АННА ТЕПЛОВА
Проект «Моя Родина-Сахалин»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА ПРОЕКТА :
«МОЯ РОДИНА САХАЛИН»
Выполнила: Воспитатель
А. Г. Теплова
Г. Долинск
2017г
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена родная культура, когда понятно и осмыслено прошлое – далекое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать свое будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.
Публикация «Проект „Моя Родина-Сахалин“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Сахалинская область
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся – теряются ориентиры движения в перед, снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом.
Восстановить эти связи – насущная задача. По существу, мы являемся участниками такого восстановления в самых разных областях жизни.
У педагога в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, сердцевинного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять свое лицо, занимать свое собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития – развития человеческого.
Ведь цель введения ребенка в родную культуру – не изоляция в этнически замкнутом пространстве, а приобщение к тем духовным ценностям, которые являются человеческим началом, объединяющим всех людей.
Воспитанию у ребенка эмоционально ценностного отношения к родному языку как первоэлементу культуре, Формированию культуры речевого общения в системе коррекционного образования и развития старших дошкольников отводится особое место.
Педагогам все чаще приходится сталкиваться не только с фактами отставания и задержек в развитии речи детей, но и с социально-коммуникативной некомпетентностью: неумением вести диалог, вступать в игровые, речевые контакты, незнанием норм культурного поведения и речевого общения.
Одним из эффективных средств духовно-нравственного воспитания личности ребенка в современных условиях является познавательно речевая деятельность, построенная на материалах краеведения. С ее помощью можно расширить знания детей о родном крае, природе, истории и культуре своей малой родины, способствовать формированию коммуникативной категории «русский язык» на духовном уровне.
Важно использовать такие формы и методы, которые вызывают развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующие проявлению активной деятельностной позиции: непосредственное познание достопримечательностей родного города на прогулках и экскурсиях, чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края. Просмотр слайдов и видеофильмов о городе, о родном крае, которые позволяют “приблизить” достопримечательности к ребенку, рассмотреть их в деталях, переживать чувства удивления, восхищения. Дети старшего дошкольного возраста включаются в празднование событий, связанных с жизнью города и области.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
Активная позиция детей обеспечивается не только созданием в группе уголка краеведения в котором ребенку предоставляется возможность действовать с картой Сахалинской области, рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов. Успешность развития дошкольников при ознакомлении с родным краем возможна только при условии интеграции образовательных областей (ФГОС) :
коммуникативно-личностное развитие;
познавательно-речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Интеграция краеведческого содержания состоит в следующем:
участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по городу обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников («физическое развитие»);
обсуждение с детьми правил безопасного поведения в лесу, например, “Что можно, чего нельзя делать в лесу”; («познавательно-речевое развитие»);
участие в совместном с воспитателем труде на участке детского сада: подкормка птиц, живущих в городе;
развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о малой родине, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины («художественно-эстетическое развитие», «коммуникативно-личностное развитие»);
рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, отражающих отношение людей к малой родине : высаживание деревьев и цветов в городе, возложение цветов к мемориалам воинов, украшение города к праздникам и прочее («коммуникативно-личностное развитие»);
обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей-горожан («коммуникативно-личностное развитие»).
Любовь к Родине начинается с любви к родной природе. Самая близкая чувствам природа, это то место, где мы родились. Надо любить и ценить ту красоту, которую дарит нам природа, особенно если это знакомые с детства любимые места природы родного края. Пожалуй, самые сильные и волнующие воспоминания с детства - это воспоминание родных мест, любимые тропинки, закоулки, то, что делает любовь к родному краю неизменной и такой незабываемой.
Наш проект посвящен уникальности Сахалина, его удивительному многообразию.
Актуальность и востребованность проекта определяются необходимостью приобщения детей к истории родного края, воспитанием нравственно-патриотических чувств, таких как любовь к родному дому, краю, Родине, ответственности за будущее своей страны. Да, именно так, ответственности за будущее, ребёнок должен понимать, что ему доверяют и он частичка этой Родины, края. “Учение в детстве, как резьба на камне” говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной, родным краем. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, область, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Недостаточность детской литературы о Сахалинской области, отсутствие адаптированной для дошкольного возраста образовательной программы по краеведению обеспечили необходимость поиска новых форм познания родного края.
