лариса ковальчук
Проект «Русская изба в народных сказках»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект разработан совместно с воспитателем группы раннего возраста Чадиной И. И
Проект
«Русская изба в народных сказках»
Воспитание, созданное самим народом
и основанное на народных началах,
имеет ту воспитательную силу,
которой нет в самых лучших системах,
основанных на абстрактных идеях
или заимствованных у других народов.
К. Д. Ушинский
Введение в проект
Публикация «Проект „Русская изба в народных сказках“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Русская изба
- Русская изба. Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
Россия – наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру, как свои собственные. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории.
Актуальность проекта.
Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, в его песнях, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Поэтому мы решили обогащать детей с русской культурой с раннего детства и расширять его с каждым годом.
Вид проекта : Ознакомительно-ориентировочный.
Участники проекта : Дети младшего и среднего дошкольного возраста, родители, педагоги, музыкальный руководитель.
Продолжительность проекта : проект краткосрочный с 14.01.2019 по 28.01.2019
Цель проекта : Совершенствование развивающей предметно-пространственной и образовательной среды в группах младшего и среднего дошкольного возраста по теме «Культура и быт русского народа».
Задачи проекта :
• Познакомить детей с устройством русской избы;
• Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
• Познакомить с традициями русского народа;
• Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами
• Расширять словарный запас: изба, печь, ухват, чугун, лавка, сундук;
• Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы,частушки);
• Знакомство с русскими народными хороводными играми;
• Изготовить макет русской избы;
• Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;
• Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.
Практическая значимость
Практическая значимость представленного опыта работы состоит в возможности применения его в повседневной практике педагога любого дошкольного образовательного учреждения, в возможности использования в рамках любой образовательной программы.
Реализация проекта открывает для педагога новое направление в воспитании дошкольника, углубляя патриотическую работу, раскрывает для других педагогов новый положительный опыт по данной теме.
Работа над реализацией проекта позволит раздвинуть рамки традиционных контактов с родителями, которые могут внести свой вклад в образовательную работу, разнообразить образовательную деятельность с детьми.
Трудоемкость осуществления проекта заключается в необходимости организации в группе увлекательной, богатой материалами патриотического характера развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.
Новизна проекта «Русская изба».
Соответствие проекта заявленным в ФГОС принципам - принцип интеграции образовательных областей. Также, основной нитью в проекте проходит непосредственно работа с родителями.
В данном проекте можно проследить связь между образовательными областями:
Художественно – эстетическое развитие
Коммуникативно – личностное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Предмет исследования.
Русская изба с её внутренним содержанием (посуда, мебель, игрушки, музыкальные инструменты, русский костюм и др.)
Проблема. При чтении русской народной сказки по «Щучьему велению» у детей возникли вопросы: Что такое русская печка? Что такое изба? Кто же жил в таком доме? Зачем нужна в доме печка? Какую люди носили одежду? Какие песни пели, сказки слушали? Поэтому я посчитала необходимым донести до сознания детей историю русского быта, устройства деревенской избы, разнообразие старинных предметов домашнего быта.
Гипотеза.
Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволит ощутить себя частью русского народа.
Проверка гипотезы. Методы исследования.
• Беседы с детьми.
• Рассматривание иллюстраций на тему жизни в деревне.
• Чтение художественной литературы.
• Театрализованные игры.
• Рассматривание предметов быта и посуды.
• Заучивание потешек, прибауток.
• Использование русских народных песен и танцев.
• Проведение русских народных игр. самостоятельной деятельности.
• Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
• Рассказ о народных обычаях и традициях.
I этап – подготовительный.
Цель: разработать проект.
Изучение литературы по данной теме:
• «Истоки русской народной культуры в детском саду». И. Г. Гаврилова.
• «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством». И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина.
• «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Л. Князева, М. Д. Маханева.
Анкетирование родителей «Приобщение детей к истокам русской культуры» Приложение №1
II этап – основной
Цель: реализация проекта в образовательную практику.
В детском саду мы постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы (лавки, печь, стол, кровать, сундук, горшки, посуда, иконы). Атмосфера русского уголка и находящиеся там предметы национального быта пробудили в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволило им ощутить себя частью русского народа. Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки - потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы и т. п.). (Приложение 5).Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Дети знают и с интересом играют в дидактические игры. «Назови сказку», «Узнай из какой сказки герой», «Загадки и отгадки», «Я начну, а ты продолжи», «Чудесный мешочек», и многое другое.
