Папки-передвижки

Проект «Русские былинные богатыри и сказочные герои в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Светлана Илюшина
Проект «Русские былинные богатыри и сказочные герои в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Тип проекта : групповой, долгосрочный, практико – ориентированный.

Направление деятельности: социально-личностное.

Цель проекта :

Формирование у детей основ патриотического сознания детей дошкольного возраста через потенциал русских сказок.

Задачи:

1. Формирование патриотического сознания детей дошкольного возраста на основе русских сказок.

Публикация «Проект „Русские былинные богатыри и сказочные герои в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

2. Формирование и закрепление знаний детей о культурном богатстве русского народа.

3. Воспитание патриотизма и чувства долга перед Родиной на основе содержание русских сказок;

4. Подготовка к выполнению основных социальных ролей в обществе - защитника Родины, семьянина, труженика и др. ;

5. Воспитание в духе мира, уважения прав и свобод человека и гражданина;

4. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.

5. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.

6. Закрепление полученных знаний в повседневной жизни.

Проблема: Что такое патриотизм, наши дети знают в основном по картинкам или со слов воспитателя, но ни дети, ни тем более родители патриотами не являются, так как зачастую можно услышать: «А в Европе лучше!».

Актуальность проекта

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территории, природу, особенности языка и быта, народно-прикладное искусство, фольклор и многое другое. Дошкольный возраст - наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно – патриотические позиции. Приобщение детей к русской культуре, через знакомство их с русскими сказочными героями и былинными богатырями, является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.

Воспитание патриотических, духовно–нравственных, социально– коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.

Былинные богатыри и сказочные герои воспитывают ребёнка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно - нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских сказок в воспитании гражданско-патриотического воспитания неоценима.

Социальная значимость темы определена тем, что наши дети должны быть настоящими патриотами своей Родины. И я уверенна, что воспитывать патриотические чувства у детей, необходимо по средствам сказки и через сказку - самое доступное и любимое детьми.

Краткое описание проекта.

Работа по воспитанию гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста велась по двум направлениям.

1. Работа с детьми.

2. Работа с родителями.

Для более осознанного восприятия детьми знаний о традициях русской культуры, её обычаев в работе использовалось многообразие методов и приемов. Разнообразные формы работы : беседы, занятия, привлечение детей к инсценировке поведения сказочных героев, игры, развлечения, помогали детям почувствовать и научиться понимать особенность национальной культуры, любить и уважать своих родных,ценить труд человека,а через всё это формировать в себе чувство гражданственности - любить Родину.

Каждый вид деятельности преследовал решение своих задач и целей.

Так, например, с помощью специально подобранной тематики бесед, мы решали такие задачи как:

• Сообщение детям знаний о традициях русской культуры.

• О местах проживания наших предков.

• О быте русских людей.

• Об истории мужской и женской одежды.

• Об истории русской кухни.

• О народных праздниках.

• О народных приметах.

• О героизме русского народа.

Содержание бесед и поставленные вопросы черпали, прежде всего, из русских сказок.

Например: познакомив детей со сказкой, Никита Кожемяка, организовали и провели беседу о традициях русской культуры, о героизме народа. Прослушав цикл бытовых сказок, беседа с детьми выстраивалась по вопросам касающихся, русских народных промыслов, одежды, утвари.

С помощью таких сказок как, Семилетка, Снегурушка, знакомили детей с семейной иерархией на Руси.

С помощью рассказанных сюжетов, дети усваивали основные жизненные принципы.

• Что такое хорошо

• Добро всегда побеждает

• Уважать старших

• Слушать родителей

Динамика занятий предполагает постепенное погружение в единый сказочный сюжет. Содержание сказок было специально подобранно таким образом, чтобы перекликались бытовые сюжеты с героическими поступками. Для реализации поставленных целей были использованы различные виды работы с детьми. Ребята рисовали героев сказок, раскрашивали, заштриховывали. Разнообразные игры, использование музыкальных произведений, подготовка небольшого представления для детей другой группы, просмотр мультипликационных фильмов и т. д. Работа педагога с использованием небольших сценок, в которых принимали участие сами дети, прежде всего, была направлена на умении детей передавать настроение героев, отражать их поступки, владеть мимикой пантомимикой, интонацией. В работе с родителями использовались различные приёмы работы и прежде всего, привлечение родителей к изготовлению атрибутов для мини-музея сказочных героев, подготовке элементов костюмов.

