Шагун Дарья
«Русская изба». Проект для дошкольников 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая аннотация проекта:
Проект направлен на гражданско - патриотическое воспитание детей любой возрастной категории в условиях реализации ФГОС дошкольного образования и представляет собой методический материал по приобщению детей к истокам Родины и родного края, к истинно человеческим ценностям, культуре, истории, искусству, на формирование эмоционально-ценного отношения к объектам социальной действительности.
Публикация «„Русская изба“, Проект для дошкольников 4–7 лет» размещена в разделах
Цель проекта – разработка и внедрение в образовательную систему дошкольного учреждения комплекса мероприятий, способствующих приобщению детей к культурно-историческому наследию родного края.
В проекте решается проблема сохранения и изучения культурно - исторического наследия дошкольниками, гражданско - патриотического воспитания через организацию образовательно-воспитательного процесса в мини-музее «Русская изба».
Реализация проекта осуществляется по трем направлениям: дети, родители, педагоги ДОУ. По каждому направлению определены задачи способствующие достижения общей цели.
В проекте указаны методы, формы, условия, план и сроки его реализации.
Участники проекта дошкольники 4-7 лет, их родители и педагоги детского сада № 275.
Реализовывать проект будет группа педагогов ДОУ, в состав которой войдут: педагог-психолог, музыкальные руководители, воспитатель по изобразительной деятельности, старший воспитатель, воспитатели.
Постановка проблемы
В дошкольном учреждении № 275 мини-музей «Русская изба» создан силами сотрудников в 2005 году. Были завезены уникальные настоящие экспонаты русского народного быта, выделено отдельное помещение. Занятия в музее включены в перспективный план ДОУ. Однако анализ реальной ситуации показал, что системы работы в мини-музее нет, мероприятия проводятся от случая к случаю.
Возникли проблемы, связанные с ролью и местом мини-музея «Русская изба» в педагогическом процессе ДОУ. Достаточно плотный график образовательной деятельности и высокая наполняемость групп не позволяют детям систематично работать в среде музея. К тому же выяснилось, что у детей недостаточно сформированы нравственно-этические чувства, связанные с привязанностью к родному краю, своей родине. Разные поколения «отцов» и «детей» плохо находят общий язык, возникает недопонимание, так как нравственные и культурные ценности одного поколения не находят понимания в другом. Дети недостаточно ориентируются в разных видах деятельности, связанных с отражением представлений о народной культуре, не испытывают потребности использовать данные знания и умения на практике. Возникла необходимость в привлечении родителей к социально-значимой деятельности, в формировании нравственных качеств у детей, патриотизма, ценностного отношения к истории родного края.
В то же время, при разработке новых нормативных документов, регулирующих работу современных детских садов и работу педагогов, пристальное внимание уделяется проблеме приобщения детей к русской культуре. Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни, чувства принадлежности к мировому сообществу. Одной из задач духовно - нравственного воспитания является развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
С целью оптимизации образовательного процесса по приобщению детей к русской народной культуре через музей «Русская изба» и разработан данный проект.
Цель и задачи проекта
Цель: Повышение качества работы дошкольного учреждения по краеведению через приобщение к русской народной культуре с использованием мини-музея «Русская изба».
Задачи: 1. Повышать профессиональный уровень и творческую активность педагогов по гражданско-патриотическому воспитанию детей в ДОУ.
2. Познакомить детей и родителей с избой - жилищем крестьянской семьи, с ее устройством на основе мини-музея в ДОУ.
3. Познакомить с многообразием предметов старинного русского быта, их названиями и назначением: печь, прялка, посуда, коромысло, ухват, чугунок, сундук, кровля, венец, люлька, лавка, сруб. Прививать интерес к предметам сибирской старины.
4. Создать каталог старинных предметов, имеющихся в наличии в ДОУ.
5. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
6. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками.
7. Формировать умения испытывать эстетическое наслаждение от участия в совместных со взрослыми народных праздниках, играх.
8. Формировать художественно - эстетическую культуру во всех видах деятельности: познавательной, музыкальной, игровой, учебной, трудовой.
9. Воспитывать гражданско - патриотические чувства детей и родителей через совместную познавательную и творческую деятельность по краеведению.
Обоснование актуальности проекта
Одна из главных задач современного дошкольного образовательного учреждения – формирование у детей устойчивых нравственных норм и привычек, патриотических чувств на основе заинтересованного, уважительного отношения к культуре родного края. Она рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики, что нашло отражение в ряде стратегически значимых государственных документов последнего времени. Особую актуальность приобретает принятие законопроекта «О патриотическом воспитании граждан РФ» (март 2012, разработанного в рамках программы патриотического воспитания на 2010-2015 годы.
Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.
Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит.
Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, в его песнях, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба».
Предназначение данного проекта не только в том, чтобы дать ребенку представление об истории и культуре русского народа. Он должен способствовать самообразованию педагогов, родителей и быть стимулом к взаимодействию взрослых и детей, давая возможность совершать совместные открытия в деле познания родного края.
Исходя из актуальности, проект может быть рекомендован к использованию другими дошкольными учреждениями.
Готовность к реализации проекта
В ДОУ № 275 уже был создан ранее мини-музей «Русская изба». В нем имеются оригинальные предметы старинного уклада жизни русских крестьян: чугунок, ухват, прялки, чугунные утюги, детская люлька, кухонная утварь, коромысло, ступы, самотканые текстильные изделия, предметы одежды.
Мини-музей расположен в отдельном помещении в ДОУ, что дает возможность посещать «Русскую избу» в любое время проводить занятия, экскурсии, тематические посиделки.
Большинство экспонатов находятся в зоне доступа детей, все можно рассмотреть и изучить тактильно.
Этапы, содержание и методы реализации проекта
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МКДОУ д/с №275 «Миша» по трём направлениям, каждое из которых нацелено на решение определенных задач:
с детьми - в различных видах деятельности, (в совместной и самостоятельной деятельности);
с педагогами – презентация опыта работы;
с родителями - в совместной деятельности.
Методы и средства реализации проекта:
Основные направления работы по проекту:
1. Изучение инновационных подходов в работе по данному направлению, обобщение имеющегося опыта ДОУ.
2. Проведение мониторинговых исследований для выявления представлений детей о жизни и быте русского народа в старину; компетентности родителей (законных представителей) в области краеведения.
3. Формирование электронного банка методических разработок, справочных и наглядных материалов.
4. Проектирование образовательного процесса на основе интеграции содержания образовательных областей, детских видов деятельности и вовлечения родителей (законных представителей) воспитанников в педагогический процесс дошкольного учреждения.
Используемые методы:
Наглядный метод используется во время
• чтения педагогом рассказов, сказок;
• рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
• проведения дидактических игр;
• моделирования сказок;
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
• чтения литературных произведений воспитателем;
• чтение стихотворений детьми, воспитателем;
• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
• ответов на вопросы педагогов, детей;
• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические и др.)
• сообщения дополнительного материала воспитателем;
• загадывания загадок;
• рассматривания наглядного материала;
• рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
• проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
• чтения литературных произведений родителями;
Практический метод используется, когда необходимо:
• организовать продуктивную деятельность;
• провести игры (дидактические, малоподвижные, строительные, подвижные, инсценировки и др.);
• сшить кукол к сказкам;
• организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
• изготовить с детьми наглядные пособия для занятий;
• оформить коллекцию семян для занятий и пр.
Реализация проекта будет осуществляться поэтапно.
I. Подготовительный, исследовательский этап:
Задачи:
1. Разработать методы диагностики детей старшего и подготовительного к школе возраста с целью выявления уровней сформированности знаний о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества, умение ориентироваться в них и применять в своей деятельности.
2. Разработать опросные листы (анкеты) для родителей и педагогов ДОУ с целью изучения востребованности и актуальности данного проекта.
3. Разработать перспективный план мероприятий по ознакомлению детей среднего, старшего и подготовительного возраста с мини-музеем «Русская изба»
II. Основной этап
Задачи:
- определение содержания и форм работы с дошкольниками, педагогами,
родителями;
- способствовать активному включению родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ по гражданско-патриотическому воспитанию;
- повышение уровня педагогической культуры родителей;
- развивать у родителей активный интерес к жизни ребёнка в ДОУ;
- популяризация ДОУ;
-реализация плана проекта.
III. Заключительный этап
Задачи:
1. Подведение и анализ итогов деятельности по разработке и внедрению в образовательную систему дошкольного учреждения комплекса мероприятий, способствующих приобщению детей к культурно-историческому наследию родного края:
2. Презентация результатов проекта на заседании педагогического совета.
3. Организация выставки методических и наглядных материалов, продуктов исследовательской и художественно-творческой деятельности детей.
Прогнозируемые конечные результаты деятельности
В результате реализации проекта:
-в дошкольном учреждении будет разработана более эффективная система работы по приобщению детей к культурно-историческому наследию родного края, страны;
-будут реализованы мероприятия по ознакомлению дошкольников русской традиционной культурой;
- повысится компетентность педагогов в вопросах организации работы в мини-музее «Русская изба» и организации мероприятий по патриотическому воспитанию в работе с дошкольниками и их семьями;
-будет качественно реализовываться часть программы, формируемая участниками образовательных отношений.
