Евгения Епифанова
Проект «Русская Матрешка» в логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Формирование духовно-нравственного отношения и чувство сопричастности и культурному наследию своего народа через ознакомления с предметом декоративно-прикладного искусства.
ЗАДАЧИ:
1. Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.
2. Обогатить кругозор детей об игрушке, как образе материнства, семьи.
3. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.
4. Воспитывать любовь к народному искусству.
5. Обогащать словарь детей.
Публикация «Проект „Русская Матрешка“ в логопедической группе» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.
7. Научить украшать матрешку используя разные техники (умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические фигуры; передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные. ассиметричные).
8. Формировать возможность использовать этот образ в разных видах деятельности (П/И, Муз. иг., изобразительном творчестве по мотивам народной игрушке).
9. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
ВИД ПРОЕКТА : групповой
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : воспитанники группы, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА : Краткосрочный (2 недели)
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА : Воспитание духовно – нравственных начал и патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к Родине, ее традициям, культурным ценностям. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры наиболее лучше осуществляется через знакомство с игрушкой.
Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет- что же таится внутри, какая она самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше - больше, выше - ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки. У детей нет представления о матрешке, как предмете истории, культуры своего народа, нет и устойчивого интереса к ней, который бы побуждал к дальнейшему познанию, к стремлению реализовывать свои знания в практической деятельности. Воспитывать детей на традициях отечественной культуры необходимо уже в дошкольном возрасте. Без знаний основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитывать интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия – многонациональное государство. Если человек не знает истоков своей национальной культуры, ему чужда и культура другого народа.
2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА / НЕОБХОДИМЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ/
Сюжетно – ролевые игры: «Музей народной игрушки», «Магазин «Сувениры, «Ярмарка».
Уголки: Уголок ряжения (платочки, фартуки, ленты и др., кукольный уголок (куклы, одежда и наряды для кукол);
Дидактические игры: «Разложи и собери матрёшек вместе», «Подбери узор для фартука матрёшки», «Отгадай роспись матрешки», «Хоровод матрешек».
Наглядные пособия: альбом «Матрешки», «Русская роспись», алгоритм «Нарисуй матрешку», мультимедийная презентация «Русская матрешка», иллюстрации «Расписные матрешки» и др.
Материал для продуктивной и изодеятельности: бумага и альбомы для рисования, картон, цветная бумага, фольга, клей, ножницы, салфетки, доски для лепки, пластилин, карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварельные краски, раскраски;
Материал для музыкальной деятельности: компакт – диски с песнями и музыкальными композициями по теме проекта.
Художественная литература, пословицы, поговорки, загадки о матрешке : В. Берестов «Матрешкины потешки», В. Приходько «Веселые матрешки», «Матрешка на окошке», С. Маршак «Восемь кукол деревянных…», С. Иванов «Барышня - матрешка», Н. Салов «Матрешка»
Выносной материал и игрушки для прогулки: куклы, коляски, посуда, мячи, скакалки, ведра, лопатки, формочки, машины и др.
Прочие материалы и оборудование:, фотоаппарат, ноутбук, мультимедийное оборудование, магнитная доска.
3. СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
ВИДЫ ДЕТСКО – ВЗРОСЛОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
/ ЧТО ВАМИ ПРОВОДИТСЯ, ОРГАНИЗУЕТСЯ.
Игровая деятельность • Игры с природным материалом (на прогулке) :
1. Нарисуй на песке (матрешку.
2. Постройка из песка «Матрешка - красавица», «Дружная семейка матрешек».
• Игры пальчиковые:
1. Мы – матрешки.
2. Мы – веселые матрешки
3. Раз – матрешка, два – матрешка…
• Игры хороводные:
1. «Матрешечка - матрешка»
2. «Мы – веселые матрешки»
3. «Самовар»
4. «Аленький платочек»
5. «Русская красавица»
• Сюжетно – ролевые игры:
1. «Магазин «Сувениры»
2. «Музей народной игрушки»
3. «Ярмарка»
Речевое развитие • Игры речевые:
1. «Назови ласково»
2. «Закончи предложение»
3. «Кто больше слов скажет?»
4. «Только слова о матрешке»
5. «Опиши матрешку»
Познавательное развитие Беседы: «Матрешка – национальное культурное наследие России».
Откуда появилась матрешка?».
«Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»).
«Матрёшка – как символ семьи».
«Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)».
«Эти разные матрешки»
Изучение свойств дерева. Экспериментирование.
Работа с таблицей «Этапы создания матрешек»
Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.
Художественная литература Разучивание стихотворений, частушек, загадок о матрешках.
Изобразительная деятельность Самая красивая матрешка» (лепка)
««Красавицы- подружки»»(изодеятельность)
Аппликация – «Укрась одежду матрёшек нарядными узорами»
Оригами «Веселые матрешки»
Раскрашивание раскрасок по теме проекта.
Физическое развитие
Работа с родителями Подборка художественной литературы (стихотворения, рассказы, иллюстраций,
картинок о матрешках.
изготовление поделок «Матрешка вместе с семьёй»
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1 этап. Подготовительный
1. Планирование работы.
2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).
Методы и приё мы:
1. Опрос.
2. Беседа: «Матрешка -национальное культурное наследие России».
3. Составление схемы «Модель трёх вопросов».
2 этап. Основной
Цель:
1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
2. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.
3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
4. Учить детей отличать загорскую, семеновскую и полхов – мойданскую матрешек.
5. Познакомиться с этапами создания матрешек.
6. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр.
7. Организация совместной деятельности с детьми.
3 этап. Заключительный
Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.
Итог работы над проектом :
В результате работы над проектом у детей :
1. Повысился познавательный интерес к русскому народному искусству - игрушке матрёшка, расширились представления об этом народном промысле, истории его возникновения.
2. Дети умеют различать Семёновскую, Загорскую, Полхов-Майданскую матрёшек;
3. Дошкольники умеют передавать простейшие элементы росписи различных видов матрёшек;
4. Прослеживается положительная динамика овладения детьми познавательными, речевыми умениями и навыками. Повысился уровень использования специализированных терминов по теме проекта в речи : без грубых ошибок, нарушений норм – произносительных, грамматических, лексических. Пополнился словарный запас детей.
5. Каждый ребёнок был вовлечён в работу над проектом. Дети инициативны и самостоятельны в придумывании сказок, рассказов, пользуются разнообразными средствами выразительности, с удовольствием читают стихи о матрёшке, исполняют частушки;
Вывод: Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные.
Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.
В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства