Ирина Баланда
Математический проект «Исследуем, познаем, творим»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Название проекта : «Математическая неделька»
Участники проекта : дети подготовительной группы.
Вид проекта :
По времени - краткосрочный (2 недели);
По количеству участников – коллективный;
Актуальность проблемы проекта :
Публикация «Математический проект „Исследуем, познаем, творим“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Дошкольный возраст характерен тем, что ребенок «впитывает, как губка» в себя все, что видит и слышит вокруг себя. Математические поня-тия не стали исключением. Математика - это мощный фактор интеллекту-ального развития ребенка, формирования его познавательных и творче-ских способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Замечено, что в нашем современном мире, в веке высоких компьютерных технологий, растущее поколение начинает терять интерес к получению математических навыков. У них возникают трудности в восприятии времени. Старшие дошкольники часто испытыва-ют трудности в дифференцировании, выделении различных временных ин-тервалов. В дни недели они могут включить слова "суббота, воскресенье, завтра, вчера" или "воскресенье, понедельник, май, новый год". Особенно тяжело дается им усвоение представлений понятий " вчера ", "сегодня", "завтра ". Дети не сразу начинают ориентироваться в пространстве, пута-ют направления. Вызывает затруднения порядковый и количественный счет предметов. Поэтому наша повседневная реальность нуждается в лю-дях с развитым логическим мышлением, с математическим складом ума, с творческим воображением.
Данный проект берет за основу важность цифры 7. Мы при-выкли относиться к числам, как к чему – то обычному, естественному, Но в древности отношение к ним было иным. Числа считались магическими. От-голоски такого отношения дошли до нашего времени.
Исследуя временные пространства, человечество сделало грандиоз-ную попытку упорядочить мир, сделать его осмысленным, удобным для понимания. В этом им помогло число. Пифагор был убежден, что «Числа правят миром!». Роль всех чисел значима в математике. Но то, что число 7 – число особое, люди считали с давних времен.
Семь - число таинственное. Поэтому в русских поговорках и посло-вицах слово «семь» часто выступает в роли слова «много» :
7 - это число дней недели, количество цветов спектра, тонов в музыке, ос-новных запахов; это народный фольклор.
Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать проект "математическая неделька" по овладению детьми старшего дошкольного возраста - умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание, ориентироваться в пространстве и временных рамках.
Цели и задачи проекта :
Цель проекта - создать условия для усвоения дошкольниками мате-матических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
Основная цель познавательного развития в соответствии с ФГОС – раз-витие интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих способностей детей.
Задачи:
1. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
• обогащать новыми представлениями и понятиями;
• закреплять знания;
• активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обоб-щать, классифицировать, анализировать).
2. Разработать систему занятий, включающих разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие математических представлений, развитие способностей и мышления детей.
Этапы проекта и механизмы его реализации:
1 этап Подготовительный
Изготовлено: дидактические пособия «Потерянная цифра», «Считаем пра-вильно», «Который по счету?», пальчиковые «Жили -были цифры – паль-чики…», подвижные игры математического содержания «Третий лишний», «Классики». Игры «Живая неделя», «Считай обратно».
Созданы накопительные папки: «Весёлые цифры».
Консультация для родителей «Что воспитывают в детском саду?», памятки по формированию элементарных математических понятий «Математика вокруг нас». К «Родительскому часу» разработаны родителям памятки «Логические игры дома», «Как развивать математическое мышление?»
В индивидуальных беседах старалась убедить в необходимости развития исследовательской, познавательной, речевой деятельности детей.
Подготовка тематических картинок с применением ИКТ «Части суток», «Что бывает раньше, что потом», «Времена года».
Подборка календарей, книг для чтения С. Я. Маршак «Хороший день», Е. А. Ильина «Сказка про вчерашний день», Катаев «Цветик - семицветик».
Подготовка материала для проведения бесед: «О времени», «С утра до вечера», «О скорости движения», «О месяцах, сезонах», «О возрасте».
Подбор информации о временных представлениях, загадок, сказок, пословиц и поговорок («Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «Один с сошкой – семеро с ложкой», «Семь бед – один ответ», «Лук от семи недуг» и т. д., стихотворений по данной теме.
