Юлия Трофимова
Проект «Русские народные промыслы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Колыванский детский сад «Светлячок»
Проект «Русские народные промыслы»
Номинация «Декоративно - прикладное искусство»
Разработал воспитатель:
Трофимова Юлия Николаевна
р. п. Колывань, 2024 г.
Содержание:
1. Введение (постановка проблемы…стр. 3
2. Основная часть (этапы работы над проектом…. стр. 6
3. Выводы…. стр. 8 Список используемой литературы….стр. 9
Публикация «Проект „Русские народные промыслы“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Приложение…. стр. 10
Введение
Тема проекта : «Русские народные промыслы»
Тип проекта : творческий, групповой, практический, познавательный, наглядный, словесный
Участники исследования: дети подготовительной группы «Пчёлки» (6 – 7 лет, воспитатели, родители.
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие
Длительность проекта : 4 недели
Объект исследования: русские народные промыслы
Формы методы работы: беседы, подборка стихов, загадок по теме проекта; выставка рисунков и поделок; чтение художественной литературы.
Введение (постановка проблемы (задачи) :
- Влияние знаний детей о русских народных промыслах на развитие речи и художественно - творческих способностей?
Актуальность
Любовь к своей отчизне формируется у ребенка с самого раннего детства, когда он восприимчив к яркому, новому. Через знакомство с народным декоративно - прикладным искусством, которое несёт в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ живёт в прошлом и настоящем. Народное декоративно -прикладное творчество развивает образное мышление ребёнка, фантазию, является одним из факторов гармоничного развития личности, одним из важнейших средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Оно развивает творческие способности у детей. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребёнка, прививается любовь к своему краю. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Проблема: у детей недостаточно знаний об истории народных игрушек, о народных мастерах, особенностях декоративно-прикладного искусства (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка).
Основополагающий вопрос: зачем нужно знакомить детей с русскими народными промыслами?
Гипотеза проекта : если знакомить дошкольников с русскими народными промыслами, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Цель проекта : формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов, процессом изготовления игрушек, предметов быта народными умельцами, основными элементами декоративной росписи. (Гжель, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка).
2. Формировать нравственно-патриотические чувства у детей, такие как любовь к Родине, гордость за её достояние, трудолюбие и уважение к культуре своего народа, труду народных мастеров, понимание его общественной значимости.
3. Расширять представление о многообразии окружающего мира.
4. Воспитывать чуткость к художественному слову.
5. Развивать эмоциональную восприимчивость к произведениям искусства, навыки художественного творчества детей.
6. Приобщать к декоративно - прикладному искусству.
7. Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
Предполагаемые результаты:
- Знакомы с различными видами декоративно-прикладного искусства: (Гжель, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка).
- Имеют представление о многообразии окружающего мира.
- Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходства и различия.
- Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.
- Проявляют интерес к культуре и традициям своего народа.
1. Основная часть
1. Подготовительный этап
Анализ проблемы проекта : выявление и формулировка проблемы.
Создание банка идей и предложений.
Составление и обсуждение поэтапного плана проекта.
Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
Подбор видеофильмов и презентаций. Подбор методической, справочной литературы по тематике проекта.
Совместное с родителями планирование образовательной творческой деятельности детей в условиях детского сада и дома.
2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Мероприятия с детьми
Познавательная деятельность:
1. Беседа: «Народные промыслы России» (Приложение 1)
2. Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо филимоновских свистулек»
Речевая деятельность:
1. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;
2. Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»;
Художественно-творческая деятельность:
1. Рассматривание альбомов и наглядно-демонстрационного материала;
2. НОД. Тема: «Из чего же, из чего» (Приложение 2);
3. Лепка из пластилина «Филимоновские игрушки» (Приложение 3);
4. Лепка «Дымковская барышня» (Приложение 4);
5. Рисование «Роспись хохломских досок» (Приложение 5);
6. Рисование «Укрась тарелочку. Гжель» (Приложение 6);
Игровая деятельность:
1. Подвижные народные игры;
2. Хороводные народные игры «Гуси-Лебеди», «Каравай», «Лохматый пес», «У Миланьи, у старушки», «У медведя во бору».
Работа с родителями:
1. Памятка для родителей «Декоративно - прикладное искусство» (Приложение 8).
2. Совместное с детьми разучивание стихов.
3. Заключительный этап
1. Выставка детских работ.
2. Итоговое занятие по народно - прикладному искусству «Ярмарка народных умельцев» (Приложение 7).
Выводы проекта :
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у детей появилось желание ещё больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно-прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Список используемой литературы
1. «Дошкольное воспитание». - №8.- 1981.
2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.
3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре
4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012.
7. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. - Управление ДОУ. 2005 №1
8. Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
9. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство- Пресс, 2012.
