Елена Новикова
Проект с детьми младшего дошкольного возраста «Принцеса Горошина»
▼ Скачать + Заказать документы
Прежде чем давать знания,
надо научить думать,
воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Данная исследовательская работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста, которая дает ребенку возможность экспериментировать, получать знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе и парами. Участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Публикация «Проект с детьми младшего дошкольного возраста „Принцеса Горошина“» размещена в разделах
У детей недостаточен объем знаний в области естественно - научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе. Решением проблемы, может стать исследовательско - познавательный проект, суть которого – свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы.
Поэтому при разработке данного проекта использовали метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей.
Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.
Тема проекта: «Принцесса горошина»
Тип проекта: педагогический
групповой (работа с детьми и родителями)
краткосрочный
Вид проекта: познавательно – исследовательский, игровой.
Сроки реализации проекта: май – июнь 2016г.
Участники проекта: Новикова Елена Анатольевна – воспитатель, дети первой младшей группы №17 (возраст от 2 до 3 лет, родители воспитанников
Актуальность проекта: дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, какие им необходимы условия для роста, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать за ними. Таким образом, формируется экологическая культура детей, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально - личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия сочетают с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в прорастании семян, посадке и уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе
Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной опытнической деятельности по выращиванию гороха из семян
Задачи проекта:
формировать у детей представления о росте и развитии растений из семян и первичные навыки опытнической работы по выращиванию растений;
способствовать развитию у детей начальных предпосылок познавательно- исследовательской деятельности;
побуждать детей к длительным наблюдениям за развитием растения и элементарному фиксированию результатов наблюдения;
вовлекать детей в совместную опытническую деятельность с объектами живой природы;
воспитывать познавательный интерес к миру живой природы.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап
• Определение цели и задач проекта
• Анализ имеющихся условий в группе, в детском саду
• Сбор информационного материала
• Разработка перспективно – тематического плана работы с детьми и родителями, подборка дидактических, пальчиковых игр, конспектов
• Создание условий для организации работы
2. Основной - практический этап
• Знакомство с принцессой Горошиной
• Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей проращивания семян, выращивания растений и созданию необходимых условий.
• Отражение результата через художественную деятельность
3. Заключительный этап
• Анализ полученных результатов
Реализация проекта осуществляется в ходе режимных моментов при совместной деятельности педагога и детей. Занятия проводятся в течении дня по 10 минут в форме игрового занятия. В реализуемом проекте используется введение персонажей принцессы Горошины и Экоши, что обеспечивает мотивацию детей и усиливает их интерес к экспериментированию. Персонажи знакомят детей с процессом прорастания семян и появления нового растения. На всем протяжении проекта между воспитателем и воспитанниками складываются партнерские отношения.
Перспективно- тематический план работы с детьми
Занимательная деятельность:
«Давайте знакомиться»
Познакомить детей с персонажами Принцессой Горошиной и Экошей
Цель: Познакомить детей с семенами гороха.
-развивать мелкую моторику
-воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызвать желание помогать - подносы с семенами гороха и камешками
- пустые тарелочки
«Солнце и вода- лучшие друзья»
Цель: познакомить с условиями необходимыми для роста растений
- развивать мелкую моторику
Дидактическая игра: «Что необходимо растениям для роста»
«Семена гороха»
Цель: научить детей замачивать семена для прорастания - закрепить условия для прорастания семян
- развивать аккуратность в работе
-воспитывать положительное отношение к экспериментальной деятельности Материалы для проведения опыта на каждого ребенка: салфетки, тарелочки для замачивания семян и для сухих семян, ложки и емкости с водой
«Что изменилось?»
Цель: научить наблюдать и отмечать изменения - познакомить детей с лупой
-рассмотреть с детьми изменения семян
- развивать речь детей
- развивать аккуратность в работе
Материалы: Тарелочки с замоченными и сухими семенами, лупы, ложки и емкости с водой.
«Подарок от принцессы Горошины»
Цель: Учить детей фиксировать свои наблюдения -показать способ фиксирования результата наблюдения с помощью рисунка
-закрепить с детьми изменения гороха после замачивания
Материалы: Карта на каждого ребенка, ватные палочки желтая гуашь
Уход за замоченными семенами
Цель: показать необходимость постоянного ухода за растениями - закрепить условия необходимые для роста растений
- показать необходимость ежедневного ухода
- воспитывать бережное отношение к семенам
- емкости с водой, ложки, презентация «Что случилось с растением?»
«Вот он первый корешок»
Познакомить детей с появившемся отростком- корешком - рассмотреть изменения произошедшие с семенами гороха
-рассказать о функциях корня
- провести уход за растениями
Материалы -салфетки, тарелочки с проросшими семенами, лупы,
Моя книжка
Продолжать учить наблюдать и фиксировать результаты -познакомить детей с обложками для книжек наблюдения которые изготовили родители
-продолжать учить фиксировать результат наблюдения
- обложки для книг наблюдения
- желтые карандаши
«Сеем, сеем мы горох»
Познакомить детей с посадкой семян в землю - познакомить детей с почвой как необходимым условием для роста растений
- показать правила посадки растений в почву
- воспитывать аккуратность в работе -емкости, украшенные родителями для посадки ростков, деревянные палочки, лейки с водой, ростки гороха
«Первый росток»
Познакомить детей с первыми листочками. -познакомить детей с проростком
-рассказать о первых листочках
-воспитывать бережное отношение к растениям -индивидуальные емкости с первыми проростками
Уход за ростками
Познакомить с правилами ухода за саженцами - познакомить с правилами рыхления и полива растений - индивидуальные емкости с первыми проростками
План работы с родителями
1. Консультация для родителей по экологическому воспитанию дошкольников «Воспитание любви к природе»
2. Изготовление индивидуальных обложек для книг наблюдения
3. Оформление емкости для посадки ростков
4. Совместная высадка растений на огород.
Ожидаемые результаты по реализации проекта:
• приобретение первичных практических навыков по выращиванию гороха и уходу за ним;
• проявление интереса и активности детей в процессе наблюдений за развитием растения,
• приобретение первичных навыков фиксации результатов наблюдений
Перспектива дальнейшего развития проекта: в дальнейшем планирую проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети приобрели первоначальные навыки наблюдения и фиксации своих результатов, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями. Все участники проекта получили положительные эмоции от полученных результатов.
Много теплых слов о проекте было сказано родителями. Они отметили, что дети стали больше интересоваться окружающей действительностью, у них появилось стремление к самостоятельному получению знаний, они активно вступают в общение, аргументируют свой выбор.