Проводим беседы о музеях, зачем они нужны? Что в них хранится? Кто туда ходит и зачем? Тем самым вызываем интерес к музею и желание создать макет мини - музей в группе. Таким образом, накапливается исторический материал (предметы домашнего быта, элементы одежды).
Большое место в реализации проекта должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание уделяем знакомству с русским народным костюмом. Дети узнали, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой одежду, но и как оберег.
На протяжении всего времени знакомим детей с русскими народными подвижными играми : «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Зайка беленький сидит» и др. ; хороводными: «Где был, Иванушка», «Ровным кругом», «Каравай» (Приложение 3) и многими другими.
Большое значение в реализации проекта имеет работа с родителями. С родителями проводятся беседы, дискуссии. Разработана консультация для родителей: «Сказка как средство патриотического воспитания дошкольника». Рекомендации для родителей: «Воспитываем патриота», «Читаем дома» «Воспитание детей через приобщение к народной культуре», «Значение уголка «Русской избы» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа» (Приложение 2).
Родителям было предложено поучаствовать в выставке, для которой нужно вместе с детьми создать куклы-обереги.
III этап: заключительный.
Выставка коллективной работы макета мини-музей «Русская изба».
Совместное обсуждение полученных результатов.
Показ открытой образовательной деятельности совместно с музыкальным руководителем «Русская изба» (Приложение 4)
Выставка кукол-оберегов.
План мероприятий в рамках реализации проекта
«Русская изба в народных сказках».
День Содержание образования и развития на основе реализации образовательных областей
Педагогические цели
Взаимодействие с родителями
11.01.19 Предложить родителям принять участие в реализации проекта «Русская изба»
14.01.19 Беседа «Культура русского народа» Формировать знания детей о традициях русского народа, вызывать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества, воспитывать уважение к труду мастеров Анкетирование родителей «Приобщение детей к истокам русской культуры»
Театрализованная игра «Ярмарочная площадь». Приобщать детей к русской народной культуре, вовлечь в фольклорное действие, побуждать к импровизации, вызывать эмоцилнальный отклик детей.
15.01.19 Чтение русской народной сказки «Колобок» Систематизировать знания о русских народных сказках,обеспечить развитие памяти, логического мышления,активизировать словарный запас детей пробудить чувство любви к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.
16.01.19 Знакомство детей с музыкальным фольклором “Как у наших у ворот” Познакомить детей с устным творчеством Вятского и русского народа. Развивать образное восприятие хороводов. Донести до сознания детей, что творчество русского и любого другого народа имеют общие черты. Консультация для родителей «Воспитание детей через приобщение к народной культуре».
Упр. на развитие мелкой моторики рук «Украшаем печь»(. Форм. у детей умение составлять узор из цветных льдинок по образцу и самостоятельно, обращать внимание на чередование элементов узора и «их взаиморасположение, развивать мелкую моторику рук.
Творческая мастерская (Аппликация) «Платок для Матрёшки» Познакомить детей с русской народной культурой. Формировать умение составлять узор на треугольном платке,чередуя круги и треуголь. Воспитывать отзывчивость и доброту.
Индивидуальная работа. Работа с мнемо таблиц. сказка Репка Закреплять знание р. н. сказок, развивать словарь.
17.01.19 Сюжетно-ролевая игра «Семья» Форм. умение подбирать различные средства для отображения и развития замысла, распределять роли с учетом возможности и желаний каждого участника игры, устанавливать правила и четко выполнять их. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРУШКА»
Театрализованная игра «Репка». Развивать у детей умение использовать различные средства выразительности речи, мимики, пластики для передачи характера и особенностей поведения персонажей, учить согласовывать свои действия с действиями партнеров.
Работа с раскрасками «Русские матрёшки» Воспит. любовь к р. н. творчесву,форм. умение аккуратно раскрашивать
18.01.19 Беседа о русской избе Познакомить с избой- жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта : печь, прялка, посуда, сундук и т. д. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору; обогащать словарь.
Русская народная игра «Каравай» игры: формирование чувства
Игра «Как котик в гости ходил» Знакомство с обычаем хождения в гости с гостинцами. Повторение прибаутки, разучивание игры «Поясок».