Приложение 1
Беседа «Народные промыслы России».
Цель: Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства.
- Издавна славятся красотой изделия русских мастеров : украшенная яркими узорами посуда, игрушки, шкатулки и другая домашняя утварь.
- Русское народное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал свои изделия затейливой росписью. Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого мастера была своя отличная манера изготовления. А о более известных направлениях народного промысла я вам сейчас расскажу.
1) Хохлома
У каждого из нас дома есть посуда. Она бывает разной (Какая) В старину на Руси пользовались деревянной посудой. А изготавливали ее мастера деревянных промыслов. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев.
Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с веселым названием Хохлома. В хохломе посуду вырезали из мягких пород деревьев (липы, березы, ольхи). Называли ее хохломской.
Вырезанную вещь вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. После этого мастер кистью наносил рисунок, затем изделия вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет.
Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия. Основной рисунок – колосья, ягоды, листья, цветы и главное трава. «Травка» – черно-красная трава по золотистому фону – считается основой для хохломского художника. (Рассматриваются, анализируются изделия посуды, фотографии)
- Какие основные цвета использовал художник? (черный, красный, встречается зеленый, но больше всего золотого цвета)
- Какие узоры использовали художники? (ягоды, листья, цветы, завитки)
- А какое настроение вызывает эта посуда?
Искусство росписи передавалось из поколения в поколение – от отца к сыну, от деда к внуку. Эти стихотворные строки точно передают особенности хохломских изделий:
Как волшебница жар – птица,
Не выходит из ума
Чародейка – мастерица,
Золотая хохлома.
И богата и красива,
Рада гостю от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Листья рдеют, не редея,
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея,
В мир волшебной хохломы.
2) Сине-голубое чудо Гжели.
- А сейчас посмотрим на рисунки этой посуды (просмотр альбома «Гжель»). Что общего в ней? Правильно, эта посуда окрашена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому что сделана она на фарфоровом заводе, который находится в с. Гжель Московской области. А зародился этот промысел более 400 лет назад. Из белой глины умельцы лепили самую разную посуду, которую украшали лепными деталями. Лепили фигурки людей, животных, птиц. Украшали все это узорами сине-голубого цвета.
Гжельские изделия всегда легко отличить. (По каким признакам) В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки высотой 5-20 см. изображающие персонажей народных сказок, бытовые сценки, а так же детские игрушки. (Показать).
«Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая Гжель»!
3) Елецкие кружева.
- Ребята, а чем славится Липецкая земля? Какой старинный русский промысел прославляет г. Елец?
В Начале XIX века в Ельце стали осваивать ремесло кружевоплетения на частной фабрике Протасовой. (Показываю кружева)
Техника кружевоплетения сложна, она требует сноровки, большого опыта и терпения. А плетут кружево с помощью гладких деревянных палочек – коклюшек, на которые намотаны нитки. Кружевница передвигает коклюшки, делает узелки, и постепенно рождается у нее под руками кружевная сказка. (Показать рисунок).
4) Игрушки.
С давних пор на Руси народные умельцы делают игрушки, которые называются по имени селений, где их создают. Познакомимся с некоторыми из них.
(Показываю игрушку «Кузнецы») Эта игрушка из села Богородское Московской области. Богородскую игрушку вырезают из липы. Особенно любят делать богородские мастера медведей. Здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Богородские игрушки умеют двигаться. Детям такие игрушки особенно нравятся.
А вот глиняные лепные игрушки. Называют их дымковскими. Их делают в селе Дымково рядом с русским городом Вяткой. Люди придумали делать эти игрушки давным давно. Сначала их делали не для забавы, они охраняли домашний очаг, семью, служили оберегом. Потом дымковцы стали раскрашивать их яркими красками и использовать их как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса. Знамениты дымковские «Барыни» в пестрых сарафанах, «индюки», «олени», «козлы», «всадники».
- А кто, ребята, из вас сможет рассказать, как такие игрушки делают?
А бывают деревянные игрушки расписные. А как они называются, угадайте, послушав загадку.
Словно репка, она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А в нутрии секреты есть:
Может, три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская … (Матрешка)
- Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна, и еще, и еще… и так до 10-12 куколок.
Наиболее известны семеновские и загорские матрешки. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, передник. Позже на матрешек стали наносить всевозможные сценки из жизни – о крестьянском быте, о веселых ярмарках, о народных праздниках.
(Просмотр альбома и анализ изображений матрешек)
4. Итог.
- Русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали душу.
Вы сегодня узнали много нового о народных промыслах. И я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша Россия и что богата она талантами.
