Светлана Илюшина
Проект «Русские былинные богатыри и сказочные герои в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : групповой, долгосрочный, практико – ориентированный.
Направление деятельности: социально-личностное.
Цель проекта :
Формирование у детей основ патриотического сознания детей дошкольного возраста через потенциал русских сказок.
Задачи:
1. Формирование патриотического сознания детей дошкольного возраста на основе русских сказок.
Публикация «Проект „Русские былинные богатыри и сказочные герои в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Проекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
2. Формирование и закрепление знаний детей о культурном богатстве русского народа.
3. Воспитание патриотизма и чувства долга перед Родиной на основе содержание русских сказок;
4. Подготовка к выполнению основных социальных ролей в обществе - защитника Родины, семьянина, труженика и др. ;
5. Воспитание в духе мира, уважения прав и свобод человека и гражданина;
4. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.
5. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.
6. Закрепление полученных знаний в повседневной жизни.
Проблема: Что такое патриотизм, наши дети знают в основном по картинкам или со слов воспитателя, но ни дети, ни тем более родители патриотами не являются, так как зачастую можно услышать: «А в Европе лучше!».
Актуальность проекта
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территории, природу, особенности языка и быта, народно-прикладное искусство, фольклор и многое другое. Дошкольный возраст - наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно – патриотические позиции. Приобщение детей к русской культуре, через знакомство их с русскими сказочными героями и былинными богатырями, является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.
Воспитание патриотических, духовно–нравственных, социально– коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.
Былинные богатыри и сказочные герои воспитывают ребёнка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно - нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских сказок в воспитании гражданско-патриотического воспитания неоценима.
Социальная значимость темы определена тем, что наши дети должны быть настоящими патриотами своей Родины. И я уверенна, что воспитывать патриотические чувства у детей, необходимо по средствам сказки и через сказку - самое доступное и любимое детьми.
Краткое описание проекта.
Работа по воспитанию гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста велась по двум направлениям.
1. Работа с детьми.
2. Работа с родителями.
Для более осознанного восприятия детьми знаний о традициях русской культуры, её обычаев в работе использовалось многообразие методов и приемов. Разнообразные формы работы : беседы, занятия, привлечение детей к инсценировке поведения сказочных героев, игры, развлечения, помогали детям почувствовать и научиться понимать особенность национальной культуры, любить и уважать своих родных,ценить труд человека,а через всё это формировать в себе чувство гражданственности - любить Родину.
Каждый вид деятельности преследовал решение своих задач и целей.
Так, например, с помощью специально подобранной тематики бесед, мы решали такие задачи как:
• Сообщение детям знаний о традициях русской культуры.
• О местах проживания наших предков.
• О быте русских людей.
• Об истории мужской и женской одежды.
• Об истории русской кухни.
• О народных праздниках.
• О народных приметах.
• О героизме русского народа.
Содержание бесед и поставленные вопросы черпали, прежде всего, из русских сказок.
Например: познакомив детей со сказкой, Никита Кожемяка, организовали и провели беседу о традициях русской культуры, о героизме народа. Прослушав цикл бытовых сказок, беседа с детьми выстраивалась по вопросам касающихся, русских народных промыслов, одежды, утвари.
С помощью таких сказок как, Семилетка, Снегурушка, знакомили детей с семейной иерархией на Руси.
С помощью рассказанных сюжетов, дети усваивали основные жизненные принципы.
• Что такое хорошо
• Добро всегда побеждает
• Уважать старших
• Слушать родителей
Динамика занятий предполагает постепенное погружение в единый сказочный сюжет. Содержание сказок было специально подобранно таким образом, чтобы перекликались бытовые сюжеты с героическими поступками. Для реализации поставленных целей были использованы различные виды работы с детьми. Ребята рисовали героев сказок, раскрашивали, заштриховывали. Разнообразные игры, использование музыкальных произведений, подготовка небольшого представления для детей другой группы, просмотр мультипликационных фильмов и т. д. Работа педагога с использованием небольших сценок, в которых принимали участие сами дети, прежде всего, была направлена на умении детей передавать настроение героев, отражать их поступки, владеть мимикой пантомимикой, интонацией. В работе с родителями использовались различные приёмы работы и прежде всего, привлечение родителей к изготовлению атрибутов для мини-музея сказочных героев, подготовке элементов костюмов.
При обучении детей были использованы разнообразные методы и приемы:
использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудио);
решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя : если бы я был Илья Муромец, если бы я вдруг превратился в. ;
дидактические игры: "Русская изба", "Кто лучше скажет", "Похвали соседа", "Будь отважным не теряйся, сзади всех не оставайся", "Найди ошибку и исправь", "Выбери нужный ответ", "Подбери сказочного героя к картинкам сказки".
Основной принцип в работе - дать ребятам самостоятельно сделать свой выбор.
Сроки проведения проекта : февраль-апрель 2024г.
Количество участников проекта : дети подготовительной группы, педагоги, родители.
Ожидаемые результаты проекта :
1. Формирование представлений о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.
4. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
5. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
6. Создание презентаций с использованием сюжетов из сказок.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ// Волгоград : Учитель, 2007, 203 стр.
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников// М. : ЦГЛ, 2005, 205 стр.
3. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры// Программа СПб: АКЦИДЕНТ, 1997, 300 стр.
4. С чего начинается Родина: (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) под ред. Л. А. Кондрыкинская. М: Сфера, 2003, 192 стр.
5. Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе. // Воспитание школьников. - №5, 6. – 2006.
6. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию Дня Победы. - Волгоград, 2005.
7. Вырщиков А., Кусмарцев М. Патриотизм на службе России. // Воспитание школьников. - №3. – 2006.
8. Горелик Ф. Б. Воспитывая гражданина. – М., 1986.
9. Дереклеева Н. И. Справочник завуча. – М., 2006.
10. Жиренко О. Е., Лапина Е. В., Киселева Т. В. Я – гражданин России! – М. 2006.
11. Паламарчук В. Ф. Школа учит мыслить. – М., 1987.
12. Прохорова О., Кузнецова Л. Выявление, обобщение и распространение опыта реализации гражданского становления и патриотического воспитания молодежи. // Воспитание школьников. - №3,4. – 2006.
13. Шакурова М. В., Зеленина Е. А. Программа «Я – гражданин» // Классный руководитель. №3. – 2007.
14. Швецова Л. В., Галицких А. А. Воспитательные программы современной школы. – М., 2006.