Мурачева Татьяна
Творческий проект в средней группе «Русские народные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ»
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Русский народ не должен забывать о своем прошлом, о наших традициях, сказках, литературе, языке, живописи. Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка.
Темочки:
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Русская народная культура, фольклор
- Средняя группа
- Темочки
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по - новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Сформировать понятие о русском народном творчестве; создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста (4-5 лет) через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА : краткосрочный (март – май)
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ: детский сад, семья.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : дети средней группы, воспитатели группы «Капитошка», музыкальный руководитель, родители.
ТЕМАТИКА: творческий проект.
ПЛАН РАБОТЫ
1. «Знакомство с русскими традициями»
Цель: Приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям.
Задачи: Расширять представления детей о народных традициях и обычаях на Руси; развивать инициативу, стремление выражать своё отношение к окружающему; продолжать знакомство с элементами русской народной росписи, музыкальным фольклором.
2. Экскурсия в мини – музей детского сада.
Цель: Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре.
Задачи:
Познакомить детей с устройством русской избы.
Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.
Закрепить знания о русском народном костюме, особенностях его изготовления и применения.
Расширять словарный запас: изба, горница, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук, самовар, рушник, половик, ухват.
Привить интерес к предметам старины, воспитывать бережное отношение к старинным вещам.
Воспитывать патриотические чувства.
3. Просмотр презентации «Изба на Руси», сопровождающийся беседой «Как выглядел дом русского крестьянина».
Задачи:
Закрепить с детьми понятие изба.
Познакомить с традициями строительства избы, её внешним и внутренним убранством.
Словарная работа: изба, сруб, наличники, половицы, конёк, горница, кровля, крыльцо.
4. Декоративное рисование "Славянские узоры на рубашке".
Задачи:
Закреплять знания о русских народных промыслах.
Учить составлять узор, используя элементы славянской росписи, ее колорит.
Закреплять умение рисовать концом кисти геометрические фигуры (ромбы, квадратики, зубцы, спирали).
Формировать представление о народном костюме.
Воспитывать уважительное отношение к прошлому России.
5. Подвижные, русские народные игры : «Гори, гори, ясно»,
Задачи:
Познакомить детей с играми.
Приучать детей поочерёдно выполнять разные действия (убегать, ловить)
6. Аппликация «Русские узоры»
Задачи:
Ознакомить детей с русским народным орнаментом, раскрыть его характерные черты.
Учить композиционному построению аппликации орнаментов из геометрических элементов.
Развивать интерес к народному творчеству, изделиям народного искусства.
Воспитывать у детей любовь к культуре своего народа
7. Чтение русских народных сказок : «Лисичка со скалочкой»;
потешек: «Чики, чики, чикалочки» «Дождик»;
небылиц.
Задачи:
Создать необходимые условия для знакомства со сказками.
Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.
Пробуждать интерес к сказкам.
Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний.
8. Выставка «Предметы старины»
Цель:
1. Знакомство с предметами домашнего обихода в старину.
2. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам.
3. Привлечь родителей для сбора вещей для выставки.
9. Познавательная викторина «Что за прелесть, эти сказки?»
Задачи:
Воспитание устойчивого интереса к художественной литературе;
Создание условий для обобщения знаний дошкольников по образовательной области «Речевое развитие» (приобщение к художественной литературе, знакомство с устным народным творчеством);
Закрепление знаний русских народных сказок;
Приобретение опыта участия в выполнении тестовых заданий, умении выбирать правильный ответ из нескольких предложенных;
Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста, расширение кругозора.
10. «Народная игрушка» Знакомство с народными игрушками, беседа.
Задачи:
Усвоить первоначальное представление о возникновении игрушек на Руси.
Через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси.
Познакомить детей с игрушками, сделанными из глины, соломы, дерева.
11. Дидактическая игра «Что спрятано в сундуке».
Задачи:
Закрепить знание детей о народной игрушке - матрёшке.
Формировать понятие, из чего она сделана, как украшена.
Развивать интерес к народной игрушке, умение украшать матрёшку.
12. Декоративное рисование «Весёлые матрёшки»
Задачи:
Познакомить детей с матрёшкой как видом народной игрушки.
Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.
13. Лепка «Семья матрешек»
Задачи: Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой, с процессом ее изготовления; учить лепить пластическим способом, использовать в работе приемы оттягивания и сглаживания; добиваться передачи выразительности образа.
14. Музыкальная деятельность
Прослушивание и пение русских народных песенок :
«Заинька», «Как пощли наши подружки», «Жил – был у бабушки серенький козлик»;
Закличек:
«Весна - красна», «Солнышко - ведрышко», «Дождик»;
Упражнение: «Ой, лопнул обруч», «Полянка»;
Игры: «Ищи игрущку», «Курочки и петушок», «Васька – кот»;
Танец: «Попрыгушки».
Задачи:
Развивать индивидуальные творческие способности.
Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке и положительный настрой на данный вид деятельности.
15. Тематическое музыкальное занятие «Посиделки».
Задачи:
Рассказать детям о происхождении посиделок, их назначении.
Познакомить с устным народным творчеством - потешками, песенками, небылицами, скороговорками, сказками, загадками.
Дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц.
Пробудить интерес к русским народным играм.
16. Консультации для родителей:
«Воспитание детей на традициях народной культуры»
«Народный костюм»
17. Фольклорный праздник «ЛИСА – ЛАПОТНИЦА»