Марина Митюшина
Проект «Родина моя!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Родина моя!»
«Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Авторы: Митюшина М. Е. - воспитатель
Тип проекта : по доминирующей в проекте деятельности : социальный, творческий
по характеру контактов: семья, в рамках ДОУ.
Вид проекта : познавательно - продуктивный
Публикация «Проект „Родина моя!“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Исполнители: дети группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи, воспитатели, учитель – логопед, музыкальный руководитель, родители.
Длительность проекта : долгосрочный - 2 года
Сроки реализации проекта :
I блок - «Земля русская» сентябрь – май 2014 – 15 учебный год
II блок – «Край родной навек любимый» сентябрь – май 2015 – 16 уч. год
Актуальность:
В последе время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День российского флага, День единства и т. д., молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры. Все чаще «с помощью телевидения» в детские души вторгается реклама пивных банок, нормой жизни становиться уклонение от армии, открытие детских домов при живых родителях. Наблюдая взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшими поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог ее будущего развития. В каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин, патриот.
Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине традиционно решалось в ДОУ, но результаты исследования показали, что необходимо усилить работу в данном направлении. Поэтому нами было принято решение, изменить форму организации образовательного процесса и решением данной проблемы стала реализация проекта «Родина моя». Так как метод проектов позволяет дошкольникам усвоить сложный краеведческий материал, через совместный поиск решения проблемы, тем самым мотивировать познавательный интерес, развивать творческие способности детей и самому педагогу повысить свою компетентность.
Гипотеза: Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к столице Родины, к народным традициям, фольклору, к природе.
Цель: Познакомить детей с истоками русской народной культуры.
Задачи:
• Развивать духовно – патриотическое воспитание и образование детей.
• Получить представление о возникновении государства Российского, о верности народа Отечеству своему, о Богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта предков.
• Обогатить знания детей любовью к Отчизне, вызывать стремление быть похожими на наших предков, любить и уважать семью.
• Развивать любовь и понимание окружающей природы, наблюдать взаимосвязь явлений природы с древними русскими праздниками и событиями. Развивать историческую память, представление о доброте и красоте.
Этапы осуществления проекта :
Подготовительный этап:
Июль - август
Определение темы проекта.
Формулировка цели и разбивка на веер задач.
Составление плана основного I блока проекта.
Опрос детей.
Основной этап:
Сентябрь
НОД “Это русская сторонка, это – Родина моя”.
Цель: формировать представление о стране, в которой мы живём. Учить подбирать однокоренные слова к слову родина (родной, родимый, родня, родители). Воспитывать интерес к родному краю и желание больше узнать о нём.
Познавательная деятельность Беседа на тему “По следам хлеба”.
Цель: Проследить логическую цепочку: сев, уборка, обработка зерна, выпечка хлеба. Воспитывать уважение к труду хлебороба.
Художество – речевая деятельность Чтение русской народной сказки «Семь Семионов»
Д/игра “Сказочная мозаика”.
Цель: Вспомнить знакомые народные сказки, чему они учат. Вызывать желание подрожать положительным сказочным героем.
Устное народное творчество Чтение К. Ушинского «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться»
Заучивание русской народной потешки
“Барашеньки – крутороженьки”.
Цель: Продолжать знакомить с русским фольклором и воспитывать интерес к нему.
Праздники, развлечение Рассматривание альбома «Русские воины»
П/Игра «Русская лапта» “Осенины”. Русская народная игра “Ворон”.
Цель. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе. Учить согласовывать движения со словами в русской народной игре.
Октябрь
НОД “Выступает, будто пава” (Занятие в русской горнице)
Цель. Познакомить детей с русским народным костюмом: с названиями элементов одежды, с их происхождением. Воспитывать интерес к истории русского народа.
Познавательная деятельность Беседа на тему: ”Как рубашка выросла” (по рассказу К. Д. Ушинского).
Цель. Познакомить с этапами выращивания льна, с народными приметами и обычаями при посеве и сборе урожая, с новыми пословицами и поговорками о труде, земле.
Устное народное творчество Слушание русских народных песен в грамзаписи.
Цель. Учить различать лирические и плясовые мелодии. Воспитывать интерес к народной песне.
Праздники, развлечения Вечер развлечений. “Приходите в гости к нам; рады мы всегда гостям”.
Цель. Учить использовать в речи детей пословицы, поговорки. Воспитывать
Ноябрь
НОД «Богородская игрушка «Конек – горбунок» (лепка)
“Знакомство с предметами быта русского народа” (занятие в русской горнице).
Цель. Познакомить детей с ткацким станком, со скатертями и другими предметами быта, которые шили из домотканой ткани. Воспитывать интерес к предметам быта русского народа.
Познавательная деятельность Беседа «Генеалогическое древо»
Развивающий диалог на тему “Мой дом - мой друг”
Цель. Помочь детям понять и усвоить смысл поговорки “Что посеешь-то и пожнешь”. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений по типу: “Мой дом - мой друг, потому что…”
Художественно-речевая деятельность Рассказывание и чтение в лицах русской народной сказки “У страха глаза велики”. Дидактическая игра “Собери сказку”.
Цель. Продолжать знакомить детей с традициями русского народного творчества. Обратить внимание на особенности композиции сказки (присказка, зачин).
Устное народное творчество Знакомство с народными приговорками. Заучивание приговорки “С горы на гору”.
Цель. Познакомить детей с народными приговорками, с особенностями этого жанра.
Праздники, развлечения Вечер развлечений “Проводы осени”.
Цель. Активизировать в речи детей народные приметы и поговорки об осени. Разучить русскую считалку. Познакомить с русской народной игрой “Звонарь”. Воспитывать интерес к русским народным играм.
Декабрь
НОД «Украшение крестьянской избы»
Цель: Вызвать интерес к жизни славян в деревне, желание делиться впечатлениями со своими сверстниками и взрослыми. Ввести в активный словарь старославянские слова: лежанка, лавка, рогач, скалка.
Конкурс рассказов на тему “В деревенской избе, в светлой горенке”
Цель. Закрепить названия предметов старинного быта. Учить использовать в своих рассказах пословицы и поговорки.
Познавательная деятельность Откуда елка в гости пришла
Беседа «Новогодние обычаи стран и народов мира»
Беседа «Святой Николай», «Готовимся к зимним святкам»
Беседа на тему “Имя улицы моей”.
Цель. Знакомить детей с историей родного города. Объяснить происхождение названий некоторых улиц города. Побуждать детей к связанным высказываниям на тему “Моя улица”
Художественно-речевая деятельность Чтение русской народной сказки «Морозко», «Снегурочка», «Мороз Иванович»
Чтение Церковный календарь (Библия)
Знакомство детей с русской народной сказкой “Крылатый, мохнатый да масленый”.
Цель. Помочь детям понять смысл увлекательной и мудрой сказки, полюбить ее, обратить внимание на начало и конец сказки.
Устное народное творчество Конкурс народных пословиц.
Цель. Умение отличать пословицу от поговорки. Вспомнить знакомые пословицы.
Праздники, развлечения Музыкально – дидактическая игра «Колобок»
Посиделки “Здравствуй зимушка-зима”.
Цель. Познакомить детей с русскими народными зимними праздниками: Рождество, Новый год, Крещение; с обычаями, традициями празднования их.
Январь
НОД «Дымковская барышня» (лепка)
“Крещенский праздник”.
Цель. Познакомить детей с русским народным праздником, с традициями и народными приметами с ним связанными. Рассказать детям о главном событии этого дня: освящение воды в проруби и купание в ней.
Познавательная деятельность Зимние забавы
Беседа «Рождественские и новогодние обычаи на Руси», «Рождественские святки»
Рассматривание альбома «Храмы России»
Игра-путешествие “Город мой родной”.
Цель. Продолжать знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями. Учить описывать свои впечатления и настроение. Воспитывать интерес к родному городу.
Художественно-речевая деятельность Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная»
Чтение отрывков Библии для детей
Разучивание колядок
Рассказывание и инсценировка фрагментов из русской народной сказки “Лиса и заяц”.
Цель. Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Воспитывать любовь к ним.
Устное народное творчество Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная»
Разучивание колядочных закличек.
Цель. Познакомить детей с праздником “Коляда”, с его традициями празднования.
Праздники, развлечения «Милости просим гости дорогие»
Цель. Разучить русскую народную игру “Пирог”. Вспомнить знакомые: “Звонарь”, “Ворон”. Создать радостное настроение.
Февраль
НОД “Не посрамим земли русской”.
Цель. Продолжать знакомить детей с земли русской. Знакомить с былинами о русских богатырях. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за мужество русских людей, желание быть похожими на них.
Познавательная деятельность Беседа «Масленица», «Русские богатыри».
Рассматривание альбома народных праздников «Февральский народный календарь»
Беседа на тему “Русская березка”.
Цель. Рассказать детям о русских традициях связанных с русской березкой-любимым деревом на Руси. Познакомить со стихами русских поэтов о русской березке.
Художественно-речевая деятельность Сюжетный рассказ по картине В. М. Васнецова, «Богатыри»
Чтение былины «Илья Муромец и Соловей разбойник»
Литературная викторина по произведениям о защитниках земли русской. Рассматривание картин и иллюстраций о русских богатырях.
Цель. Знакомить детей с былинными героями земли русской. Учить составлять рассказ по картинке. Воспитывать уважение к русским богатырям.
Устное народное творчество Знакомство с русскими народными частушками.
Цель. Познакомить детей с русскими народными частушками. Вызвать желание исполнять их.
Праздники, развлечения «Русский богатырь – защитник Родины!»
Праздник “ Масленица”. Русская народная игра “Тень, тень, потетень”
Цель. Познакомить детей с народными традициями празднования праздника: народные гулянья с блинами, спортивные состязания, сожжение чучела.
Март
НОД “Русский самовар”.
Цель. Познакомить детей с предметом народного быта -самоваром. Обогащать знания о народных традициях, связанных с чаепитием. Воспитывать чувство гордости за русских мастеров-умельцев. Учить словесному описанию узоров, орнаментов.
Познавательная деятельность Беседа «Весна – красна»
Беседа на тему “Что такое Земля?”
Цель. Формировать у детей общее представление о Земле, о том, что все в природе взаимосвязано и что все это надо беречь, как наш общий дом. Упражнять в составлении предложений со словом “дом”.
Художественно-речевая деятельность Вечер загадок.
Цель. Продолжать знакомить детей с жанрами устного народного творчества. Формировать умение находить в текстах загадок метафоры, сравнения. Воспитывать умение и желание придумывать загадки.
Устное народное творчество Сказка в гостях.
Цель. Рассказывание детьми русских народных сказок по выбору детей. Воспитывать умение находить отличительные особенности в русских народных сказках, выделять средства выразительности, характерные для народного языка.
Праздники, развлечения СРИ «Ярмарка изделий народного промысла»
“Огонек для милых мам”
Цель. Учить детей почитать и уважать своих мам. Вспомнить пословицы, стихи о мамах, бабушках.
Апрель
НОД «Чудо – писанка» (рисование)
Занятие в кабинете изо на тему “Русская матрешка” (с элементами рисования).
Цель. Познакомить детей с народной игрушкой, с ее историей возникновения. Учить описывать матрешку, отмечая особенности росписи. Воспитывать интерес к народной игрушке.
Познавательная деятельность Народные промыслы
Беседа «Дымковская игрушка», «Сине – голубая гжель», «Веселый городец», «Русская народная игрушка»
Коллективный рассказ на тему: “Родина малая и большая”.
Цель. Учить логически выстраивать монологи-рассуждения, используя при этом свои представления об окружающем мире. Воспитывать бережное отношение ко всему, что нас окружает.
Художественно-речевая деятельность Чтение русской народной сказки «Садко»
Рассказ родных о праздновании в семье праздника Пасхи.
