Наталья Попонина
Проект «Роль взрослого в организации адаптационного периода детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Основной ценностью Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольников. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность - здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и безопасных условий для каждого малыша.
Публикация «Проект „Роль взрослого в организации адаптационного периода детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.
Положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования акцент делают на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка. Таким образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.
Недостаточная компетентность родителей и воспитателей в работе с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации их к условиям детского сада обусловили актуальность темы педагогического проекта.
Анализ педагогической, психологической и методической литературы и практический опыт показывает, что воспитателям и педагогам-психологам предлагается решение проблемы адаптации только в виде отдельных рекомендаций общего характера перед поступлением ребенка в детский сад. Практика работы дошкольной образовательной организации показывает, что в настоящее время необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в дошкольной образовательной организации, которая способствовала бы адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых бы способствовала эффективному повышению адаптационных возможностей и содействовала снятию стрессового состояния.
Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышения адаптационных возможностей воспитанников и недостаточной проработкой этого процесса в условиях дошкольной образовательной организации. Данный педагогический проект решает проблему создания комплекса педагогических условий, способствующих повышению адаптационных возможностей воспитанников.
Степень разработанности проблемы в теории.
Под адаптационными возможностями ребенка понимается сама сущность его существования - процесс развития организма и формирования его здоровья на всех возрастных этапах. От адаптационной возможности организма зависит, будет ли человек активно искать выход из стрессовой ситуации или пассивно обречет себя на «разрушение».
В основе работы с детьми в период адаптации лежат психологические особенности каждого возрастного этапа развития, кризисные периоды, а так же психологические новообразования. Исследования педагогов, медиков (Н. М. Аксариной, Н. П. Жуковой и др.) показывают, что характер адаптации зависит от возраста детей и от индивидуальных особенностей их нервной системы. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в психолого-педагогических работах Г. Ф. Кумарина, Н. Д. Ватутиной, где рассматриваются особенности психологической адаптации детей дошкольного возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребёнка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.
Исследователи отмечают, что в этот период ребенок особенно нуждается в помощи и поддержке со стороны педагогов. По мнению некоторых авторов (О. С. Газман, Н. Б. Крылова, Н. Н. Михайлова и др., сущность педагогической поддержки проявляется в сотрудничестве педагога с ребенком. Для таких педагогов характерно доброжелательное отношение к ребенку, стремление адекватно оценить его возможности, понять мотивы поведения, стимулировать творчество, личностное развитие, а также возможность поддерживать социально благоприятный морально - психологический климат в группе детского сада.
Выделяют три степени адаптации к условиям детского сада – легкую, среднюю и тяжелую. В основе данной градации лежат такие показатели как:
• быстрота нормализации эмоционального самочувствия ребенка;
• проявление положительного отношения к педагогам и сверстникам;
• наличие интереса к предметному миру;
• частота и длительность острых вирусных заболеваний.
1) Лёгкая адаптация – поведение нормализуется в течении 10 – 15 дней;
2) Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течении месяца;
3) Тяжёлая адаптация длится от 2 до 6 месяцев.
Наиболее опасна для здоровья малыша тяжелая степень адаптации к дошкольному учреждению. Ребёнок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма. Своеобразие адаптации малыша к новым условиям обусловлены специфическими особенностями данного возраста. Этот период является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются основные умения малыша, так необходимые для его успешного развития. В это время складываются такие доминантные качества как познавательная активность, самостоятельность, инициативность, коммуникабельность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности. Но их формирование требуют адекватных действий со стороны взрослых, определенных форм общения и активного взаимодействия с ребенком. Основными линиями развития детей младшего дошкольного возраста являются :
- развитие предметной деятельности;
- развитие эмоционально-действенного общения с взрослыми.
Как же успешно организовать процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста?
Опираясь на положения ФГОС ДО выделим три группы необходимых условий:
1. Первая группа условий связана с созданием пространственной предметно-развивающей среды: важно отметить, что правильно организованная развивающая среда с точки зрения психолого-педагогических требований должна способствовать более быстрой адаптации ребенка, поддержанию эмоционального благополучия малыша и создавать условия для его развития.
2. Вторая группа условий характеризует требования к профессиональной компетентности педагога в области применения современных подходов к организации образовательной деятельности.
3. Третья группа условий связана с организацией работы с родителями и другими субъектами образования.
Можно рассматривать два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко войти в новые жизненные условия).
Объект педагогического проекта - процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Предмет педагогического проекта – проектирование системы педагогической поддержки младших дошкольников в период их адаптации к условиям дошкольной образовательной организации.
Цель проекта : повышение адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста через проектирование системы педагогической поддержки.
Основные задачи, решаемые проектом :
- создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую благоприятной адаптации детей младшего дошкольного возраста;
- повысить педагогическую компетенцию в области применения современных образовательных технологий;
- формировать активную позицию родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей :
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Гипотеза: предполагается, что целенаправленная работа по повышению адаптационных возможностей младших дошкольников окажет положительное влияние на их успешную адаптацию к условиям дошкольной образовательной организации.
Этапы проекта
Подготовительный этап предполагает:
Изучение литературы на заданную тему;
Создание условий и методической базы для реализации проекта;
Подбор методической и художественной литературы, ресурсного материала;
Разработка анкет для родителей;
Экскурсия родителей по ДОО, знакомство с группой, сотрудниками, специалистами, воспитателями;
Разработка конструктов адаптационных мероприятий, совместных мероприятий с родителями;
Создание развивающей предметно – пространственной среды;
Составление перспективного плана работы;
Знакомство участников проекта с предстоящей деятельностью.
Основной этап предполагает:
Постепенный приём детей в группу;
Организация игровой деятельности детей в процессе адаптации к ДОО;
Взаимодействие с родителями;
Развивающая среда и корректировка игровых центров в группе;
Индивидуальные консультации по возрастным и индивидуальным особенностям развития детей (по запросам родителей);
Заключительный этап предполагает:
Анализ проведённой работы;
Диагностика адаптации детей к условиям ДОО;
Обобщение результатов проделанной работы;
Презентация результатов проекта для родителей и педагогов;
Публикация проекта на блоге интернет – сайта.
Ожидаемый результат:
Благоприятный адаптационный период детей младшего дошкольного возраста;
Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду;
Привлечение родителей к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико – психолого – педагогической службы ДОО;
Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОО и семьями воспитанников;
Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОО.
В ходе внедрения и реализации проекта возможны негативные последствия:
Биологические факторы, негативно действующие на ребёнка;
Неверный педагогический подход;
Недостатки в воспитании ребёнка;
Состояние эмоционального дискомфорта;
Возникновение соматической и нервно – психической патологии.
Однако, предполагаем, что снятие негативных последствий компенсируются мероприятиями заложенными в программу реализации педагогического проекта «Роль взрослого в организации адаптационного периода детей младшего дошкольного возраста».