Приложение 2
НОД Тема: «Из чего же, из чего»
Цель: развитие познавательной активности в процессе экспериментирования, расширение знаний детей о свойствах природных материалов: сухой и влажной глине и способе их использования; закрепление знаний детей о глине, как основе производства игрушек для народных промыслов «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка».
Задачи:
формировать представление о глине как о природном материале и основе производства игрушек для народных промыслов : «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка»;
закрепить знания детей о свойствах сухой и влажной глины и их использовании.
закрепить умение исследовать окружающий мир с помощью практических познавательных действий;
расширить умение детей устанавливать причинно – следственные связи между материалом и способом его использования;
Методы и приё мы:
Наглядный – рассматривание, показ, разъяснение.
Словесный – беседа, художественное слово, рассказ, поощрение.
Практический - показ способов действия, экспериментирование.
Познавательно – исследовательская деятельность
Раздаточный материал: дощечки для лепки, глина сухая, глина влажная, ступа с пестиком, салфетка для рук.
Ход НОД
1. Организационный момент
Сюрпризный момент: появление на группе глины разного цвета (белая, голубая, зелёная, коричневая).
2. Познавательная часть
Беседа: «Природные и рукотворные материалы»
3. Практическая часть
Экспериментирование
Выявление свойств сухой и влажной глины на ощупь.
Физкультурная разминка во время творческой деятельности детей
«Подарки»
И. П. : дети стоят в кругу, проговаривают слова и делают массаж.
А тари, тари, тари! Куплю Маше янтари (массаж воротниковой зоны).
Останутся деньги, куплю Маше серьги (массаж ушек).
Останутся пятаки, куплю Маше башмаки (массаж ступней).
Останутся грошики, куплю Маше ложки (массаж ладошек).
Останутся полушки, куплю Маше подушки (массаж животика).
Выводы:
Сухая глина твёрдая, шершавая, крошится, трескается, из неё нельзя лепить, не липкая, но если её растолочь, она становится сыпучей.
Влажная глина мягкая, пластичная, липкая, можно изменить её форму, делить на части, из неё можно лепить игрушки, посуду, делать различные красивые украшения и сувениры.
Дети лепят маленькие сувениры «Сердечко».
4. Заключительная часть
Самооценка и самоконтроль.
Что ты узнал нового?
Чему научился?
За что себя можешь похвалить?
Над чем можно ещё поработать?
Какие игры и задания тебе понравились?
Какие задания показались трудными?
Организация выставка детских поделок «Сердечко»
Приложение 3
Лепка «Филимоновская игрушка»
Цель: знакомство детей с филимоновской игрушки, особенностями и этапами изготовления игрушки.
Задачи:
- познакомить детей с историей филимоновской игрушки;
-учить детей лепить филимоновскую игрушку из пластилина;
-учить передавать колорит филимоновской росписи;
-развивать воображение;
-воспитывать эстетическое восприятие произведений народного творчества.
Материал:
Демонстрационный: филимоновские игрушки, иллюстрации с изображением филимоновской игрушки, иллюстрации с элементами росписи
Раздаточный: клеенки для лепки, салфетки, пластилин, стека, мука, гуашь, кисти
Ход занятия:
. Вводная часть:
Воспитатель загадывает загадку:
Свистульки - петушки,
Глиняные зайчики,
Кони вороные
Гривы расписные!
Всем по нраву глиняные забавы!
Наши курочки в окно –
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А как Петя – петушок
Рано – рано поутру
Нам споет – ку-ка-ре-ку!
- что это за игрушки?
Дети: филимоновские игрушки
Основная часть.
Воспитатель: Правильно! Давайте рассмотрим иллюстрации с филимоновскими игрушками и вспомним, как же появилась эта игрушка.
Говорят, когда-то давно в одну деревню пришел гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Глина очень подходит для лепки игрушек, она мягкая и для рук послушная. Глина бывает-белая, розовая, желтая, оранжевая и даже черная. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.
Воспитатель: Назовите игрушки, которые филимоновские мастера лепят из глины?
Дети: собака, козел, кони, баран, филимоновские барыни, петушки, уточки.
Воспитатель: Правильно.
- Все эти игрушки – не простые игрушки, а свистульки. Свистки спрятаны в хвостики, под крылья, в кувшины, а иногда в курочку или гуся, которых хозяйка держит под рукой. И во все эти игрушки можно посвистеть.
Дыхательная гимнастика «Свистульки»
Воспитатель предлагает детям подуть в свистульки, чтобы получился мелодичный, громкий свист.
Дети свистят в свистульки
Воспитатель: Обратите внимание на форму игрушек. Игрушки вытянутые, с длинными шеями.
Вначале игрушки лепили, потом обжигали в печи до бела, а потом расписывали.
Воспитатель: Какие цвета, характерны для данного промысла?
Дети: желтый, красный, зеленый, синий, фиолетовый.