Знакомство с народными пословицами о труде людей в огороде, на участке.
Цель. Познакомить детей с трудовыми действиями весной в огороде, на участке. Активизировать в речи детей пословицы.
Устное народное творчество Заучивание русской народной заклички о жаворонке “Весну приаукиваем”.
Цель. Закрепить знания детей о весенних приметах, вспомнить заклички, пословицы, поговорки.
Праздники, развлечения Посиделки “Дело было вечером”
Цель. Вспомнить с детьми небылицы, обобщать их представление об этом жанре. Учить детей придумывать небылицы, получать от этого радость.
Май
НОД Игра “Колесо истории”.
Цель. Закрепить знания детей о родном крае, об истории земли русской. Воспитывать любовь к Родине, чувство национальной гордости.
Познавательная деятельность «Откуда хлеб пришел»
Беседа “Мир вокруг нас”.
Цель. Обобщить представления детей о природе своего края. Продолжать знакомить с Красной книгой. Познакомить с целебными травами. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Художественно-речевая деятельность Знакомство с творчеством А. С. Пушкина.
Цель. Познакомить детей с детством поэта, об отношениях с няней, о любви поэта к родной природе. Познакомить детей с творчеством А. С. Пушкина.
Устное народное творчество Развлечение “На завалинке”.
Цель. Помочь детям вспомнить знакомые частушки, небылицы, поговорки, заклички, народные игры, пословицы, поговорки, приметы, сказки, былины русского народа.
Праздники, развлечения «Золотые купола» (экскурсия в храм Св. Блг. Князя Александра Невского.)
“Волшебный сундучок” - драматизация русской народной сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” с помощью театра игрушек.
Цель. Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, развивать умение драматизировать.
Завершающий этап:
Родительское собрание КВН «История, традиции и культура России»
Вечер при свечах совместно с родителями детей :
• Итоги анкетирования «История, традиции и культура России»
• Драматизация отрывков из русских народных сказок;
• Конкурс народных пословиц, поговорок, примет, загадок, закличек;
• Русские народные игры.
Схема реализации проекта через разные виды деятельности:
• Подготовка методических и дидактических материалов
• Проведение НОД, организация выставок
• Чтение художественной литературы
• Индивидуальные и коллективные беседа о Родине
• Слушание песен народной тематики
• Подбор открыток, иллюстраций, фотографий, слайдов
• Самостоятельная художественная деятельность, изготовление декоративно – прикладных поделок, выставка рисунков детей
• Участие родителей во всех мероприятиях, организуемых в группе
• Подборка детьми вместе с родителями материала устного народного творчества
• Русские народные игры
• Экскурсии
• Просмотр презентации.
Предполагаемые результаты:
Дети должны знать и называть:
• Домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад.
• Свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, должны гордиться своим народом, его достижениями. Знать столицу нашей Родины – Москву. Ее историю, достопримечательности, показывать на карте России несколько крупных городов. Дети должны знать флаг, герб, гимн России.
• Называть представителей других национальностей, населяющих нашу Родину. Уважать их культуру и традиции.
• Должны знать природу России ее флору и фауну.
Учебно-методическое:
1. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарий календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / авт. - сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. Н. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и допол. – СПб: “ДЕТСТВО ПРЕСС”, 2001.
2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : детство-Пресс, 2000.
3. Кокуева Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. – М. : АРКТИ, 2005.
4. Виноградова Н. Ф. Моя страна Россия : пособие для ст. дошк. и мл. шк. возраста / Н. В. Виноградова, Л. А. Соколова. – М. : Просвещение, 2005.
5. Зацепина М. Б. Народные праздники в детском саду – методическое пособие для педагогов, Издательство Мозаика – Синтез Москва 2005.
6. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством – Москва 2006.
7. Зацепина М. Б. Дни воинской славы патриотическое воспитание дошкольников – пособие для педагогов дошкольных учреждений Издательство Мозаика – Синтез Москва 2008.
8. Как научить детей любить Родину – пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005годы» Москва 2003.