Опираясь на принципы, утвержденные ФГОС дошкольного образования:
содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей, мы разработали данный проект, который посвящен уникальности Сахалина, его удивительному природному многообразию.
Цель данного проекта показать возможность и эффективность формирования у детей старшего дошкольного возраста основ нравственно-патриотического знания.
Задачи
формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, культурному наследию своего народа;
формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края;
воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
Содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста включает в себя:
приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, с детским садом с городом.
проведение целевых наблюдений за животным и растительным миром, организация сезонного труда в природе;
организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных.
Глава 1. Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становление основ личности ребенка, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения им опыта общественной жизни.
На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстают перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем родного детского сада; в более старшем возрасте — мир родного края и, наконец, мир родной отчизны — России.
Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине.
Центральным звеном социализации является воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семьи, к людям, которые сопровождают ребенка в первые годы жизни, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.
В этот период начинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого влияния – в национальном языке, который усваивает ребенок, в народных песнях и музыке, в игрушках и играх, в которые он играет. Малыш естественно и легко впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов людей, среди которых живет.
В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.
Исследования ученых показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. В первоначальных объединениях — обществе сверстников — между дошкольниками устанавливаются взаимоотношения, которые под руководством воспитателя приобретают коллективистический характер, у детей формируются начала коллективизма, возникает чувство товарищества и дружбы.
В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого.
В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия.
Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства делают первостепенной задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления опыта в нравственные привычки.
Воспитатель формирует у детей разнообразные навыки поведения, отражающие уважение к взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, которые, превращаясь в привычки, становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой.
К содержанию нравственных представлений, формируемых в дошкольном детстве, относятся представления о явлениях общественной жизни, о труде людей, его общественной значимости и коллективном характере, о патриотизме и гражданственности, о нормах поведения в коллективе сверстников (почему надо делиться игрушками, как надо договариваться друг с другом, как заботиться о младших и т. д., об уважительном отношении к взрослым.
Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Именно анализ мотивов поступков позволяет педагогу проникнуть в суть поведения ребенка, понять причину того или иного его поступка и выбрать наиболее подходящий способ воздействия.
Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Глава 2. Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях детского сада
В 2016-2017 учебном году мною был разработан и реализован проект «Моя родина Сахалин» для детей старшей группы, имеющий нравственно-патриотическое содержание.
Обоснование: Метод проекта наиболее приемлем в системе организации нравственно-патриотического воспитания, так как позволяет сочетать интересы всех участников проекта : педагогов, родителей, детей.
Цель: систематизация знаний детей о семье, родном городе, крае.
Продукт проекта : патриотический уголок в группе, выставка фотографий, детского и семейного творчества, достопримечательности Сахалина.
Задачи:
пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям;
воспитывать уважение к культуре других народов края;
развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия разных народов
Участники проекта : воспитатели, дети, родители
Сроки реализации (долгосрочный)
октябрь — май
1 этап. Разработка проекта
1. Разработка тематического планирования проекта.
2. Подбор методического материала к проекту.
3. Обогащение развивающей среды группы дидактическим и наглядным материалом с учетом возрастных особенностей.
4. Повышение мотивации родителей воспитанников, активности в реализации проекта.
2 этап. Выполнение проекта
Формы и методы работы с детьми
Игровая деятельность
дидактические игры «Кто что делает», «Мир растений», «Мир животных», «Мой город»;
п/и «Бабушкины игры», народные игры: «Полярная сова», «Волк и олени», «Ручейки и озера»;
с/р «Семья».
Познавательное развитие
экскурсии по городу: «Моя улица» с привлечением родителей;
рассматривание иллюстраций «О чём рассказали старые фотографии»;
Конструирование
изготовление построек «Мой дом», «Наш детский сад».
Художественно – творческая деятельность
Рисование «Животные, которые живут рядом со мной», «Моя мама», «Мой папа – самый лучший»
Аппликация «Флаг моей Родины», «Осенний букет».
Лепка «Угощение для мамы», «Оладушки для бабушки»
Развитие речи
беседы с детьми «Мы – дружная семья», «Праздники в нашей семье», «Природа родного края»;
чтение и заучивание потешек;
чтение и разъяснение пословиц и поговорок о Родине;
Музыка
Занятие – игра «Знакомство с играми бабушек и дедушек»
«Пришла коляда накануне Рождества»
«Проводы зимы»
«Мы играем в оркестр народных инструментов»
Народные игры нашего края.
Формы и методы работы с родителями
Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой отчий край»
Изготовление семейных альбомов «Моя семья»
Художественно-творческая продуктивная деятельность в семье на различные темы.
Круглый стол для родителей «Маленький гражданин»
Привлечение родителей к пополнению патриотического уголка.
3 этап. Презентация проекта
1. Представление патриотического уголка «Моя родина Сахалин» (в течение недели)
2. Оформление фотовыставки «Моя семья».
Безусловно, настоящий проект не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию.
Моей главной задачей в разработке проекта стал выбор из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, отдавала себе отчет в том, что сама должна хорошо знать его. Должна продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям.
Первый этап работы со старшими дошкольниками – это приобщение их к устному народному творчеству. Познакомившись с литературой о духовно нравственном воспитании, я поняла, что нравственные качества личности можно развить с помощью детского фольклора, или устного народного творчества. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры.
Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. Литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки. Эти произведения своими содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка младшего дошкольного возраста.
В работе с детьми использовался такой вид устного народного творчества как потешки, пословицы, поговорки как из русского фольклора, так и из фольклора коренных народов Севера. Объясняя детям, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. При отборе фольклорного материала важно опираться на принципы доступности содержания, познавательности и духовно-нравственной значимости.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Родной город… Он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить старшие дошкольники?
Ребенок должен знать название своего города, своей улицы и той, на которой находится детский сад. Затем можно привлечь внимание детей к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Разъясняю детям, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по микрорайону, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Экскурсии помогают дошкольникам познать красоту родной природы, многообразие растительного и животного мира нашего края. После экскурсии дети делятся впечатлениями друг с другом, с родителями, воспитателем, что способствует формированию эмоционально-ценностного отношения к родному краю.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т. д.); повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу; есть общие праздники и т. д.
При подготовке к беседам по знакомству с родным городом, самым сложным явилось составление рассказов для дошкольников. Были составлены рекомендации по их составлению:
1. Рассказ необходимо сопровождать наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, рисунками и др.
2. Чтобы активизировать внимание детей, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чём-то догадаться самому, чаще в процессе рассказа обращаться к ним с вопросами.
3. Детям младшего дошкольного возраста не стоит называть дат: они затрудняют восприятие материала.
4. Лексика должна быть доступной. Незнакомые слова объяснять, стараться не употреблять специальной терминологии, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.
В процессе реализации проекта у детей появляются свои любимые игры.
Организация художественно-творческой деятельности по проекту призвана углубить, расширить, закрепить уже имеющиеся представления детей. Кроме того, дети могут выразить с помощью средств изобразительного искусства свое собственное отношение к изображаемым объектам, передать авторское видение мира, что, безусловно, сыграет положительную роль в личностном развитии детей. В процессе данной деятельности проходит ориентирование детей на освоение общечеловеческих ценностей, уважение прав и достоинств другого человека, проявление заботы, гуманного отношения к человеку.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. Поэтому, проект не может быть реализован без участия родителей. Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Мое тесное сотрудничество с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников, обеспечении родителей психолого-педагогической информацией, вовлечении членов семьи к работе над проектом, создании в детском саду и семье предметной развивающей среды. Оказываю педагогическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии.
Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии и целью знакомства с историческими местами, памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея. Результатом работы, проводимой с семьей, является убежденность родителей в необходимости нравственного воспитания детей с первых лет жизни, в возможности предупредить и преодолеть отрицательные проявления в их поведении.
Глава 3. Оценка эффективности работы
Данный проект реализовывался в старшей группе для детей 5-6 лет в период с октября 2016 года по май 2017.
В начале работы проводилась диагностика нравственно-патриотического развития детей (на основе рекомендаций В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова. «Нравственное воспитание в детском саду»).