Анна Рыкова
Проект по математическому развитию младших дошкольников «Познаем, исследуем, творим»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 23 «Родничок» г. Туапсе
ПРОЕКТ
по математическому развитию младших дошкольников
«Познаем, исследуем, творим»
Разработчик проекта : Рыкова Анна Николаевна
2016г.
Пояснительная записка.
Публикация «Проект по математическому развитию младших дошкольников „Познаем, исследуем, творим“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность интеллектуального, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения в школе, связана с недостаточной точностью и гибкостью сенсорного восприятия. В результате, возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
Таким образом, сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Поэтому задача сенсорного развития детей в младшем дошкольном возрасте, является одной из актуальных.
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Отсюда вытекает проблема – создание условий для эффективного ознакомления и использования дидактических игр, как средства формирования представлений о сенсорных эталонах.
Предварительная работа с детьми данной возрастной группы, выявила недостаточный уровень представлений и знаний детей о форме, цвете, величине, положении в пространстве, времени и т. п., а также недостаточные представления родителей воспитанников о значении сенсорного развития. Так и появилась идея разработки и реализации проекта, который поможет развить сенсорно – математические представления у детей, и позволит расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Решение данной проблемы формирует цель данного проекта : формирование и развитие сенсорно – математических представлений у воспитанников младшего дошкольного возраста.
В соответствии с выявленной проблемой и поставленной целью, были сформулированы следующие задачи проекта :
Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития детей младшего возраста;
Содействовать развитию сенсорной, психомоторной сферы детей посредством игровых технологий;
Формировать у детей зрительные способы обследования предметов, цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам.
Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей раннего возраста;
Разработать систему игр, обеспечивающих последовательное развитие сенсорных навыков в условиях игровой деятельности;
Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению с данной темой.
Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, величину, цвет;
Учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел;
Обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;
Развитие познавательных процессов, мелкой моторики, памяти, внимания и воображения у детей.
Новизной проекта станет использование информационно-коммуникационных технологий, способствующих повышению качества, доступности и эффективности сенсорного воспитания, а также использование подручных материалов для формирования сенсорно - математических представлений у детей. Это позволит формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также учитывая индивидуальные особенности детей, что делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.
Сроки реализации: долгосрочный, октябрь 2015г. – май 2016г.
Тип проекта : познавательно - игровой.
Участники проекта : воспитанники второй младшей группы, родители, воспитатель.
По количеству участников: коллективный.
Форма организации детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная.
Основные принципы реализации проекта :
Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям детей);
Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);
Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);
Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).
Рабочая гипотеза - предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный.
На данном этапе были осуществлены следующие мероприятия:
Изучение уровня знаний по теме. Диагностика детей, направленная на выявление уровня развития сенсорно – математических представлений;
Мониторинг диагностики детей;
Составление плана работы по реализации проекта «Формирование сенсорно-математических представлений детей раннего возраста»;
Создание предметно - развивающей среды по теме проекта;
Подбор методического материала, иллюстраций, фотографий, стихов, презентаций, дидактических игр, аудио и видеозаписей по данной теме;
Подготовка консультаций, сообщений и методических пособий для родителей;
Взаимодействие с родителями:
Совместное изготовление дидактических игр «Найди заплатку к зонтику», «Корабли», «Матрешки», «Открой коробочку» и др. ;
Помощь в создании и оформлении выставки
Анализ и обобщение имеющегося в ДОУ опыта работы по данной теме;
Изучение опыта других образовательных учреждений.
2. Основной.
На данном этапе проводится практическая работа, с целью получения качественного результата данного проекта. А именно:
Беседы с детьми, отгадывание загадок;
Рассматривание иллюстраций, открыток, книг по теме;
Просмотр презентаций по теме;
Знакомство с предметами ближайшего окружения;
Чтение художественной литературы и заучивание считалок;
Чтение детьми стихотворений;
Проведение дидактических, сюжетно – ролевых, подвижных, настольно печатных и пальчиковых игр;
Театрализованная деятельность;
Выставки «Картины из фигур» и «Интересная математика».
Инсценировка «Как фигуры подружились»;
Консультации для родителей на тему: «Значение сенсорного развития в раннем дошкольном возрасте» и «Комплекс игр для развития сенсорно - математических эталонов.
Творческо-продуктивная деятельность : лепка, рисование, аппликация (совместная работа детей с родителями, самостоятельная деятельность детей;
Просмотр развивающего м\ф про рыбку Малыша из серии «Геометрические фигуры. Квадрат. Треугольник».
Прослушивание и разучивание музыкальных произведений.
Деловая игра с родителями: «Как познать мир математики?». Проведение консультаций, разработка рекомендаций и пособий для родителей.
3. Заключительный.
Положительная динамика мониторинга формирования сенсорно - математических представлений у детей младшего дошкольного возраста;
Выставка совместного творчества ребят и родителей «Картины из фигур», «Интересная математика»;
Создание «Библиотеки дидактических игр», совместно с родителями.
Предполагаемый результат:
Проект будет способствовать развитию сенсорно – математических представлений, уточнять и закреплять представления о геометрических формах, времени, основных цветах и положении в пространстве. Разнообразные ситуации и игры, применяемые в данном проекте, у воспитанников сформируют интерес, любознательность, внимание.
Родители получат методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр, поскольку с помощью игр, пособий дети дошкольного возраста незаметно для себя войдут в мир математики. Увлекательные игры помогут сделать образовательный процесс не трудным и не скучным, а интересным и занимательным!
Реализуя данный проект, я постараюсь помочь каждому ребенку расширить свой кругозор в зоне ближайшего окружения, а также создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Данный проект предоставит каждому ребенку возможность не только получить знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности. В свою очередь, у родителей появится интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Список используемой литературы:
1. Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Бабаевой Т. И., А. Г. Гогоберидзе – М. : Издательство «Детство – пресс», 2014.
2. ФГОС ДО: практика реализации. – М. : Издательство «Учитель», 2014.
3. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 2007;
4. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М. : Просвещение 2005;
5. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа. – М. : «Цветной мир», 2012.
7. Михалевская И. А., Мастеркова Е. А. Большая хрестоматия для дошкольников. – М. : Мой мир, 2008.
8. Оберемок С. М. Метод проектов в дошкольном образовании : Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007.
9. Петрова И. В. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. – М. : «Сфера», 2012.
10. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М. : просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;
11. Сборник русских народных сказок. Под ред. Р. Кобзарева. – М. : Издательство «Алтей»,2012.
12. Соболева А. В. , Загадки – смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей – М. : “Издательство ГНОМ и Д”, 2000