Раиса Миллер
Проект «Рыбки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное
учреждение «Мошковский детский сад №3 «Улыбка» комбинированного
вида» Мошковского района
Использование метода проектов для повышения эффективности коррекционной работы в группе компенсирующей направленности.
Выполнили: учитель – логопед высшей
квалификационной категории
Минакова И. М.
Воспитатель высшей квалификационной категории
Миллер Р. В.
Воспитатель первой категории Ларина Н. Е.
Мошково 2017 год
«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить»
Публикация «Проект „Рыбки“» размещена в разделах
Роджер Левин
Каждый учитель – логопед и воспитатель, работающий в группе компенсирующей направленности ДОУ, знаком с тематическим принципом планирования логопедической работы по уточнению и обогащению лексического запаса детей с ОНР. С. А. Миронова, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева предлагают проводить занятия по развитию продуктивных видов деятельности в унисон с логопедическими занятиями. «В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, т. к. речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности» - пишет С. А. Миронова о значении практического опыта для дошкольников с ОНР.
Метод проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности в едином тематическом проекте, в основе которого лежит проблема.
Решая в ходе проектирования различные познавательно – практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с ОНР мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать.
Основная цель проектного метода в ДОУ – развитие свободной творческой личности ребенка, что подразумевает :
- обеспечение психологического благополучия и здоровья;
- развитие познавательных способностей;
- творческого воображения и мышления;
- коммуникативных навыков.
Проработав 20 лет в саду, понимаю, что эффективность коррекционной работы улучшается при тесном взаимодействии логопеда, воспитателей группы с родителями воспитанников. Время диктует искать новые, нестандартные формы и методы работы, максимально использовать возможности педагогов ДОУ и семьи, которые каждый дает ребенку необходимый социальный опыт. В творческом поиске мы обратились к наследию американского педагога демократа Джона Дьюи, использовавшего метод проектов. Мы выбрали проект по изучаемой лексической теме «Аквариумные рыбки. Обитатели рек, морей и океанов»
ПРОБЛЕМА: в ходе беседы с детьми выяснилось, что знания детей о рыбах очень скудны. Так возникла проблема: «Зачем нужны рыбы?»
Вид проекта : исследовательско – творческий.
Срок реализации проекта : среднесрочный.
Участники проекта : воспитанники подготовительной логопедической группы, учитель – логопед, воспитатели группы, родители воспитанников.
Цели проекта : - формирование у детей знаний по теме;
- формирование у детей умения учиться делиться информацией со сверстниками;
- повышение педагогического потенциала родителей;
- обогащение детско – родительских отношений, опыта совместной деятельности.
Задачи проекта : - укреплять веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью;
- развивать связную речь детей;
- привлечь родителей к совместной с детьми деятельности;
- обогащать словарь и расширять представления по теме;
- Формировать у детей представления о том, что в сказках рыбы могут совершать «чудеса» (золотая рыбка, волшебная щука);
- вовлечь родителей в единое пространство «семья – ДОУ».
Ожидаемые результаты с детьми:
1. У детей появится интерес к изучению окружающего мира.
2. Дети познакомятся с внешним видом рыб, их образом жизни, многообразием обитателей рек и морских глубин.
3. Дети научатся составлять описательный рассказ.
4. Познакомятся с художественными произведениями по теме.
5. Научатся изображать рыб в (аппликации, рисовании,лепке).
6. Произойдет развитие творческих и коммуникативных способностей.
Ожидаемые результаты с родителями:
1. Сформируется активная позиция в вопросах развития и воспитания ребенка.
2. Удастся установить партнерские отношения с семьями воспитанников.
3. Повысится психолого – педагогическая компетентность родителей в вопросах воспитания и развития.
План реализации проекта :
1 этап – организационный. Выявление проблемы. Определение цели, формирование задач проекта, организация развивающей среды.
2 этап – практический. Организация совместной деятельности учителя – логопеда, воспитателей, детей и родителей. Использование игровых заданий в процессе индивидуальной и подгрупповой коррекционно- образовательной деятельности.
Творческая деятельность детей: а) коллективная аппликация «Аквариум»; б)лепка «Рыбка»; в)рисование по теме разными техниками. Заучивание стихов, загадок; усвоение комплекса пальчиковой гимнастики «Жил да был 1 налим» и логоритмики «Аквариум» с. 167 Нищева Н. В. и с. 491 «Летучая рыбка»; пальчиковый театр «Рыбка рыбку повстречала.»
Родительское собрание по теме «Знакомство с методом проектов». Цель: повысить компетентность родителей. Собрание состояло из 3 частей. В первой - учитель – логопед познакомил с 2 вариантами проектов : а) модель 3х вопросов:
1 что мы знаем, умеем.