Воспитатель: Какие элементы узора используются?
Дети: полоски, линии, точки, круги
Воспитатель: Линии рисуют в различных сочетаниях и рождаются солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры. Животные и птицы всегда расписываются в определенном порядке: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще желтым. Лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.
- Все умеют народные умельцы, а вы хотите показать свое мастерство? Стать настоящими народными мастерами и расписать филимоновские игрушки? Приглашаю Вас в творческую мастерскую. А перед работой дорогие умельцы, давайте поиграем.
Физминутка: Быстро встали, улыбнулись,
Выше, выше потянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленами коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на место побежали.
Воспитатель: Сейчас, ребята, мы с вами будем мастерами. Будем лепить филимоновскую игрушку. Но не из глины, а из пластилина. Необычность нашей работы, будет заключаться в том, что мы будем использовать в своей работе муку.
Воспитатель обсуждает вместе с детьми порядок выполнения работы.
1 этап. Влепить игрушку из пластилина, указывая на характерные особенности формы (вытянутая, с длиной шеей).
2 этап. Необходимо обвалять готовую работу в муке, для обезжиривания пластилина.
3 этап. Покрыть игрушку белой гуашью.
4 этап. Расписать изделие, использую цвета и элементы, характерные для филимоновской игрушки.
В процессе работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывает индивидуальную помощь.
Заключительная часть.
Воспитатель:
- что мы сегодня лепили?
- что далось легко, а в чем испытывали трудности?
Работы у всех получились замечательные, и предлагаю сделать выставку филимоновских игрушек.
Приложение 4
Лепка и роспись «Дымковская барышня»
Программное содержание.
Закреплять умение лепить по мотивам народной игрушки. Формировать умение лепить полые формы (юбка барышни, соблюдать пропорции фигуры. Развивать эстетическое восприятие, чувство формы, эстетический вкус, творчество. Совершенствовать умение правильно оценивать свою работу и работы товарищей.
Методика проведения.
Рассмотреть и обследовать с детьми фигурки нескольких дымковских барышень. Уточнить приемы лепки барышни. Предложить приступить к работе. Добиваться тщательной отделки формы. Все вылепленные фигурки выставить на подставке, рассмотреть с детьми, обсудить, отметить разнообразие. Обратить внимание на сходство и различия фигурок по форме, содержанию (няня, водоноска, барышня на прогулке и др. ; узоры на юбках, кофтах, кокошниках).
Материалы.
Дымковская барышня, пластилин, доски для лепки, салфетки, баночка для воды, гуашь, палитра, кисти, белая краска водоэмульсионная с добавлением клея ПВА.
Связь с другими образовательными областями.
Организация выставки изделий дымковских мастеров. Рассматривание иллюстраций с изображением дымковских изделий. Занятие ознакомление с окружающим миром, тема «Дымковские игрушки».
Цели.
Обу:
продолжать учить рассматривать дымковские игрушки (выделяя детали узора, колечки, кружочки, точки, линии).
учить выделять средства выразительности у дымковской барышни.
учить лепить дымковскую барышню, передавать характерные особенности (юбка-колокол, волосы и др., сглаживать поверхность для последующей росписи.
Воспитательные:
воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров, уважение к труду мастеров.
Развивающие:
развивать чувство цвета и композиции.
совершенствовать технические умения.
развивать мелкую моторику.
Ход занятия
1-й этап
Ребята, отгадайте загадку:
«Кофточки цветные, юбки расписные,
шляпы трехэтажные - статные и важные»
Ответ: дымковские барышни.
Рассматриваем с детьми выставку дымковских барышень, затем рассказываю и показываю последовательность лепки дымковской барышни.
Все детали дымковской игрушки лепятся отдельно, и примазываются к основе. Юбка лепится из пласта глины в форме колокола. После того как вылеплена юбка, из отдельных частей лепится голова, туловище и руки. Затем все детали крепко прикрепляются, для этого места соединения необходимо смочить водой и загладить мокрой тряпочкой. В последнюю очередь фигурка украшается дополнительными деталями – оборками, муфтами, фартуками, шляпками.
2-й этап
Воспитатель: Наши заготовки дети уже высохли, и мы можем приступать к следующему этапу работы - берем кисти и белую краску и покрываем наши заготовки ровным слоем, оставляем их на просушку.
3-й этап
Воспитатель: Еще раз рассмотрим дымковских барышень. Обратите внимание дети на их праздничный наряд.
Посмотри, как хороша эта девица – душа,
Щечки алые горят удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво.
Барышня так красива!
Как лебедушка плывет, песню тихую поет.
4-й этап
Приступаем к раскрашиванию дымковской барышни.
По окончании работы рассматриваем всех барышень и отмечаем наиболее интересные работы.