Д/и «Собери самовар из частей». Упр. детей в умении собирать целое изображение из частей; закреплять знание детей о самоваре, развивать внимательность, память, умение работать по образцу.
21.01.19 Беседа «Эти мудрые русские сказки» Познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками; развивать интерес к русским сказкам; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать сказки наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями. Консультация для родителей «Русские народные сказки»
Д /игра «Гуси» Развивать у детей диалогическую речь, формировать умение действовать по словесному сигналу, сочетать слова с действиями.
Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей».. Форм. у детей умение отвечать на вопросы воспитателя о содержании сказки, характерах и действиях персонажей, произошедших с ними событиях. Воспитывать любовь к р. н. сказкам.
Работа с раскрасками
«Любимая сказка» Форм. у детей умение аккуратно закрашивать, правильно держ. кар-даш
22.01.19 Видеопрезентация «Наряд русских крестьян» Приобщать детей к культуре русского народа; знакомить детей с нарядами русского крестьянства; воспитывать патриотические чувства к русским традициям. Консультация для родителей «Как люди на Руси жили»
«Посиделки в горнице». Закрепить знания детей о том, как жили русские люди; о быте и традициях. Дать представление о красном угле в горнице. Воспитывать любовь и уважение к культуре русского народа. Обогащение словаря: изба, горница, красный угол, кочерга, коромысло.
23.01.19 Сюжетно-ролевая игра «Семья» Побуждать детей играть вместе, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом, формировать умение использовать предметы-заместители. Предложить родителям изготовить русскую народную куклу
П/игра «У медведя во бору» Развивать у детей быстроту реакции,ловкость, умение ориентироваться в пространстве.
Слушание музыкальных произведений. «Как у наших у ворот» Пополнять словарь детей, упр. в умении как можно точнее подбирать слова для выражения чувств, настроений, образов, передаваемых музыкой
24.01.19 Беседа «Русские народные художественные промыслы»» формировать представление у детей о русских народных промыслах (Гжель, Хохлома, Городецкая роспись, Дымковская игрушка). Консультация для родителей «Значение уголка «Русской избы»
Работа в творческой мастерской (Лепка) Продолжать знакомить с обычаем принимать гостей. Вызвать интерес к лепке баранок и бубликов. Формировать умение раскатывать столбики (цилиндры) разной толщины (для баранок – длинные и широкие, для бубликов- короткие и узкие) и замыкать в кольцо. Развивать восприятие формы и величины, глазомер и мелкую моторику
25.01.19 П/ игра «Гори, гори ясно.» Повышение речевой и двигательной активности детей, развитие быстроты реакции на сигнал, формирование умения выступать в качестве водящего и ведущего игры.
П/ игра «Жмурки» Развивать у детей ловкость, координацию движений, формировать умение выступать организатором игры.
Экскурсия в мини музей «Русская изба» Познакомить детей с историей русского народа; бытом, обычаями, утварью русской семьи, одеждой
Ознакомление с худ. лит. Русская народная сказка «Морозко». Продолжать знакомить детей с произведениями русского народного творчества, учить оценивать поступки героев, выражать свое отношение к услышанному
Работа в уголке музыкального воспитания. Обучение игре на музыкальных инструментах Учить детей различным приемам игры на музыкальных инструментах, развивать интерес к этой деятельности, стремление к творческому самовыражению.
26.01.19 Ознакомление с декоративно-прикладным искусством. Рассматривание альбома с иллюстрациями городецких изделий (в рамках проекта - совместного с гр раннего возраста). Задачи. Предложить детям внимательно рассматривать иллюстрации, выделять детали узора, обращать внимание детей на цветовую гамму, воспитывать эстетические чувства
28.01.19 Музыкальное развитие Итоговое мероприятие по проекту совместному с группой раннего возраста. «Традиции русского народа, русский народный фольклор».
Предполагаемый результат:
1. Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве.
2. Дети познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.
3. Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта : «чугун», «ухват», «кочерга», «печь» и др.
4. Узнают русские народные игры : «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Зайка беленький сидит»; хороводные: «Где был, Иванушка», «Ровным кругом».
5. Традиции русского народа : гостеприимства, почитание старости.
6. Узнают пословицы, поговорки о хлебе, о труде, о Родине.
7. Положительная динамика взаимодействия с родителями.
8. Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.
9. Будет создан макет мини-музей «Русская изба» (продукт проекта) пополниться предметно – развивающая среда в группе по данной теме.