2 что хотим узнать, что будем делать.
3 что будем делать, чтобы узнать.
Б) «Ассоциации» (лист делится на 4 сектора и записываются ответы детей)
2 часть – практическая. (в группах родители попробовали прописать разные варианты проектов)
3 часть – рефлексивная. Родители высказывались о том, что для них было новым, интересным, трудным.
В группе в родительском уголке повесили лист с ответами детей, для того, чтобы родители узнали о том, какая тема заинтересовала детей, какой объем знаний есть у ребенка.
Полина: рыбы плавают; Диана Л. - они живут в воде;
Яна : в аквариуме; Сережа : живут в море, в речке; Кирилл : на аквариуме;
Влад - получаются из Й (икры); Поля : моллюск рождается из раковины;
Никита: большая акула ест маленьких рыб; Яна: акула может съесть человека, скат током бьется, а сом может вырасти вот такой…;
Никита - у рыб есть семья; Тимур - внутри рыбы есть икра; Сережа : есть кости и череп; Влад : у акулы острые зубы; Диана Л. :покрыты чешуей;
Яна - у сома усики, есть рыба круглая как тарелка; Оля - есть золотая рыбка;
Поля: дельфин; Сережа – морской конек,медуза, акула – асатка (касатка); Диана Х. –кит; Маша –есть жабры, морской еж, звезда; Оля – щука, Поля – рыба – меч; Влад –окунь; туловище есть; Яна – дельфин издает фонтанчик; есть сом, скат; Тимур: рыба – молоток; осьминог; Настя – у рыб есть хвост;
Сережа – глазки; Оля – плавники; Тимур – зимой - маленькая удочка, а летом нужна большая; Оля – надо сидеть тихо, чтобы рыба поймалась; Тимур –чтобы рыба не испугалась; Настя – лед пробивают; Яна –сидеть и ждать; Сережа –ловить можно зимой; Оля –кошки едят рыб; Яна –икру съедает человек; Сережа – морской конек прячется от акулы; Оля –акула кусается; Сережа – охотится на рыб; Влад – водоросли может пилить касатка;
Никита – они едят; Яна – питаются червяками; Сережа – мы ездили на рыбалку, Семен спросил: «На что ловят?», а дядька сказал: «На кукурузу и червяка»; Поля – их ловят, на удочку рыбак; Влад – их варят, жарят, варят суп рыбный, шашлык делают; Оля – человек дает корм; Поля – корм покупают в магазине; Сережа – каждый день их надо кормить; Оля – за домашними рыбами надо ухаживать; Яна - менять воду; Влад: менять аквариум, когда загрязнится, купить рыбу можно в магазине, рыбный магазин есть; Никита – холодная рыба в магазине, потому что лежит в морозилке, чтобы свежая была; Оля – ловят на хлеб; Тимур – индеец убивает копьем; Яна – сачком ловят рыб в аквариуме; Сережа – в сетку ловят рыб; Тимур – и древние люди так делали, убивали копьем ; Яна – был каменный век, там то же ловили, копье строгали, бросали;
Что будем делать, чтобы узнать? Посмотреть в телевизоре – Влад; на компьютере –Никита; посмотреть «В мире животных» - Яна; на телефоне, на планшете посмотреть –Диана Л. ; сходить в музей – Полина; в библиотеку – Диана Х.
Взрослые дома продолжат разговор с ребенком по теме. Таким естественным путем семья будет включена в образовательную работу группы. Дома дети совместно с родителями собирают информацию о рыбах. Составляют мини – рассказы о какой – нибудь рыбе, родители записывают, а дети иллюстрируют. Подобные буклеты станут опорой для самостоятельных детских рассказов о рыбах, пополнят методическую копилку группы.
Мероприятия с учетом интеграции образовательных областей.
1 Рассказывание русской народной сказки «По щучьему веленью», беседа по содержанию (познавательное, речевое)
2 Какое желание ты бы попросил у рыбки? (познавательное, речевое, социально – коммуникативное).
Дима Л. – я бы попросил аквариум с рыбками;
- цветы для мамы;
- лодочку, чтобы с папой катались;
Тимур – большую коробку лего;
- игрушечную машину;
Яна – чтоб у меня было королевство;
- хочу дачу, чтоб я туда ездила;
- дом большой 2этажный для бабы и деда;
- чтоб был свой лёд, и я каталась на коньках;
Диана Х. – чтоб я стала феей;
- все мои друзья приходили ко мне в гости;
- все люди жили счастливо;
Оля – чтоб все было хорошо;
- у всех чтоб исполнялись желания;
Диана Л. – ежика;
- маленького щенка; птичку;
Настя Г. – игрушки; киску;
Полина – телефон; большой кукольный домик; бельчонка;
Влад – мороженого, игрушки, чтоб мне купили животное, ежика например;
Сережа – чтоб всегда было лето и солнце.
