Александра Депутатова
Проект «Роль оригами в развитии конструктивного мышления детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Современное дошкольное образование, предусматривает развитие у воспитанников изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее, и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Публикация «Проект „Роль оригами в развитии конструктивного мышления детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Животные. Оригами для детей
- Мышки. Оригами
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Ещё древними учёными, жившими до н. э. в Китае, Японии и Индии была отмечена взаимосвязь речевого развития ребёнка и развития тонких движений его пальцев рук. Эта взаимосвязь обусловлена близостью расположения в головном мозге зоны проекции кисти руки к речевой зоне. Следовательно, развивая кисть руки и пальчики ребёнка, мы активируем развитие речевой зоны.
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что чем проворнее пальчики у ребёнка, тем более развита его речь.
Оригами же позволяет ребёнку всё «прочувствовать» и «прощупать» пальчиками. Кроме того, доступность бумаги как материала, лёгкость её обработки (способность сохранять придаваемую ей форму) - всё это привлекает детей, а возможность «преобразить» простой листок бумаги вызывает большой интерес.
Исходя из вышесказанного, есть все основания рассмотреть технику оригами как самостоятельную педагогическую технологию творческих способностей и художественного вкуса у детей через кружковую работу.
Название проекта : «Роль оригами в развитии конструктивного мышления
детей дошкольного возраста»
Актуальность темы:
Поделки, выполненные в технике оригами, можно эффективно использовать для занятий театральной деятельности. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать сказки, такие как колобок, репка, теремок. Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажей к постановкам. Что может быть интереснее, как создать что - то своими руками и рассказать об этом? Яркие образы персонажей дают возможность использовать их для пересказов и рассказов знакомых детьми произведений и сказок, для собственного сочинительства, развивают диалогическую и монологическую речь детей.
Оригами :
• Помогает детям испытывать свои возможности и проявлять конструктивные, изобразительные, творческие и оформительские способности,
• развивает точность движений пальцев рук, глазомер, способность работать руками под контролем сознания,
• концентрацию внимания,
• стимулирует развитие памяти, умение следовать устной инструкции,
• совершенствует трудовые навыки, учит аккуратности,
• способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
С бумагой ребенок сталкивается гораздо раньше, чем учится писать, рисовать или читать. Он ее рвет, мнет, непроизвольно пытаясь придать ей необходимую форму.
Бумага доступна и дешева. Этот простой материал легко поддается любым изменениям. Его поверхность податлива, хорошо содержит форму. Стало быть, с помощью оригами можно развить у детей фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. И сделать это можно совершенно незаметно, в игровой форме. Малыши даже не поймут, как освоили сложные математические и геометрические понятия.
Тип проекта : познавательно-творческий
Масштаб проекта : 9 месяцев.
Сроки реализации проекта : 1 сентября 2021- 31мая 2022г.
Участники проекта : дети старшей группы, педагог группы, родители.
Продукт проекта : миниатюры выполненные в нетрадиционной технике оригами
Объект исследования: занятия оригами способствуют развитию творческих способностей детей через развитие мелкой моторики рук.
Необходимые ресурсы.
Материально-технические: разноцветная двухсторонняя бумага ножницы, клей, фломастеры, магнитофон, пооперационные карты для складывания базовых форм и поделок, предметно-развивающая среда группового помещения, театральная студия (для обыгрывания поделок, использование мультимедиа.
Информационные: методическая литература, различные энциклопедии для дошкольников, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры с конструктором, театрализованные игры. Картотека сценариев сказок.
Финансовые: приобретение комплектов разноцветной двухсторонней бумаги «Радуга», ножницы, клей, фломастеры.
Проблема: создание эмоционального отношения к окружающему миру. Профилактика и коррекция психоэмоционального состояния ребёнка.
Цель проекта сформировать конструктивные способности детей старшего дошкольного возраста посредством техники оригами.
Задачи:
1. Познакомить детей с техникой оригами, базовыми формами
2. Формировать навык самостоятельного складывания простых в изготовлении моделей оригами.
3. Развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, навыки общения через использование поделок оригами.
4. Развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление.
5. Создавать благоприятные условия для самостоятельной конструктивной деятельности.
6. Показать способы использования поделок оригами в самостоятельной деятельности детей.
7. Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок.
Общие правила при обучении технике оригами. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
• Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цвет-ной.
• Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для пока-за должна быть в 2 раза больше, чем у детей.
• При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
• Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ од-ного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
• Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.
• Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.
• После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изгото-вить поделку от начала до конца.
Формы работы по проекту :
1. Совместная деятельность педагога и детей вне занятий.
2. Образовательная деятельность с детьми.
3. Проведение с родителями беседы, консультации
4. просмотр видеороликов с детьми.
5. Целевые прогулки на территории детского сада.
Необходимые материалы:
• Подборка материалов по технике оригами.
• Выставка «Бумажная вселенная»
• Альбом детских творческих работ.
•
• Стратегия достижения поставленных целей:
Первый этап: подготовительный.
1. Обсуждение цели, задачи проекта с детьми и родителями.
2. Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу по теме проекта.
3. Обогатить развивающую среду в группе, составить картотеку игр.
4. 4Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, иллюстрации, панно
5. Осуществить психолого-педагогическую диагностику по наблюдательности детей младшего дошкольного возраста.
Второй этап: основной.
1. Совместная деятельность педагога и детей вне занятий.
2. Образовательная деятельность с детьми.