При обучении детей были использованы разнообразные методы и приемы:

использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудио);

решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя : если бы я был Илья Муромец, если бы я вдруг превратился в. ;

дидактические игры: "Русская изба", "Кто лучше скажет", "Похвали соседа", "Будь отважным не теряйся, сзади всех не оставайся", "Найди ошибку и исправь", "Выбери нужный ответ", "Подбери сказочного героя к картинкам сказки".

Основной принцип в работе - дать ребятам самостоятельно сделать свой выбор.

Сроки проведения проекта : февраль-апрель 2024г.

Количество участников проекта : дети подготовительной группы, педагоги, родители.

Ожидаемые результаты проекта :

1. Формирование представлений о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.

4. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

5. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.

6. Создание презентаций с использованием сюжетов из сказок.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ// Волгоград : Учитель, 2007, 203 стр.

2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников// М. : ЦГЛ, 2005, 205 стр.

3. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры// Программа СПб: АКЦИДЕНТ, 1997, 300 стр.

4. С чего начинается Родина: (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) под ред. Л. А. Кондрыкинская. М: Сфера, 2003, 192 стр.

5. Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе. // Воспитание школьников. - №5, 6. – 2006.

6. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию Дня Победы. - Волгоград, 2005.

7. Вырщиков А., Кусмарцев М. Патриотизм на службе России. // Воспитание школьников. - №3. – 2006.

8. Горелик Ф. Б. Воспитывая гражданина. – М., 1986.

9. Дереклеева Н. И. Справочник завуча. – М., 2006.

10. Жиренко О. Е., Лапина Е. В., Киселева Т. В. Я – гражданин России! – М. 2006.

11. Паламарчук В. Ф. Школа учит мыслить. – М., 1987.

12. Прохорова О., Кузнецова Л. Выявление, обобщение и распространение опыта реализации гражданского становления и патриотического воспитания молодежи. // Воспитание школьников. - №3,4. – 2006.

13. Шакурова М. В., Зеленина Е. А. Программа «Я – гражданин» // Классный руководитель. №3. – 2007.

14. Швецова Л. В., Галицких А. А. Воспитательные программы современной школы. – М., 2006.

Публикации по теме:

Экскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаЭкскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Цель: создание условий для нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста через экскурсии в музей боевой славы МОУ.

Конспект занятия «Былинные богатыри» для детей 10–17 лет с ОВЗ Цель: сформировать представление о художественных особенностях былин и их героях. Задачи: 1. Раскрыть понятия «былина», «богатырь», расширять.

Краткосрочный проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Новогодняя сказка. Сказочные герои» Тема проекта: "Новогодняя сказка. Сказочные герои"Проблемное поле проекта:Самый долгожданный детский праздник – Новый год. Но у наших детей.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей»Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей» Проект. Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей • Проект краткосрочный, практико-ориентированный,.

Проект «В гостях у сказки: сказочные герои» для детей старшей группыПроект «В гостях у сказки: сказочные герои» для детей старшей группы Проект «В гостях у сказки: сказочные герои»для детей старшей группы Тип проекта: практико-ориентированный Образовательные области: речевое.

Психофизическая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста «Русские богатыри» Психофизическая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста «Русские богатыри» Авторы: воспитатель по физической культуре Швецова.

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является периодом совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возрастаРазвивающая предметно-пространственная среда как средство гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста Нравственно-патриотическое воспитание детей - одна из основных задач ДОУ. С помощью ИЗО деятельности малыш может познакомиться с народными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Русские былинные богатыри и сказочные герои в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 15 февраля 2024 в 15:46
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Русские былинные богатыри и сказочные герои в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Илюшина (УИ 2099198) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД