Галина Романова
Проект «Народные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект: «Народные традиции»
Название проекта: «Народные традиции»»
Девиз проекта: Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим.
Проблема: Важно именно в дошкольном возрасте ребенка включать вопросы духовно - нравственного развития детей, что способствует формированию любви к родному краю, разнообразные виды художественной творческой деятельности, что способствует развитию детей в различных видах деятельности. Потешки, сказки, прибаутки, колыбельные - в них заложена сама жизнь, они поучительны своей непосредственностью.
Темочки:
Цель проекта: Развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности дошкольника средствами народного творчества.
Задачи проекта:
1. Продолжать знакомить детей с народными праздниками, традициями, народными играми, сказками, потешками, прибаутками.
2. Формировать эмоционально окрашенные чувства причастности детей к наследию прошлого, потребности общаться с его ценностями; желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
3. Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника, обогащать словарный запас. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
Образовательные области: Задействованы все образовательные области.
Участники проекта, возраст дошкольников: Воспитатели, родители, дети от 4 до 6 лет.
Приблизительная продолжительность проекта: Краткосрочный
Ожидаемые результаты: Дети познакомились с историей русского народа, фольклором музыкальным, фольклором в устном народном творчестве, декоративно-прикладным искусством, национальной кухней, национальным костюмом, народными праздниками. Сформировано уважительное отношение к русскому народу и народу населяющую Россию, к их культуре, традициям и обычаям.
Методы и формы оценивания: Беседы, чтение познавательной и художественной литературы, дидактические игры, художественное творчество.
Этапы планирования:
Подготовительный этап: Разработка плана. Подбор методов и форм реализации проекта. Подбор методической литературы. Выбор форм работы с детьми и родителями. Выбор основных мероприятий. Определение объема и содержания работы для внедрения проекта. Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Основной этап проекта:
1. Беседы:
«Что такое народное декоративно-прикладное искусство», «Русская народная игрушка», «Сине-голубая Гжель», «Золотая Хохлома», «Весёлый Городец», «Дымковские чудо игрушки». «Бабушкин сундучок». «Эти мудрые русские сказки», «Русские посиделки», «Русские народные музыкальные инструменты». Традиции русского народа».
2. Знакомство с малыми фольклорными формами (потешками, песенками, пословицами, поговорками, прибаутками, закличками);
3. Подвижные народные игры: «Гуси - лебеди», «Горелки», «Жмурки», «Пятнашки».
4. Отгадывание и составление загадок о предметах быта, народных приметах, природных явлениях.
5. Чтение русских народных сказок: «Теремок», «Курочка ряба», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», «Сивка-бурка». «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Волк и семеро козлят», «Морозко», «Лиса и журавль», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой». (Чтение былин о русских богатырях).
6. Рассматривание репродукций картин художников:
Б. М. Кустодиев «Масленица»; А. К. Саврасов «Грачи прилетели». Иллюстрации художника Ю. Васнецова к сказкам.
7. Пересказ русских народных сказок.
8. Дидактические игры: «Чей костюм», «Составь узор», «Угадай роспись», «Разрезные картинки», «Назови ремесла».
9. Чтение познавательно-энциклопедической литературы по теме: «Народная культура и традиции».
10. Сюжетно – ролевая игра: «Ярмарка игрушек».
11. Выставка книг, иллюстраций: «Народное творчество».
12. Художественное творчество: раскраски, трафареты на тему: «Русские народные художественные промыслы».
13. Обыгрывание народных сказок, потешек через использование атрибутов пальчикового театра.
14. Слушание русских народных песен.
15. Оформление альбома: «Народные промыслы»
Заключительный этап проекта:
Развлечение: «Ярмарка народных игр».
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта:
Технологии и оборудование, методический инструментарий: Картотека дидактических игр. Подборка художественной и познавательной литературы. Подбор иллюстраций и картин. Материал для художественного творчества. Демонстрационный материал для создания работы над проектом.
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста:
«Ярмарка народных игр»
Цель:
Приобщать детей к истокам отечественной культуры на основе устного фольклора и русских народных подвижных игр.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с русскими народными играми;
Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре, развивать чувство юмора, воображение, смекалку.
Упражнять в выполнении различных видов движений, через игровые задания.
Воспитывать интерес и любовь к русским народным играм, уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим.
Ведущий:
Добрый день, всем добрым людям,
Пусть денёк весёлым будет.
Сегодня будут игры, шутки, смех,
Радости хватит на всех!
Ведущий: Дети, вы были на ярмарке? А что такое Ярмарка?