3. Дети должны научиться различным приемам работы с бумагой;
4. У детей развивается речь, желание знать и умение ставить новые театрализованные постановки.
5. Применять полученные знания и умения в практической деятельности (самостоятельное изготовление поделок);
6. Проявление творчества при изготовлении поделок;
7. Применять свои поделки в самостоятельных играх, театрализованной деятельности.
Третий этап: заключительный.
Анализ проделанной работы проекта «Волшебный мир оригами»
Четвертый этап: презентационный
Оформление презентации (фото – отчет) о проделанной работе.
Содержание проекта :
Познавательное и речевое развитие.
Беседы:
«Давайте вспомним, что мы знаем о бумаге?»
«Игрушки в технике оригами»
«Из чего делают бумагу?»
«Квадрат - основная фигура оригами».
Рассматривание фотографий, иллюстраций, журналов, с изображениями картин из оригами.
Экспериментальная деятельность:
Опыт «Бумага намокает»
Опыт «На бумаге остаются следы»
Опыт «Опыт с бумагой и стаканом воды»
Опыт «Капиллярность бумаги»
Опыт «Исследование режущих свойств бумаги»
Опыт «Мост из бумаги»
Опыт «Как перенести горох с помощью листа бумаги»
Практическая деятельность и трудовые поручения:
Попробовать изготовить поделку в технике оригами свмостоятельно.
Социально-коммуникативное развитие :
Дидактические игры:
«Бумажный лабиринт»
«Внештатная ситуация»
«Загадка»
«Обезьянка»
«Покажи такую же»
«Танграм»
«Узнай по описанию»
«Кто больше?»
Сюжетно – ролевые игры:
«Конструкторное бюро»
Просмотр презентации «Откуда появилась бумага»,«Базовые формы оригами». .
Художественно – эстетическое развитие :
Коллективная работа «Сказочная страна».
Физическое развитие :
Подвижные игры: «Страна геометрических фигур».
Работа с родителями:
Введение в тему проекта : рекомендации родителям по ознакомлению детей с оригами.
Консультации для родителей : «Конструктивная деятельность в старшем дошкольном возрасте», «Для чего детям надо заниматься оригами»
Ожидаемый результат:
1. Дети умеют пользоваться пооперационной картой, применяют полученные знания в самостоятельной деятельности.
2. Знают специальные термины и условные обозначения, стараются применять их при изготовлении поделки.
3. Знают базовые формы, как основу поделки.
4. Знают геометрические понятия (угол, сторона, диагональ, середина, угол и т. д.).
5. Умеют ориентироваться на плоскости квадрата и треугольника.
В результате обучения по данной программе дети:
• научатся различным приемам работы с бумагой;
• будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
• научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
• будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
• разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие спо-собности и фантазию.
• познакомятся с искусством оригами;
• овладеют навыками культуры труда;
• улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Способы реализации проекта
Срок Тема Содержание работы Практический
выход Отметка о выполнении
Сентябрь- октябрь 2021г. Знакомство детей с с техникой оригами, рассматривание книг, иллюстраций, репродукций картин выполниных в технике оригами, а так же готовых изделий.
Познакомить детей с техникой оригами, базовыми формами. Формировать навык самостоятельного складывания простых в изготовлении моделей оригами. Развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление. Создавать благоприятные условия для самостоятельной конструктивной деятельности. Показать способы использования поделок оригами в самостоятельной деятельности детей. Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок.
Беседы:
«Давайте вспомним, что мы знаем о бумаге?»
«Игрушки в технике оригами»
«Из чего делают бумагу?»
«Квадрат - основная фигура оригами».
Рассматривание фотографий, иллюстраций, журналов, с изображениями картин из оригами.
Ноябрь
декабрь
2021г. Изготовление поделок к Новому году «Новогодний калейдоскоп» Развивать у детей интерес к творческой деятельности. Помочь детям почувствовать свойства оригами, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка или поделки. Развивать чувство композиции, цветовосприятие, творческое мышление. Формировать практические навыки работы с различными инструментами Развивать у детей интерес к творческой деятельности. Помочь детям почувствовать свойства оригами, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка или поделки. Развивать чувство композиции, цветовосприятие, творческое мышление. Формировать практические навыки работы с различными инструментами
Январь февраль 2022 г. Разработка картотек дидактических игр и упражнений для развития мелкой моторики рук через пластилинографию.
. «Бумажный лабиринт»
«Внештатная ситуация»
«Загадка»
«Обезьянка»
«Покажи такую же»
«Танграм»
«Узнай по описанию»
«Кто больше?»
Познакомить родителей с играми и упражнениями для развития мелкой моторики рук через оригами.
Март апрель 2022 г. Эксперементальная деятельность. Подбор материала по данной теме и его изучение. Проведение опытов:Опыт «Бумага намокает»
Опыт «На бумаге остаются следы»
Опыт «Опыт с бумагой и стака-ном воды»
Опыт «Капил-лярность бумаги»
Опыт «Исследо-вание режущих свойств бумаги»
Опыт «Мост из бумаги»
Опыт «Как пере-нести горох с по-мощью листа бу-маги»
Май
2022 г. Изготовление итоговой работы «Сказочное лето» Повышать интерес к работе с бумагой через игру, сказку; вызывать желание приходить на помощь тем, кто в этом нуждается; закрепить умение пользоваться пооперационными картами и схемами при изготовлении поделок в технике оригами; уточнить знания детей о свойствах бумаги; развивать внимание, воображение, мышление, сообразительность Выставка работ в группе.