3 Пальчиковый театр (коммуникативное, речевое)
«В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала
- здравствуй рыбка, как дела?
- На рыбалке я была
- Я удила рыбака дядю Петю – чудака
- Ну и как рыбак? Попался?
- Нет, ушёл, хитрец, сорвался!»
4. Подвижные игры «Караси и щука», «Невод» (физическое развитие)
5. Дидактические игры и упражнения.
«Кто где живёт?» ; лото «Рыбы», на зрительное внимание «Чем отличаются рыбки?», «Найди такую же рыбку», из книги Мамаевой В. В., Карповой С. И. «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет» (с 89) «Сколько рыбок ты видишь?», «Обведи рыб плывущих влево», «Синяя рыбка живет не в круглом и не в прямоугольном аквариуме, красная – не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме живет желтая рыба?»
6 Конструктивная деятельность.
Сложи рыбку из мозаики. Сложи рыбку из палочек. Сложи рыбку из геометрических фигур (игра «Танграм»)
7 Развитие мелкой моторики.
Повтори рисунок по клеточкам. «Куда плыть?» (слуховой диктант по клеточкам, на закрепление ориентировки в пространстве). На развитие слухового внимания «4 лишний». 7 8Словесные игры:
«Сосчитай до 5» одна речная рыбка – две речные рыбки…
Одна рыболовная снасть -…; один синий кит - ….
«Собери предложение»
Рыбак, рыбалку, на, идет. Аквариуме, в, плавает, рыбок, много.
Котелке, в, уха, варится. Ерши,ловить, идут, мальчики.
Озеро, плавают, в, рыбы. Видели, большой, сом, мы, магазин.
«Подбери слова – родственники к слову рыба»
Большая рыба, а маленькая (кто) - …
Маленькая рыбка, а очень мелкая (кто) - …
Очень мелкая рыбёшка, а очень крупная (кто) - …
В реке плавают (кто) - …
Из ведра торчат хвосты (чьи) - …
Ловит рыбу на берегу (кто) - …
Рыбную ловлю называют - …
Суп из рыбы (какой) - …
«Назови: чей хвост? Чья голова? Чье тело? Чьи плавники?»
У щуки -…. У карпа -…. у акулы -…. У окуня -…. У карася -…
«какое слово не подходит?»
Морс, море, моряк, морской; сельдь, селедочный, сельдерей,селедка;
«Что не так?»
Уха варится из кур. Сначала рыбу варят, а потом ловят.
«Измени по образцу»
Ловить – ловил – ловила –ловили.
Плавать - … жарить -…. Чистить -…
«Употреби словосочетание в нужной форме»
Кто? – золотая рыбка.
Нет кого? -…
Подплываем к кому? –
Вижу кого? –
Наблюдаем за кем? –
Сказка о ком? –
«Какое слово отличается от других?»
Крючок, крючок, сверчок, крючок.
Кости, гости, кости, кости.
Удочка, дудочка, удочка, удочка.
Улов, улов, улов, плов.
«Исправь ошибки»
Рыбак насаживал крючок на наживку.
Старик поймал невод рыбой.
Отец сам почистила весь улов.
Камешки опустили под дно аквариума.
В сети попалась крупная горбуша.
«Умные задачки»
Если щука больше окуня, а окунь больше пескаря, то кто меньше всех? (Пескарь)
Коля и Миша были на рыбалке. Они поймали ерша и карпа. Какую рыбу поймал Миша, если Коля поймал не карпа? (Карпа)
«Вспомни»
Персонажами каких известных сказок были рыбы:
- морская, необычного цвета (Золотая рыбка, «Сказка о рыбаке и рыбке»);
- речная, умеющая говорить (щука, «По щучьему велению»).
3 этап – заключительный.
- обработка полученной информации, и ее оформление;
- подготовленные выступления перед гостями – детьми средней группы;
- обсуждение с детьми: понравилось ли выступать перед малышами, что было приятно, интересно, что было весело, что трудно?
Результативность:
- активизировался словарь по теме;
- дети научились составлять описательные рассказы;
- у детей появилась уверенность в своих силах; доброжелательное отношение друг к другу;
- родители вовлечены в единое пространство «сад – семья»
Вывод: поставленные задачи выполнены; цель достигнута; проект эффективен, оптимизирует педагогический процесс.
С воспитателями решили продолжить использовать метод проектов при изучении других лексических тем, отталкиваясь от запросов детей.
Распространение опыта: презентация проекта на методическом объединении педагогов в ДОУ; на районном методобъединении.