сентябрь 2017г.
Вид проекта :Педагогический
Длительность проекта : среднесрочный, 1 месяц
Цель:
• развитие познавательной активности детей раннего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.
• способствовать расширению знаний детей о воде, значении и её свойствах.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить детей раннего дошкольного возраста с водой и её свойствами;
Публикация «Среднесрочный проект для детей раннего дошкольного возраста „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
• обогатить знания детей о роли воды в жизни человека, животных, растений;
• обогатить словарный запас детей по данной теме;
• повысить уровень компетентности родителей в вопросах озна-комления детей со свойствами воды.
Развивающие:
• развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с водой, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к воде;
• воспитывать умение играть со сверстниками рядом;
• воспитывать самостоятельность.
Актуальность проекта :
Одним из первых природных материалов, с которым ребёнок встречается в повседневной жизни, самым близким и доступным является вода. Наблюдая за играми малышей с водой, а также во время умывания, купания, прослеживается интерес детей к воде.
Оборудование: ёмкости с водой, камешки, шарики деревянные, капсулы от киндер-сюрприза, пластиковые бутылочки с разноцветными крышками, чайнички из детской посуды, корзина с еловыми шишками; медузы, изготовленные из разноцветных пакетов и крышек от пластиковых бутылок; резиновые уточки.
Участники проекта : дети 2-3 лет, воспитатели группы, родители воспитанников.
Ожидаемые результаты:
- расширение знаний воспитанников о воде, её свойствах и роли для окружающего мира;
- обогащение активного словаря воспитанников за счёт слов «вода, водичка, прозрачная, без цвета, без вкуса, без запаха, льется, журчит, бежит, капает, мыть, вытирать, наливать, поливать, купаться, мокрый, сухой и т. д.»
- формирование навыков элементарных исследовательских умений;
- родители активно включаются в практическую, экспериментальную и игровую деятельность с детьми.
Этапы освоения исследовательской деятельности:
подготовительный
- Определение общей темы исследования, задач проекта, подбор дет-ской художественной литературы для чтения детям, подбор сюжетных картинок и иллюстраций, разработка занятий-экспериментов, работа с родителями, оснащение предметной среды.
содержательный
- Подбор дидактического материала, проведение игровых занятий - экспериментов, опытов, наблюдений, бесед, чтение рассказов и сказок познавательного характера, заучивание стихов.
итоговый
- Выявить знания детей о воде;
- расширить исследовательские умения в соответствии с возрастом.
Планирование работы
Виды деятельности: познавательная, двигательная, игровая, трудовая, продуктивная.
Результат проектной деятельности во многом определяется хорошо организованной, разнообразной и содержательной предварительной работой. Ежедневно во время прогулок, вместе с детьми наблюдали за природными явлениями (облаками, дождём, лужами, ручейками). Дети наблюдали за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями, убеждаясь в том, что они не могут обойтись без воды. Если мы не будем поливать их водой, то комнатные растения начнут засыхать, терять листья, погибнут. Наблюдали за трудом воспитателя и выполняли трудовые поручения: мытье игрушек, стирка кукольного белья. Также наблюдали за трудом помощника воспитателя, как она моет посуду, пол.
Рассматривание иллюстраций с изображением дождя, различных водоемов, купания в них - с целью продолжать формировать представления детей о роли воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде.
Чтение художественной литературы: А Барто, П. Барто «Девочка чумазая», А. Босев «Дождь», З. Александрова «Купание», К. Чуковский «Мойдодыр», потешки о воде «Дождик, дождик, пуще», «Водичка, водичка» и др. ;рассказов В. Бианки «Купание медвежат».
Физическое развитие: пальчиковая гимнастика «Дождик», подвижные игры «Солнышко и дожди», «Пузырь» и др.
Художественно-эстетическое развитие: рисование «Дождик»; «Тучка», лепка - пластилинография «Дождинки».
Беседы с детьми на тему культурно - гигиенические навыки и беседа «Без воды мы никуда» с целью расширить знания детей о том,что без воды все живое погибнет.
План работы по экспериментально-исследовательской деятельности:
Работа с детьми
1 неделя: Игра - эксперимент «Весёлые медузы и уточки»
Цель:
• закрепить умение определять и называть температуру воды «тёплая», «холодная»;
• знакомство детей со свойствами материалов «тонет-не тонет»;
• активизация мышц губ, формировать умения чередовать дли-тельный, плавный, сильный выдохи.
2 неделя: Игра-эксперимент «Волшебные бутылочки»
Цель:
• познакомить с основными свойствами воды (воду можно переливать разными ёмкостями);
• знакомство детей со свойствами предметов «тонет - не тонет», «лёгкий-тяжёлый»;
• развитие мелкой моторики рук, зрительную и двигательную ко-ординацию;
• расширять и обогащать словарь детей новыми словами;
• формировать понятия «полный - пустой»;
• развивать умение узнавать и называть основные цвета;
• снимаем психическое напряжение, агрессии, состояние внутрен-него дискомфорта у детей.
3 неделя: Игра с шишками и водой
Цель:
• познакомить детей со свойствами предметов «лёгкий - тяжёлый», «тонет-не тонет»;
• развивать тактильные ощущения;
• развивать двигательную активность.
4 неделя: Занятие-эксперимент с водой «Разноцветная вода»
Цель:
• активизация словаря : цветной, бесцветная, слова- оттенки
Работа с родителями
1 неделя:
• консультация для родителей «Опыты с водой в домашних усло-виях с малышами»;
• папка-передвижка «Игры с водой»
2 неделя:
• привлечение родителей к пополнению развивающей среды пособиями по опытнической деятельности
3 неделя:
• показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода.
4 неделя:
• оформление стенда «Первые опыты малышей» с фотографиями по теме проекта.
Сюжетные игры «Капитаны», «Плывем на пароходе», «Сварим суп» (компот, кашу, «Угостим кукол чаем», дидактические игры «Купание куклы Кати» (Приучать детей употреблять в речи названия предметов, действий с ними. Воспитывать культурно - гигиенические навыки, поведения., «Моем посуду (игрушки)»,игры со строительным материалом - постройка корабля, моста.
Результативность проекта и перспективы.
1. Расширение знаний детей о роли воды в жизни человека, живот-ных, растений.
2. Активное общение взрослых и детей во время экспериментальной деятельности.
3. Созданы условия для развития экспериментальной деятельности детей, привлечения детей к совместной экспериментальной деятельности;
3. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах ознакомления детей со свойствами воды.
4. Обогащение и активизация словаря детей.
5. Продолжать работать по данной теме: пополнять картотеку экспе-риментов с водой, стихотворений о воде, проводить беседы о значении воды в живой среде.
Список используемой литературы
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников) Творческий центр «Сфера», Москва 2002г.
2. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Творческий центр «Сфера», Москва 2004г.
3. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой»
Москва. Педагогическое общество России, 2005г.
4. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей»
5. Варыгина В. В., Горбач Т. В. Исследовательская деятельность в ДОУ: опыты, эксперименты, игры, вечера «сейчас узнаем».- Курск., 2010.
6. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников. - М. : ВАКО 2005.
7. «Экологическое воспитание младших дошкольников» С. Н. Нико-лаева. М. : Мозаика - Синтез, «2012 г.
8. В. Сотникова. Самые маленькие в детском саду (Из опыта работы московских педагогов). М., ЛИНКА - ПРЕСС. 2005.
9. В. Сотникова. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста) - М., ЛИНКА- ПРЕСС, 2002.
10. О. Соломенникова. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. 2009г.