Ответы детей: На ярмарке покупают разные товары…
Ведущий: Ярмарка – это большой базар. В давние времена на Руси ярмарки проходили несколько раз в год – по большим церковным праздникам: Рождество, Масленица, Пасха и Троица. На ярмарках торговали всем и помногу: если мука – то мешками, если дрова – то телегами. Торговали и обувью, и одеждой, и посудой, и домашней утварью. Но были и особые праздники, на которых люди могли на других посмотреть и себя показать. И сегодня я хочу пригласить вас на веселую ярмарку: «Ярмарку народных игр и забав».
Шел на ярмарку купец – разудалый молодец (ходьба)
За ним девицы статные, во всем опрятные (ходьба на носках, руки на поясе)
Вел Иван лошадей разных мастей (ходьба с высоким подниманием бедра)
Расступись народ, медведя поводырь ведет (ходьба на внешних сторонах стопы). Вы девчонки и мальчишки за руки берегитесь. Да на ярмарку торопитесь.
Дети, взявшись за руки, идут «змейкой» под русскую народную мелодию «Ярмарка». Давайте и мы пройдем да посмотрим, что на нашей ярмарке есть?
В музыкальном зале импровизированные ряды, где лежат музыкальные инструменты.
Я сейчас для вас ребятки буду загадывать загадки. Кто загадки отгадает, тот со мною поиграет.
На ручке плошка
Черпает понемножку. (Ложка)
Деревянные пластинки
Разноцветные картинки.
Стукают, звенят – плясать велят. (Трещотка)
Птица-свиристелка, звонкая поделка!
Ну-ка, ну-ка, говори, что там у тебя внутри?
Верь, не верь, же, мой хороший, и внутри-то ничего,
Кроме двух сухих горошин и дыханья твоего. (Свистулька)
Есть бубенчики на нем, по нему мы громко бьем.
С ним сейчас играть мы будем, дайте в руки звонкий … (Бубен)
Если хочешь поиграть, нужно в руки ее взять
И подуть в нее слегка – будет музыка слышна.
Подумайте минуточку… Что же это? (Дудочка)
Дети играют на музыкальных инструментах.
Ведущий: Молодцы, хороший оркестр у нас получился. Давайте посмотрим, что еще интересного есть у нас на ярмарке. Это разноцветные атласные ленты. Не хотите поиграть? Свою удаль показать? Кому не досуг – вставайте в круг!
Игра «Горшок»
Дети образуют круг, в центре стоит водящий (взрослый). Он крутит веревку с привязанным на конце не тяжелым предметом – «горшком». Под музыку дети перепрыгивают через веревку. Кто её заденет, тот выбывает из игры. Игра проводиться 2-3 раза.
На нашей ярмарке товару не счесть!
Платки и платочки, банты, поясочки
Все для веселья есть!
Все быстрее разбирайте
И в хоровод вставайте!
Заведем хоровод, удивим народ!
Дети берут атрибуты встают и выполняют движения по показу под мелодию: «Волшебный платок».
Ведущий:
Нам играть и петь не лень,
Мы б играли целый день.
А теперь для вас ребятки
Загадаю я загадки,
Знаю, знаю наперед -
Вы смекалистый народ!
Загадки:
1. Пятак есть, а ничего не купит? (свинья).
2. Каким гребешком никто не причесывается? (петушиным).
3. Шубу два раза в год снимает. Кто под шубою гуляет? (овца).
4. Петух снес яйцо, кому оно достанется? (никому, петух яйца не несет).
5. Борода и рожки бегут по дорожке? (козел)
Ведущий: Молодцы вы все, ребятки, - отгадали мои загадки!
Все на ярмарку идут, вместо товара игры несут.
Ведущий: Дружно за руки беритесь в круг скорее становитесь.
Водящего выбирают с помощью считалки:
Вдоль по улице пойду
Я найду себе дуду.
Веселей, дуда, дуди,
Мы играем, ты води!
Игра «Весёлый бубен»
Дети стоят в кругу, после окончания музыки, у кого в руках бубен. Тот танцует.
Ведущий: Песни, игры, хороводы,
Не уйдут у нас из моды,
Собирайся детвора,
Коль играть пришла пора.
В круг вставайте игру начинайте!
Игра «Заря - заряница»
Дети образуют круг, руки держат за спиной. Водящий ходит по внешней стороне круга с лентой в руках, проговаривает (пропевает):
Заря – заряница
Красная девица.
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые!
Водящий кладет ленту в руки игрока, около которого остановился, затем оба бегут в разные стороны вдоль круга. Тот, кто не успел занять свободное место становиться водящим.
Ведущий: Ой, наплясались, да повеселились мы с вами на ярмарке.
И как говориться пора и честь знать.
Но какая - же ярмарка без угощения сладкого.
Есть сахарные петушки - угощайтесь детушки!