МААМ-картинки

Проект по математическому развитию младших дошкольников «Познаем, исследуем, творим»

Анна Рыкова
Проект по математическому развитию младших дошкольников «Познаем, исследуем, творим»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 23 «Родничок» г. Туапсе

ПРОЕКТ

по математическому развитию младших дошкольников

«Познаем, исследуем, творим»

Разработчик проекта : Рыкова Анна Николаевна

2016г.

Пояснительная записка.

Публикация «Проект по математическому развитию младших дошкольников „Познаем, исследуем, творим“» размещена в разделах

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность интеллектуального, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения в школе, связана с недостаточной точностью и гибкостью сенсорного восприятия. В результате, возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.

Таким образом, сенсорное  развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного  развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Поэтому задача сенсорного развития детей в младшем дошкольном возрасте, является одной из актуальных.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Отсюда вытекает проблема – создание условий для эффективного ознакомления и использования дидактических игр, как средства формирования представлений о сенсорных эталонах.

Предварительная работа с детьми данной возрастной группы, выявила недостаточный уровень представлений и знаний детей о форме, цвете, величине, положении в пространстве, времени и т. п., а также недостаточные представления родителей воспитанников о значении сенсорного развития. Так и появилась идея разработки и реализации проекта, который поможет развить сенсорно – математические представления у детей, и позволит расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Решение данной проблемы формирует цель данного проекта : формирование и развитие сенсорно – математических представлений у воспитанников младшего дошкольного возраста.

В соответствии с выявленной проблемой и поставленной целью, были сформулированы следующие задачи проекта :

Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития детей младшего возраста;

Содействовать развитию сенсорной, психомоторной сферы детей посредством игровых технологий;

Формировать у детей зрительные способы обследования предметов, цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам.

Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей раннего возраста;

Разработать систему игр, обеспечивающих последовательное развитие сенсорных навыков в условиях игровой деятельности;

Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению с данной темой.

Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, величину, цвет;

Учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел;

Обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;

Развитие познавательных процессов, мелкой моторики, памяти, внимания и воображения у детей.

Новизной проекта станет использование информационно-коммуникационных технологий, способствующих повышению качества, доступности и эффективности сенсорного воспитания, а также использование подручных материалов для формирования сенсорно - математических представлений у детей. Это позволит формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также учитывая индивидуальные особенности детей, что делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

Сроки реализации: долгосрочный, октябрь 2015г. – май 2016г.

Тип проекта : познавательно - игровой.

Участники проекта : воспитанники второй младшей группы, родители, воспитатель.

По количеству участников: коллективный.

Форма организации детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная.

Основные принципы реализации проекта :

Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям детей);

Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);

Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;

Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);

Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);

Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).

Рабочая гипотеза - предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических  способностей  детей.

Этапы реализации проекта :

1. Подготовительный.

На данном этапе были осуществлены следующие мероприятия:

Изучение уровня знаний по теме. Диагностика детей, направленная на выявление уровня развития сенсорно – математических представлений;

Мониторинг диагностики детей;

Составление плана работы по реализации проекта «Формирование сенсорно-математических представлений детей раннего возраста»;

Создание предметно - развивающей среды по теме проекта;

Подбор методического материала, иллюстраций, фотографий, стихов, презентаций, дидактических игр, аудио и видеозаписей по данной теме;

Подготовка консультаций, сообщений и методических пособий для родителей;

Взаимодействие с родителями:

Совместное изготовление дидактических игр «Найди заплатку к зонтику», «Корабли», «Матрешки», «Открой коробочку» и др. ;

Помощь в создании и оформлении выставки

Анализ и обобщение имеющегося в ДОУ опыта работы по данной теме;

Изучение опыта других образовательных учреждений.

2. Основной.

На данном этапе проводится практическая работа, с целью получения качественного результата данного проекта. А именно:

Беседы с детьми, отгадывание загадок;

Рассматривание иллюстраций, открыток, книг по теме;

Просмотр презентаций по теме;

Знакомство с предметами ближайшего окружения;

Чтение художественной литературы и заучивание считалок;

Чтение детьми стихотворений;

Проведение дидактических, сюжетно – ролевых, подвижных, настольно печатных и пальчиковых игр;

Театрализованная деятельность;

Выставки «Картины из фигур» и «Интересная математика».

Инсценировка «Как фигуры подружились»;

Консультации для родителей на тему: «Значение сенсорного развития в раннем дошкольном возрасте» и «Комплекс игр для развития сенсорно - математических эталонов.

