Юлия Селезнева
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МОУ «Детский сад №2 комбинированного вида «Капитошка»
Мастер-класс для педагогов в ДОУ
Тема: Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» (Слайд№1)
Организовывая данный мастер-класс, я поставила цель
Публикация «Мастер-класс для воспитателей ДОУ „Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства и обмен опытом с педагогами по использованию нетрадиционной техники рисования пластилином в практической деятельности (Слайд№2)
Задачи мастер класса: (Слайд №3)
• освоение педагогами нетрадиционной техники работы с пластилином;
• познакомить с видами пластилинографии;
• обучение участников мастер-класса технике «пластилинография»;
.развивать интерес к нетрадиционному способу рисования и способствовать широкому применению в своей работе;
Ожидаемый результат:
• проявление творчества педагогов в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности, разными способами;
• повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию пластилинографии в работе с детьми.
Материалы и оборудование для педагогов: плотный картон, набор пластилина, салфетки для рук, доски для лепки, стеки.
Структура мастер-класса:
1. Теоретическая часть:
Вступительное слово по теме «Пластилинография - увлекательное и полезное занятие для детей»
2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов.
3. Рефлексия – итог мастер-класса
Ход мастер-класса:
1. Теоретическая часть:
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие по удивительной стране Пластилинография. (Слайд №4)
«Дети, конечно, не делаются художниками от того,
что в течение дошкольного детства им удалось
создать несколько действительно художественных образов.
Но в развитии их личности это оставляет глубокий
след, так как они приобретают опыт настоящего
творчества, который в дальнейшем
приложат к любой области труда».
Н. П. Сакулина
Актуальность
В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Связано это с тем что, дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Все меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребенком: рисование, лепкой.
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений пальцев. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей,становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.
«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити –ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»- так говорил В. А. Сухомлинский.
Заставить пальчики слушаться, укрепить мышцы рук помогают такие интересные занятия,как пластилинография.
«Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. (Слайд №5)
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей, так как способствуют: (Слайд №6)
- развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление,
- развитию воображения, творческих способностей;
- развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей;
- развитию самостоятельности, произвольности поведения;
Эти занятия помогают реализовывать впечатления, знания, эмоциональное состояние в творчестве. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Сегодня я хочу вас познакомить с видами пластилинографии: (Слайд№7)
Прямая пластилинография- изображение лепной картины на горизонтальной поверхности. (Слайд №8,9,10)
памятка для воспитателей (каждому воспитателю)
Особенности выполнения работ в данной технике
1. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).
2. Располагать их на горизонтальной поверхности.
3. Затем расплющивать, соединяя детали.
Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура). (Слайд №11,12)
Особенности выполнения работы (памятка для воспитателей)
1. Использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность (прозрачные пластиковые крышки, контейнеры и т. д.).
2. С обратной стороны прозрачной поверхности маркером нарисовать контур рисунка.
3. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).
4. Располагать их на поверхности, растирая и заполняя детали изображения.
Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с
использованием «жгутиков». (Слайд №13,14)
Особенности выполнения работы:
1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером.
2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики.
3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.
4. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения.
Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной оверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина. Слайд № 15.16,17
Особенности выполнения работы: (памятка для воспитателей)
1. Скатывать мелкие шарики, нужного цвета.
2. Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета.
3. Слегка прижать.
Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины на
горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев Слайд №18,19 Особенности выполнения работы:
1. Для начала мы берем разные цвета пластилина. 2. Делаем из них пластинки. Заготовки накладываются одна поверх другой. Мы получили так называемый «слоеный пирог», при изготовлении которого желательно идти от темных цветов - к светлому. Только не стоит прижимать слои очень сильно друг к дружке, просто положить один слой на другой.
3. А теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии - она проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой.
Или скатываем колбаску и разрезаем ее. Получая детали для изображения.
Каждый вид работы в этой технике имеет свои особенности и последовательность выполнения. Уважаемые участницы мастер-класса, для вас я разработала памятки, Особенности выполнения работ»
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
В работе с можно использовать разнообразные материалы (Слайд №»20)
2. Практическая часть.(звучит мелодия _-выход феи цветов)
Здравствуйте, я Фея цветов! Меня к вам прислала Весна! Я предлагаю сегодня порадовать себя. А что больше всего любят женщины – это цветы. Давайте сделаем букет цветов, используя известные нам виды пластилинографии.
Показать приемы. Объяснить способы работы. Выполнение работы под музыкальное сопровождение.
Во время работы полезные советы:
• во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;
• Для работы с детьми лучше использовать мягкий пластилин (восковой- равномерно ложится на поверхность)
•занятия пластилинографией снимают внутреннее эмоциональное напряжение;
• Занятия пластилинографией увлекательны, но требуют большой сосредоточенности и определённого напряжения, поэтому в структуру занятий всегда вплетены физ минутки, динамические разминки, пальчиковая гимнастика, а также музыкальное сопровождение.
3. Заключение.
Эти пластилиновые «сочинения» пронизаны теплом рук художников, которые их создавали, и может быть поэтому они излучают какую-то особенную энергию.
Занятия пластилинографией включают множество идей,порой и сложных,но интересных для детей. В них необычно сочетаются и материал и инструмент и все прекрасно получается,а равнодушных точно нет.
В технике пластилинографии можно создать: цветы, растения, насекомых, рыб, животных. Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии.
Рефлексия
-Уважаемые коллеги! Наше путешествие закончилось. Прошу вас на предложенных карточках нарисовать эмоцию, которые вы испытали во время нашего путешествия. На память о мастер-классе я хочу подарить вам вот такие цветы! (звучит мелодия)
Спасибо за внимание! (Слайд №21)