Елена Соловьёва
Проект «Русская матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный
Возраст: 5 – 6 лет.
Участники: воспитатели, дети средней группы, родители воспитанников.
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Актуальность:
"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".
Е. Флерина.
Темочки:
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой Матрешкой – это одна из частей приобщения детей к истокам русской народной культуры. Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра, какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Моя работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее. Наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку – матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу.
Вопросы, направляющие проект:
Основополагающий вопрос:
'Что мы знаем о русской матрешке?
Проблемные вопросы:
• Есть ли у матрешки своя история рождения?
• Почему матрешки все разные?
• С матрешкой можно только играть?
Учебные вопросы:
• Что такое матрешка?
• Где и когда родилась матрешкой
• Из чего делают матрешку?
• Почему у матрешки такое имя?
• Какие бывают матрешки?
• Какой сарафан у Семеновской матрешки?
• Какое платье у Полховско-Майдановской матрешке?
• Какой наряд у Вятской матрешки?
• Какие стихи, потешки, загадки вы знаете?
• В какие игры можно играть с матрешкой?
• Какие сказки может показать театр матрешек?
Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.
Задачи:
Познавательное развитие.
Познакомить с историей матрешки.
Художественно - эстетическое развитие.
Развить интерес к народному творчеству; творческие способности детей.
Речевое развитие.
Обогащение активного словаря, развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой.
Социально - коммуникативное развитие.
Развитие игровой деятельности, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей, его результату.
Ожидаемый результат:
Знание истории происхождения Матрёшки;
Знание особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры);
Умение различать Семеновскую, Загорскую, Полхов-майданскую матрёшек;
Умение передавать простейшие элементы росписи различных видов Матрёшек.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
Определение темы проекта
Формулировка цели и определение задач
Подбор материалов по теме проекта
Анкетирование родителей по вопросам приобщения дошкольников к искусству.
Создание специальной среды в помещении группы, изготовление необходимых пособий и атрибутов
Изучение методической литературы, сбор информации.
Составление плана основного этапа проекта
II этап – основной
Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
Познакомить детей с историей матрешки.
Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
Игровая деятельность
Организация совместной деятельности с детьми.
Познавательное развитие
• «Веселые матрёшки»
Цель: познакомить детей с историей матрёшки, её внешним обликом, особенностями росписи
• Знакомство с русским сувениром «Матрёшка».
• «Семеновские матрёшки» с просмотром презентации
• «Загорская матрёшка» с просмотром презентации
• Составление рассказов о матрёшках
• Составление сказок, действующими лицами которых являются матрёшки
• Заучивание частушек – потешек
• Загадки о матрёшках
• Рассматривание альбома «Матрёшки»
Художественно - эстетическое развитие.
• «Нарисуй узор на сарафане матрёшки»
• Аппликация – «Укрась одежду матрёшек нарядными узорами»
• Слушание и пение детьми песни «Мы весёлые матрёшки…»
• Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…»
Речевое развитие.
• «Матрёшкины потешки»
• «Сказка о матрёшке»
• Стихи и частушки о матрёшках, загадки
• Т. Шпикалова – «Русская матрёшка»
• Стихи к празднику
Социально - коммуникативное развитие
• Русские народные игры: «Колечко», «Лапти»,
• Дидактические игры: «Составь матрёшку», «Найди матрёшку в группе» (работа со схемой, «Чья матрёшка громче поёт», «Посчитай матрёшек», "Волшебный сундучок"
• Театрализованные игры: «Дружная семья матрёшек», Инсценировка «Матрёшки» на песню «Русская матрёшка», Кукольный театр «Веселые матрёшки»
III – этап заключительный
Домашние задания для совместной деятельности с родителями.
Презентация проекта
Оформление практического пособия для воспитателей
Итоговое мероприятия: праздник «Русская матрешка»
Размещение проекта на сайте воспитателя
Результат:
Дети знают:
историю происхождения Матрёшки;
особенности русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры);
умеют:
различать Семеновскую, Загорскую, Полхов-Майданскую матрёшек;
передавать простейшие элементы росписи различных видов Матрёшек.