Оксана Васильева
Аппликация, как средство развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Аппликация, как средство развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ
Функция руки уникальна и универсальна. Она – основной орган труда во всём его многообразии. Рука связана с нашим мышлением, с переживанием, с трудом. Движения пальцев рук тесно связанны с речевой функцией исторически.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мышц кисти и всей руку, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. У детей с ОВЗ нарушена зрительно-пространственная ориентировка, страдает произвольность внимания. 53% детей данной категории имеют нарушения мелкой моторики рук.
Публикация «Аппликация, как средство развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Аппликации. Все виды аппликации
- Мелкая моторика
- Поделки. Мастерим с детьми
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Очень важно развивать мелкую моторику у детей с особыми образовательными потребностями. Моторная сфера дает богатейшую возможность для компенсации интеллектуального дефекта. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития детей с ОВЗ единодушно сходятся во мнении, о том, что мелкая моторика очень важна потому что через неё развивается речь, внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной категории детей нуждаются в коррекции.
Продуктивная деятельность - единственная область, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима. Для ребенка первостепенное значение имеет сам процесс деятельности. Продуктивная деятельность, в частности детская аппликация, заключает в себе больше возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей совершенствование психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, развитие мелкой и крупной моторик. В процессе аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: он огорчается, если что-то не получается, радуется красивому изображению, которое он создал сам.
Продуктивная деятельность для детей с ограниченными возможностями должна носить эмоциональный и творческий характер. Задача педагога состоит в том, чтобы создать максимально благоприятные условия для развития творческих способностей на основе дифференцированного подхода. А это значит, что необходимо развивать эстетические чувства и представления, мышление и воображение, формировать эмоциональную отзывчивость, учить детей навыкам выразительной грамоты, умение работать с трафаретами и шаблонами, с ножницами, ажурными дыроколами, развивать способности к сопереживанию и активной созидательной деятельности.
Аппликация весьма актуальна при работе с детьми с ОВЗ. Ведь первые впечатления о величине предметов, их форм и расположения в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно-двигательного восприятия. Поэтому нужно с самого детства уделять малышам должное внимание по развитию мелкой моторики.
Полезно охарактеризовать и отдельные виды деятельности ребенка.
Каждый возраст характеризуется возрастающим интересом ко всему, что нас окружает (возрастает познавательная активность, стремление к наблюдению и сравнению). Аппликация в развитии мелкой моторики позволяет развивать умственную и речевую деятельность, способствует формированию координации движений пальцев рук. Важнейшая задача аппликации – заставить работать пальчики. Аппликация доступна абсолютно всем (даже маленьким детям). Она вносит определенную новизну в нашу деятельность, делает ее более интересной и увлекательной, быстро позволяет достичь желаемого результата.
При хорошей организации занятий по аппликации у человека мелкая моторика будет развиваться гораздо быстрее. Для этого необходимо выполнение определенных условий. Первое, что нужно – это создать развивающую среду, во-вторых, подобрать специальные методы и наконец, в-третьих, отобрать наиболее эффективные приемы при работе с аппликацией.
Как и при любой другой работе, мы ставим перед собой цель, так и при выполнении аппликации нам нужно четко знать, чего же мы хотим добиться. А цель проста – необходимо активизировать пассивные и активные движения пальцев рук, научиться вырабатывать положительный настрой при работе с аппликацией (и не только, показывать свое эмоциональное отношение к тому, что мы в результате нашей деятельности получили.
Сформировать умение по выбранному образцу выполнить задание, вырезать, детали из бумаги, развивать умение хорошо ориентироваться на плоскости, активизировать свой словарь. Развивать пространственную ориентацию и зрительное внимание, ловкость пальцев рук.
Задачи при работе с аппликацией.
• Развивать умения выполнять точные движения пальцами рук и кистью, способности координированной работы нашей руки со зрительным восприятием, т. е. в системе «глаз – рука».
• Развивать творческую фантазию, воображение и активность.
• Развивать внимание, мышление, память, речь, глазомер, а также познавательный интерес.
• Тренировать мышцы рук и обучать ловкому обращению с различным инструментом и материалом.
• Воспитывать в себе усидчивость, доброжелательность, аккуратность, умение работать индивидуально и в коллективе.
Для получения представления о сформированной деятельности ребенка дошкольника с ОВЗ педагогу следует обратить внимание на следующее - это:
- понимание инструкции и цели задания;
- способность выполнять задание с учетом простой инструкции и инструкции, состоящей из нескольких заданий;
- умение определить последовательность действий, операций;
- умение перестраивать действия в зависимости от изменения цели;
- способность осуществлять самоконтроль в процессе работы;
- умение довести деятельность до получения определенного результата, проявить настойчивость в достижении цели, преодолевать трудности;
- способность адекватно оценить результат собственной деятельности;
- переключить внимание, быстро перейти от одного задания к другому.
Аппликацию можно выполнять из различного материала. Это может быть бумага, пластилин, соломка, дерево, бисер, ткань и т. д.
Значение продуктивной деятельности особенно велико для детей с ограниченными возможностями здоровья. Так как ребенок видит продукты своего труда, любую готовую работу, поделку, открытку, выполненную своими руками можно подарить родителям и друзьям.