Изготовление атрибуты для инсценировки известных сказок и эпизо-дов из сказок («Коза и семеро козлят», «Цветик - семицветик», «Белоснеж-ка и семь гномов»).
2 этап Основной.
Предлагаю на этом этапе перечень проведенной работы с детьми и с роди-телями:
1. Использование художественного слова: чтение С. Я. Маршак «Хо-роший день», Е. А. Ильина «Сказка про вчерашний день», Катаев «Цветик - семицветик». Тематические картинки с применением ИКТ «Части суток», «Что бывает раньше – что потом», «Времена года».
2. Изготовление аппликации «Цветик - семицветик»,
3. Придумывание сказки «Цветик - семицветик» на новый лад (с приме-нением ТРИЗ – технологии по методу каталога. Детям задаются во-просы, позволяющие определить сюжет новой сказки).
4. Лепка из соленого теста цифр «Веселый счет», раскрашивание полу-чившихся цифр с применением технологии исследовательской дея-тельности : смешивание цветов и нахождения определенных оттенков для изображения).
5. Рисование на асфальте мелками «Радуга».
6. Работа на листе бумаги в клетку «Соедини цифры по порядку. Что получилось?».
7. Инсценировка сказки «Коза и семеро козлят», эпизод из сказки «Бе-лоснежка и семь гномов» (с применением игровой технологии).
8. Здоровьесберегающие технологии в проведении подвижных играх «Классики», «Третий лишний» и пальчиковой гимнастики для разви-тия мелкой моторики рук и речи «Жили – были цифры – пальчи-ки…».
9. Заинтересованность детей в дидактических играх «Потерянная циф-ра» (с применением ТРИЗ-технологий по методу «Данетки», «Счи-таем правильно» «Который по счету?».
10. Развитие интеллектуально-познавательных способностей детей с помощью словообразовательной работы. Проведение бесед: «О времени», «С утра до вечера», «О скорости движения», «О месяцах, сезонах», «О возрасте». Подбор информации о временных представ-лениях, загадок, сказок, пословиц и поговорок («Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «Один с сошкой – се-меро с ложкой», «Семь бед – один ответ», «Лук от семи недуг» и т. д. ,
11. Использование ИКТ в здоровьесберегающих технологиях «Где цифра?» (гимнастика для глаз с закреплением ориентация в про-странстве; дыхательная гимнастика»Надуй шарик», «Бабочка»).
12. Консультация для родителей «Что воспитывают в детском са-ду?», памятки по формированию элементарных математических по-нятий «Математика вокруг нас». К «Родительскому часу» разрабо-таны родителям памятки «Логические игры дома», «Как развивать математическое мышление?». Проведение «Круглого стола» с при-менением ИКТ и информационно - коммуникационных технологий (с целью повышения компетентности родителей в воспитании дошколь-ников с применением современных информационных технологий в первом звене непрерывного образования).
13. Создание макета календаря и часов (с применением альтерна-тивного материала для их изготовления).
3 этап Заключительный.
Проведенная работа с детьми по развитию математических способно-стей дошкольников способствовала повышению уровня развития их мате-матических способностей. Данный проект дал детям возможность закре-пить знания календаря (времена года, месяцы, дни недели); развить чув-ство времени, чувствовать его длительность, регулировать и планировать деятельность во времени, способствовал развитию у ребенка таких качеств личности, как организованность, собранность, пунктуальность, целена-правленность, интерес к окружающему миру. Проект способствовал раз-витию у дошкольников творческого мышления, конструктивных способ-ностей, воображения, посредствам продуктивной деятельности - создания собственного макета календаря, часов.
Кроме того, проведенное анкетирование родителей показало, что до-ма дети стали интересоваться математическими понятиями, правильно ориентироваться во времени. Родители отметили, что стали лучше пони-мать значимость данного направления в воспитании детей.
Используемая литература:
Метлина Л. С. Математика в детском саду : Пособие для воспитателя де. Сада. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 1984. – 256 с., ил.
Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей до-школьного возраста. – М. : Просвещение, 1991.
Сухарева Э. Л. Учим играя. – Ярославль, 1992.
Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. Детям о времени. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240с., ил.
Т. В. Владимирова, Л. А. Халидулина «Путешествие во времени».