Дети:
-получат обширные знания об истории крестьянского жилища — избы, о ее устройстве;
- познакомятся со старинными предметами домашнего обихода;
- обогатится словарный запас названиями предметов русского быта;
- дошкольники приобщатся к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции;
Педагоги:
-создадут каталог предметов народного быта музея «Русская изба»;
- мини-музей «Русская изба» будет более активно использоваться для занятий по краеведению в ДОУ;
-повысится профессиональный уровень и творческая активность педагогов в реализации задач патриотического воспитания;
-воспитатели приобретут знания и умения по использованию народной педагогики в образовательном процессе с дошкольниками.
Родители:
-Будут принимать более активное участие в совместных мероприятиях по краеведению;
-повысится эффективность взаимодействия с родителями по личностному развитию детей на основе культурно-исторических ценностей.
Таким образом, реализовав поставленные задачи, проект можно будет считать завершенным к маю 2018 года.
Но работа по данному направлению будет продолжаться, так как в современных условиях существует потребность в патриотическом воспитании дошкольников и в активном привлечении к этой работе семьей воспитанников.
Практическая значимость
Практическая значимость представленного опыта работы состоит в возможности применения его в повседневной практике педагога любого дошкольного образовательного учреждения, в возможности использования в рамках любой образовательной программы.
Реализация проекта открывает для педагога новое направление в воспитании дошкольника, углубляя патриотическую работу, раскрывает для других педагогов новый положительный опыт по данной теме.
Работа над реализацией проекта позволит раздвинуть рамки традиционных контактов с родителями, которые могут внести свой вклад в образовательную работу, разнообразить образовательную деятельность с детьми.
Трудоемкость осуществления проекта заключается в необходимости организации в группе увлекательной, богатой материалами патриотического характера развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.
Оценка результативности проекта
Оценка результатов деятельности проекта будет проходить по трём направлениям: родители, педагоги, дети.
Оценка включенности родителей в проектную деятельность детского сада, их заинтересованности будет проанализирована в результате анкетирования, тестовых опросов, в степени активности родителей в совместных мероприятиях.
Оценка компетентности и творческой активности педагогов будет отслеживаться ходе участия педагогов в мероприятиях по теме проекта: проведение консультаций, участие в семинарах, круглых столах, в городских и районных конкурсах, оформлении наглядно-информационного материала, непосредственное участие в мероприятиях, анкетировании.
Механизм отслеживания результатов работы с детьми:
активность участия детей в совместных мероприятиях: выставках, экскурсиях, фольклорных праздниках и развлечениях;
анализ детской деятельности (рассказы, творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с народной тематикой, дидактические игры);
наблюдение за поведением и играми детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах).
Методы исследования:
наблюдения за играми детей;
диагностика представлений детей о жизни и быте русского народа в старину (Приложение);
беседа с родителями, анкетирование родителей.
Результаты по выполнению проекта будут подводиться на педагогическом совете, корректироваться с учётом обратной связи с детьми и родителями. Контроль за исполнением проекта осуществляет администрация ДОУ совместно с родительским комитетом.
Функционал участников проекта:
• воспитанники ДОУ (4-7 лет) – принимают участие в народных играх, праздниках, фольклорных развлечениях;
• родители воспитанников – принимают активное участие в оформлении мини-музея «Русская изба», принимают участие в праздниках, фольклорных развлечениях с детьми в ДОУ;
• воспитатели Николаева Н. В., Шагун Д. С. – создали и реализовали данный проект, создали каталог старинных предметов мини-музея «Русская изба», создали график посещения и проведения занятий для детей 4-7 лет;
• специалисты ДОУ- проводят занятия на тему знакомства детей со старинным русским фольклором, краеведения, патриотического воспитания.
Организационно-методическое обеспечение:
1. Программа О. Л. Князевой «Приобщение детей к русской национальной культуре».
2. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова «Мини-музеи в детском саду» Линка-пресс Москва, 2008
3. А. Ф. Некрылова, Л. В. Соколова «Воспитание ребенка в русских традициях» СПб. : 2002г.
4. А. Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.
5. Т. А Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством» Санкт-Петербург. Издательство Детство-Пресс 1999год.
6. О. Л. Князева «Как жили люди на Руси».
7. Матова В. Н. Краеведение в детском саду. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
8. Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Новицкая М. Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным компонентом образования. М. Айрисс-пресс, 2006.
9. Миронова, Л. П. Люби и знай родной свой край / Л. П. Миронова // Воспитатель ДОУ. - 2008.- №1.- C. 17-23.
10. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Сост. Н. А. Арапова-Пискарева. – М., 2005.
11. Николаев, Р. Фольклор народов Сибири. Красноярск, 1993.
12. Панкеев И. Обычаи и традиции русского народа. М. БЕТТА СЕРВИС, 1998.
13. Интернет-ресурсы.