Татьяна Бирюкова
Проект «Русская народная игрушка» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРУШКА»
«Как нет человека без самолюбия, так
нет человека без любви к отечеству, и эта любовь
дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
К. Д. Ушинский
Проблема: Недостаточные представления детей о народной игрушке, народных промыслах, народных играх.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Русская народная игрушка“ в средней группе» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.
Цель проекта : Развитие нравственно – патриотических чувств в процессе приобщения к народно – прикладному искусству.
• Задачи проекта : Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)
Образовательные: Формировать эстетическое отношение к предметам искусства, учить видеть их красоту, самобытность.
• Развивающие: Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
• Обогащать словарный запас детей, знакомить с новыми словами и их значениями.
• Воспитательные: Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.
• Вид проекта :
По характеру предметной области: Познавательное развитие.
Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
По составу – групповой
По продолжительности: средней продолжительности
Участники проекта – дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
• Знание разнообразных видов народных игрушек, содержания игр с ними
• Умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой
• Устойчивое желание играть с народной игрушкой
Форма итогового мероприятия: Создание мини-музея «Народная игрушка»
Предполагаемый продукт проекта : Выставка творческих работ детей.
Этапы реализации проекта :
• 1. Подготовительный
I. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
II. Подбор методической литературы, наглядно-дидактического материала, художественной литературы, разработка консультаций для родителей, разработка занятий.
• 2. Основной
I.Рассматривание игрушек, картинок, иллюстраций, предметов русской старины.
II. Игровая образовательная ситуация по речевому развитию “Описание матрёшки ”
III. Раскрашивание матрёшек и предметов посуды в технике русских народных промыслов (хохлома, гжель, городец)
IV. Создание фотоальбома “Дети в русских народных костюмах в экспозиции “Русская изба”.
V. Игровая образовательная ситуация по художественно-эстетическому развитию “Посуда для Федоры” ”).
• 3. Итоговый.
I. Мини-музей “Народная игрушка”
II. Экспозиция в группе “ Русская изба”
Основной этап:
Формы и методы работы с родителями:
1. привлечение родителей к пополнению уголков по знакомству с русским народным творчеством;
2. помощь родителей в изготовлении альбома «Моя любимая игрушка»;
3. участие в выставке «Народная кукла» Формы и методы работы с детьми, которые я использовала в своей работе.
Социально – коммуникативное развитие:
1. Организация сюжетно-ролевых игр «В гости к Маше», «Семья»
2. Театрализованные игры с использованием народной куклы. Обыгрывание потешек с использованием куклы «Зайчик - на пальчик»
3. Игровые ситуации «Куклы водят хоровод»
4. Проблемные ситуации «Кукла поломалась», «Кукла заболела», «Как поделить игрушку», «Наши игрушки пропали. Во что же нам играть?».
Познавательное развитие:
1. рассматривание иллюстраций с народными игрушками;
2. непосредственно образовательная деятельность «Путешествие в прошлое куклы»;
3. обследование игрушек.
4. исследование материалов, из которых они сделаны.
5. Создание в группе коллекции лоскутков.
6. Беседы с детьми «Как выглядели куклы раньше», «Какое значение имеет каждая кукла», «В какие куклы играли наши бабушки», беседа о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках, о матрёшке.
7. Просмотр презентации «Народные игрушки»
Художественно – эстетическое развитие
1. Аппликация «Русская матрёшка»;
2. Лепка народной игрушки игрушки ;
3. Рисование «Укрась игрушку»;
4. Роспись дымковской игрушки «Конь» «Дымковская барышня»
5. Заучивание и слушание народных песенок, колыбельных
6. Слушание пьесы Чайковского «Новая кукла»
Речевое развитие:
1. Заучивание народных песенок, потешек, пословиц о народной игрушке;
2. Чтение и заучивание стихов: М. А. Пожаровой «Свернута из тряпки кукла у Параши», Г. Заславской «Есть иголка у меня» А. Барто «Кукла»
3. Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная»
4. Просмотр мультфильма «Приключение Буратино»
5. Составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка»; описательных рассказов об игрушках.
6. Составление рассказов из опыта на тему: «Как мы отмечали Масленицу»
7. Сочинение сказки про куклу Бабочка
8. Речевая игра «Придумай кукле имя»
Физическое развитие 1. Утренняя гимнастика «Игрушки», «С куклой»
2. Пальчиковая игра «Наша куколка гуляла»
3. Подвижные игры «Догони куколку», догонялки с куклами,
«У медведя во бору», «Мышеловка», «Волки во рву»
4. Игры малой подвижности «Найди куклу» ; «У Маланьи, у старушки» 3 этап проекта.
Итоговый и заключительный этап, на котором были
1. Организован мини-музей народной игрушки;
2. Оформлен альбом «Народная игрушка»;
3. Оформлена папка-передвижка «Народная игрушка»
Опрос детей:. Принимало участие 26 воспитанника 1. Знаешь ли ты, с какими игрушками играли раньше? Какие народные игрушки ты знаешь? 2. Выбери среди игрушек, стоящих на столе, ту, которая тебе нравится больше всего. (матрешка, флюгер-вертушка, игрушка-забава, свистулька, дымковская игрушка) Ты знаешь как с ней можно играть? 3. У тебя дома есть народные игрушки?
Анализ: Анализируя полученные результаты, можно сделать выводы, что большинство детей не имеют представления о том, какими игрушками играли раньше. А 28% детей не имеют представления как и во что можно играть с народной игрушкой. Опрос детей. Принимало участие 26 воспитанника
Вывод: В начале исследования выявлено отсутствие знаний у детей по истории народной игрушке, кроме того, многие из детей не имели представления, как и во что можно поиграть с народной игрушкой. Однако после небольшого рассказа о игрушках которыми играли в старину, проведенных игровых мероприятий дошкольники все - таки заинтересовались этим вопросом, узнали много нового для себя, помогали готовить игровой материал, и передавали информацию окружающим