Солонина Светлана
Проект «Русские узоры»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ д/с № 13 с. Арзгир
Воспитатель: Солонина С. М.
Тема проекта : «Русские узоры»
I.Актуальность.
Одной из актуальных и важных задач, стоящих перед обществом, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного творчества.
Публикация «Проект „Русские узоры“» размещена в разделах
По мнению отечественных педагогов, исследователей русского народного творчества Н. П. Сакулиной, В. А. Флериной, А. П. Усовой и др., ознакомление детей с произведениями народного творчества способствует пробуждению в них первых ярких представлений о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, знакомству с миром прекрасного.
Приобщение ребенка к национальной культуре носит воспитательный характер: развивает творческие способности, формирует художественный вкус, приобщает подрастающее поколение к эстетическим взглядам народа.
Народное искусство обладает большими возможностями: несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.
Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредствен-но в произведениях народных мастеров. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы и затем ее красота, соразмеренность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей.
Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни Росси, связаны с изучением механизма социализации, формирования социальной компетентности и ответственности ребенка, осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода. В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и отечества, их красоты и величия».
Роль эмоциональных переживаний, которые ребенок получает в результате проживания нравственной ситуации очень велика. Педагогические и психологические исследования российских ученых Т. Н. Дороновой, Р. Казаковой, Н. А. Ветлугиной, Р. М. Чумичевой и др. свидетельствуют, что эмоции, вызванные искусством способны творить чудеса: они приобщают детей к высшим духовным и нравственным ценностям, раздвигают горизонты осознания окружающего мира, развивают их творческие способности, что обуславливает объективную необходимость постижения ими норм и ценностей духовной, национальной культуры.
II Методологические параметры
Цель: Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и приобщение к народному творчеству.
Объект исследования: Процесс формирования познавательного интереса к русской национальной культуре у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: Содержание и технологии приобщения детей к высшим духовным, нравственным и эстетическим ценностям средствами русской народной культуры и искусства.
Гипотеза: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к высшим духовным, нравственным и эстетическим ценностям средствами русской народной культуры и искусства будет успешным, если:
Педагоги и родители овладеют знаниями искусствоведческого материала и способами формирования интереса к русской народной культуре у детей старшего дошкольного возраста.
Будет разработан единый комплекс мероприятий по приобщению детей к высшим духовным, нравственным и эстетическим ценностям.
Взрослые овладеют способностью оценивать и формировать новообразования личности ребенка, проявляющиеся в раскрытии общечеловеческих качеств, при знакомстве с русским национальным искусством: чувства сопричастности и ответственности за сохранение культурных и духовных ценностей.
В соответствии с гипотезой сформулированы следующие задачи.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и развитие проблемы на основе анализа литературы по воспитанию патриотических и интернациональных чувств, знакомству с миром прекрасного у детей дошкольного возраста в контексте русской народной культуры.
2. Определить структуру и содержание работы по ознакомлению дошкольников с русским национальным искусством в домашних условиях и детском учреждении.
3. Организовать и провести педагогический проект по формированию ответственности детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность средствами региональной культуры
4. Создать особую эмоциональную атмосферу и условия для восприятия духовных, культурных и эстетических ценностей народного творчества через внутреннее преобразование впечатлений, способствующую отображению чувств в художественно-творческой деятельности.
Методологической основой исследования являются: концепция развития личности Л. И. Божовича, А. В. Петровского, педагогические и психологические исследования российских ученых Т. Н. Дороновой, Р. Казаковой, Н. А. Ветлугиной, Р. М. Чумичевой, Н. П. Сакулиной, В. А. Флериной, А. П. Усовой и др.
Методы исследования:
Теоретические (анализ литературы, конкретизация, сравнение и обобщение, сравнительный анализ, систематизация);
Эмпирические (диагностирование, беседа, наблюдение);
Математические (методы статистической обработки результатов исследования)
Исследование организовывается и проводится в соответствии с определенными этапами работы.
Этапы работы:
Теоретическое обоснование проблемы на основании изучения научной, педагогико-психологической литературы по проблеме.
Разработка методики проекта, инструментариев, критериев и показателей, интерпритация результатов и доведение их до сведения коллектива.
Анализ результатов и подведение итогов проекта.
III Содержательно-целевая характеристика проекта
Вид: информационный, исследовательско-творческий, практико-ориентированный.
Тип: творческий, групповой, краткосрочный (2 недели)
Основные формы деятельности детей: совместная с педагогом, совместная со сверстниками, совместная с родителями, самостоятельная.
Методы и приемы: интернет-экскурсия, презентация, творческая игра, мини-музеи русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, живопись, исследование (проектная и творческая деятельность дошкольников в условиях семьи и ДОУ) и др.
Средства и оборудование: произведения народного творчества, игровой материал, видеофильмы, слайд-программы, творческая мастерская (инвентарь для продуктивных видов деятельности, презентационный стенд, выставочная галерея для родителей) и др.
Прогнозируемые результаты:
Сформирован устойчивый интерес к своеобразию родной стороны, творческий потенциал, чувство цветовой гармонии, любовь к национальному наследию, чувство ответственности за сохранение прекрасного.
Высокий уровень знаний воспитателями и родителями истории русской национальной культуры и искусства, основ инновационных технологий совместной работы с детьми по формированию познавательного интереса к народному творчеству.
Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи.
Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.
Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.
Развитие внимания, мышления, творческого воображения, зрительной памяти, умения анализировать.
Данная модель работы будет использована в работе с другими педагогами.
Интеграция образовательных областей: Коммуникативно-личностная, художественно-эстетическая, познавательное, речевое, физическое развитие.
Планирование работы над проектом :
-проведение в группе обсуждения идеи проекта, выявление интересующих детей вопросов;
-распределение детей на группы по интересам для выполнения различных видов работ:
-выбор декораторов (помощь в оформлении);
-выбор затейников (для организации игр).
-выбор формы реализации проекта.
-помощь в подборе музыкального сопровождения.
-разучивание песен, пословиц, частушек, поговорок, считалок, стихов,загадок.
-организация места проведения праздника.
-проведение инструктажа по технике безопасности.
План реализации:
Дни недели М Е Р О П Р И Я Т И Я
С Д Е Т Ь М И С ПЕДАГОГАМИ С РОДИТЕ-ЛЯМИ
1 Н Е Д Е Л Я
Понедельник - «С чего начинается Родина?» (интернет-экскурсия в край народных мастеров);
- Беседа: «Русские народные керамические промыслы»;
- Заучивание песни «У моей России …»;
- р. н. игры «Лапти», «Горелки».
Индивидуаль-ные беседы по теме.
Вторник - Беседа «Путешествие к мастерам хохломы»;
- НОД «Золотая хохлома» (роспись плоскостных форм);
- Чтение П. Синявский «Хохломская роспись»;
- д/и «Русские узоры»;
- Загадки, потешки, пословицы о народных игрушках. Консультация «Не забывайте народные игры!».
Среда - Выставка рисунков «Золотая хохлома»;
- Заучивание песни «Золотая хохлома»;
- Игры-состязания «Хитрый шарик»;
- Д/и «Художественный салон»;
Четверг - Беседа: «В гости к городецким мастерам»;
- НОД «Кони-птицы» (пластилиновый дизайн по мотивам городецкой росписи);
- Д/и «Собери палитру»;
- Чтение М. Г. Смирнова «Красная девица»; Папка – передвижки «Русские узоры»
Пятница - р. н. игра «Филин и пташки»
- НОД «Сине-голубая сказка» (гжельские узоры);
- Беседа «Русские народные игрушки». Мастер-класс «Русские узоры» пластилино-вый дизайн.
2 Н Е Д Е Л Я
Понедель-ник - НОД «Волшебный мир кисловодского фарфора» (интернет-экскурсия);
- Дидактическая игра «Найди сходство и различие»;
- Беседа «В гости к дымковским мастерам»;
- р. н. игры «Карусель», «Заря» Консультация «Роль роди-телей в воз-рождении русских традиций»
Вторник - Чтение В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска»;
- Беседа «В гости к дымковским мастерам»;
- р. н. игры «Ручеек», «Перетягивание каната». Мастер-класс «Лепим народную игрушку дома»
Среда - Заучивание А. Дьякова «Весёлая дымка»;
- НОД «В Дымковской сказочной стране…» (лепка по мотивам дымковских игрушек;
- Д/и «Собери букет»; Презентация проекта «Русские узоры»
Четверг - Заучивание загадок, пословиц, поговорок о народных игрушках;
- Игры - состязания «Хитрый шарик», «Ловкие ребята».
- Беседа «Филимоновские игрушки" выставка семейных рисунков на тему: «Русские узоры
Пятница - Праздничное мероприятие с участием родителей: «Ярмарка чудес». Праздничное мероприятие
Основной этап
Реализация проекта
В ходе реализации проекта :
С детьми:
1. Проведены занятия по теме: «С чего начинается Родина?» (интернет-экскурсия в край народных мастеров); «Волшебный мир кисловодского фарфора» (интернет-экскурсия); «Золотая хохлома» (роспись плоскостных форм); «Сине-голубая сказка» (гжельские узоры); «В Дымковской сказочной стране…» (лепка по мотивам дымковских игрушек; «Кони-птицы» (пластилиновый дизайн по мотивам городецкой росписи).
2. Проведены дидактические игры и упражнения: «Русские узоры», «Найди сходство и различие», «Две подружки», «Собери букет», «Что лишнее?», «Художественный салон», «Собери палитру» и др.
3. Проведены беседы: «Русские народные керамические промыслы», «В гости к городецким мастерам», «Путешествие к мастерам хохломы», «В гости к дымковским мастерам», «Филимоновская игрушка».
4. Чтение и заучивание стихов М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома»; загадок, пословиц, поговорок о народных игрушках; песен: «У моей России …», «Золотая хохлома».
5. Проведены народные подвижные игры : «Лапти», «Горелки», «Почта», «Ручеек», «Перетягивание каната», «Малечина–калечина», «Карусель», «Заря» и др. ;
6. Организованы игры - состязания «Хитрый шарик», «Посади картошку», «Ловкие ребята»;
7. Организована выставка рисунков на тему: «Сказочная Гжель», «Золотая хохлома»; совместные рисунки родителей и детей на тему: «Русские узоры».
8. Изготовлены и расписаны фигурки дымковских игрушек.
9. Праздничное мероприятие: «Ярмарка чудес».
Для родителей:
1. Изготовление папки – передвижки «Русские узоры».
2. Консультация «Роль родителей в возрождении русских традиций».
3. Мастер-класс «Лепим народную игрушку дома»
4. Индивидуальные беседы по теме.
5. Организована выставка семейных рисунков на тему: «Русские узоры».
6. Праздничное мероприятие с участием родителей: «Ярмарка чудес».
Для педагогов:
1. Консультация для педагогов: «Не забывайте народные игры!».
2. Консультация для педагогов: «Воспитывающее значение народного искусства».
3. Мастер-класс «Русские узоры» пластилиновый дизайн.
4. Презентация проекта «Русские узоры».
Заключительный этап
Итоги реализации проекта :
По итогам реализации проекта «Русские узоры» у детей:
1. Сформирован устойчивый интерес к своеобразию родной стороны, творческий потенциал, чувство цветовой гармонии, любовь к национальному наследию, чувство ответственности за сохранение прекрасного.
2. Расширены знания различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи.
3. Сформировано умение ориентироваться в различных видах росписи, умение составлять узоры по мотивам народных росписей.
4. Развиты внимание, мышление, творческое воображение, зрительная память, умение анализировать.
5. Сформированы навыки творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
А также: сформирован высокий уровень знаний воспитателями и родителями истории русской национальной культуры и искусства, основ инновационных технологий совместной работы с детьми по формированию познавательного интереса к народному творчеству.
Таким образом, вышеописанная система работы по теме «Русские узоры» позволила успешно и эффективно:
Сформировать у детей представления о традициях русского народа,
Воспитать чувство патриотизма у детей на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка, с учетом взаимодействия педагогов, родителей.
Сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи.
Осуществлять деятельность детей по формированию культурных ценностей систематически и планомерно.
Перспективы дальнейшего развития:
Я считаю, что проблема нравственно-патриотического воспитания на сегодняшний день очень актуальна, поэтому предполагаю дальнейшую работу по реализации данного проекта. Результаты реализации проектной деятельности радуют, но всегда есть, что совершенствовать. В дальнейшем в рамках работы по этому направлению предполагается открытие мини-музея народного творчества.