Творческо-продуктивная деятельность : лепка, рисование, аппликация (совместная работа детей с родителями, самостоятельная деятельность детей;

Просмотр развивающего м\ф про рыбку Малыша из серии «Геометрические фигуры. Квадрат. Треугольник».

Прослушивание и разучивание музыкальных произведений.

Деловая игра с родителями: «Как познать мир математики. Проведение консультаций, разработка рекомендаций и пособий для родителей.

3. Заключительный.

Положительная динамика мониторинга формирования сенсорно - математических представлений у детей младшего дошкольного возраста;

Выставка совместного творчества ребят и родителей «Картины из фигур», «Интересная математика»;

Создание «Библиотеки дидактических игр», совместно с родителями.

Предполагаемый результат:

Проект будет способствовать развитию сенсорно – математических представлений, уточнять и закреплять представления о геометрических формах, времени, основных цветах и положении в пространстве. Разнообразные ситуации и игры, применяемые в данном проекте, у воспитанников сформируют интерес, любознательность, внимание.

Родители получат методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр, поскольку с помощью игр, пособий дети дошкольного возраста незаметно для себя войдут в мир математики.   Увлекательные игры помогут сделать образовательный процесс  не трудным и  не скучным, а интересным и занимательным!

Реализуя данный проект, я постараюсь помочь каждому ребенку расширить свой кругозор в зоне ближайшего окружения, а также создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Данный проект предоставит каждому ребенку возможность не только получить знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности. В свою очередь, у родителей появится интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.

Список используемой литературы:

1. Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Бабаевой Т. И., А. Г. Гогоберидзе – М. : Издательство «Детство – пресс», 2014.

2. ФГОС ДО: практика реализации. – М. : Издательство «Учитель», 2014.

3. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 2007;

 4. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М. : Просвещение 2005;

5. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М. : ТЦ Сфера, 2008.

6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа. – М. : «Цветной мир», 2012.

7. Михалевская И. А., Мастеркова Е. А.  Большая хрестоматия для дошкольников. – М. : Мой мир, 2008.

8. Оберемок С. М. Метод проектов в дошкольном образовании : Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007.

9. Петрова И. В. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. – М. : «Сфера», 2012.

10. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М. : просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;

11. Сборник русских народных сказок. Под ред. Р. Кобзарева. – М. : Издательство «Алтей»,2012.

12. Соболева А. В. , Загадки – смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей – М. : “Издательство ГНОМ и Д”, 2000

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Познаем. Исследуем. ТворимПознаем. Исследуем. Творим Рука – это инструмент всех инструментов. Аристотель. Рука – это своего рода внешний мозг. Кант Источники способностей и дарований детей.

Конспект занятия по математическому развитию дошкольников «Треугольник» Воспитатель: Семёновой Н. В. МДОУ"Детский сад №22" Тема:" Треугольник" Цель: познакомить детей с треугольниками и его свойствами Задачи: 1. Научить.

Конспект занятия по математическому развитию дошкольников Тема "Треугольник" Цель:познакомить детей с треугольником и его свойствами. Задачи: -учить различать и называть треугольник; -учить обследовать.

Математический проект «Исследуем, познаем, творим» Пояснительная записка. Название проекта: «Математическая неделька» Участники проекта: дети подготовительной группы. Вид проекта: По времени.

Математический проект «Познаем, исследуем, творим»Математический проект «Познаем, исследуем, творим» ояснительная записка. Название проекта: «Математическая неделька» Участники проекта: дети подготовительной группы. Вид проекта: По времени.

Проект по математическому развитиюПроект по математическому развитию МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад общеразвивающего вида «Гусельки» Вторая младшая группа №5 «Семицветик».

Проект по математическому развитию дошкольников «Разноцветная страна геометрических фигур» Пояснительная записка. Проект «Разноцветная страна геометрических фигур» предназначен для развития элементарных математических представлений.

Проект по математическому развитию дошкольников «Путешествие с Машей в страну математики» Проект по математическому развитию дошкольников «Путешествие с Машей в страну математики»Пояснительная записка Проект «Путешествие с Машей.

Проект по математическому развитию дошкольников «Путешествие во времени» Проект по математическому развитию дошкольников "Путешествие во времени"Пояснительная записка Время – это одна из важных составляющих реальности,.

Проект «Познаем, исследуем, творим» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 Отрадненский район Проект по математическому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по математическому развитию младших дошкольников «Познаем, исследуем, творим»
Опубликовано: 28 ноября 2016 в 09:39
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по математическому развитию младших дошкольников «Познаем, исследуем, творим»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Рыкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД