Токарева Татьяна
Проект «Река моя — Еруслан»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект
«Река моя - Еруслан»
Содержание
№ Содержание Страница
1 Актуальность 3
2 Паспорт проекта 3
3 Реализация проекта 6
4 Результаты проекта 9
5 Диагностика 11
Приложения
1 Карты реки Еруслан 13
2 Беседы, экскурсии 23
3 Конспекты НОД 31
4 Стихотворения, загадки, пословицы 41
5 Экологические сказки 51
6 Фотоколлаж 62
Актуальность проекта.
Публикация «Проект „Река моя — Еруслан“» размещена в разделах
- Проекты
- Реки и озера
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Естественная среда – природа – переживает сегодня немалые потрясения. Все чаще звучат слова: неблагоприятная экологическая обстановка, экологический кризис, экологическая катастрофа. Но это глобальные проблемы, недоступные пока детскому пониманию. И как быть?
Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Начать надо с малого, то есть со своей малой родины: родного поселка, любимой реки. Узнать их историю, проблемы, учить разумному общению с природой. Ведь природа Краснокутского района удивительна и разнообразна. Степи и леса, пески и пруды – все есть у нас. Но особую роль всегда играла река. Отсюда вытекает проблема: как не навредить реке. Ведь после отдыхающих берега превращаются в свалки мусора, нередко возникают пожары. Кроме того, происходит затягивание естественного русла реки песком и илом.
Человек наделен особым природным даром – разумом, благодаря которому, мы вполне можем строить свою жизнь так, чтобы не гибли и не страдали животные и растения, чтобы не исчезали леса и водоемы. Бережно относиться к природе может каждый, но чтобы таких людей становилось больше, необходимо воспитывать экологически грамотных, культурных людей и начинать эту работу необходимо с детского сада. На это и рассчитан наш проект.
Паспорт проекта
Сущность взросло-детского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги и роль ребенка является ведущей.
Проблема: недостаточные знания детей о реке Еруслан, о ее значении в жизни человека; несоблюдение правил экологически грамотного поведения.
Цель проекта : Создание условий для ознакомления детей с рекой Еруслан, формирование у детей познавательного интереса к природе родного края, предпосылок экологического сознания, организация художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
Образовательная:
- повышение экологической культуры педагогов, родителей, детей;
- расширить представления о значении воды для всего живого и в частности для села;
- напомнить детям правила поведения в природе, а именно около рек
Воспитательная:
- воспитывать желание общаться с природой, не загрязняя ее.
- объяснить, что безопасность около рек зависит от того, насколько хорошо дети знают и выполняют правила поведения около водоема.
- воспитывать у детей ответственность за свою безопасность и жизнь других людей.
Развивающая:
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- обогащать и активизировать словарь детей по данной теме;
- развивать навыки творческого рассказывания;
- ориентировать родителей на познавательное общение с ребенком;
Вид проекта : познавательно-исследовательский
Продолжительность проекта : кратокосрочный (ноябрь - март)
Участники проекта : воспитатели группы, родители, воспитанники.
Руководитель проекта : Токарева Татьяна Владимировна.
Помощник: Шагиева Эльвира Самигуллиновна
Ожидаемый результат:
Приобретение детьми знаний о реке Еруслан;
Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей;
Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего
окружения, в частности, к реке;
Расширение словарного запаса, через беседы и чтение художественной литературы о родном крае;
Оснащение предметно-развивающей среды, через изготовление дидактических игр, наглядного материала, костюмов и создание презентаций по данной теме.
Разработанные рекомендации для педагогов по ознакомлению детей с рекой Еруслан
Выставка творческих работ детей
Разработанные рекомендации для родителей.
Создание альбома «Река Еруслан»
Проблема: Что мы знаем о нашей реке?
Вопросы Детские ответы
Что мы знаем? Что наша река называется Еруслан
На ней живут лебеди и утки
В реке есть рыбы и ракушки
Что мы хотим узнать? Где река начинается и заканчивается?
Зачем нужна?
Какие обитатели есть ещё в реке?
Почему она холодная?
Почему она широкая и узкая?
С помощью чего узнаем? Спросим у родителей, родственников.
Спросим у воспитателя.
Почитать в книгах.
Найти в интернете.
Посмотреть на карте.
Этапы работы над проектом
Этап Основные направления реализации проекта (мероприятия)
I этап Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта Диагностика воспитанников
Подбор методической литературы для реализации проекта
Подбор наглядного демонстрационного материала;
Подбор детской художественной литературы о реке.
Подбор подвижных игр по данной тематике;
Составление плана экскурсий.
II этап Поиск информации: опрос родителей, библиотека, интернет-ресурсы.
Беседы по теме.
Создание подборки художественной литературы, чтение сказок, рассказав, стихов по теме;
Экскурсии на реку Еруслан.
Опыты с водой
Занятия познавательного цикла.
Продуктивная деятельность.
Создание макета «Река Краснокутского района»
Оформление рекомендаций для родителей
Акция «Берегите воду»
Развлечение «Волшебница вода»
III этап Оформление альбома «Река Еруслан» с детскими рисунками
Презентация.
Реализация проекта
Направления работы Виды деятельности
Социально-коммуникативное
развитие Беседа с детьми о значении воды
Беседы о реке Еруслан
Презентации
Экскурсия в библиотеку.
Сюжетно-ролевые игры: «Пароход», «Моряки, рыбаки».
Познавательное развитие Опыты с водой :«У воды нет вкуса и запаха», «Прозрачная вода», «Пар тоже вода», «Вода без формы», «Вода бывает холодной, теплой, горячей», «Как убедиться что вода прозрачная».
Опыты со снегом: «Свойства воды».
Цель: сравнить свойства воды, снега, льда, выявить особенности их взаимодействия.
«Куда делась вода» (выявить процесс испарения)
«Лед-это тоже вода», «Лед легче воды»
Цикл наблюдений за аквариумными рыбками: «Кто живет в аквариуме», «Что и как едят рыбки», «Как рыбы дышат и отдыхают».
Дидактические игры:
- «Хорошо – плохо», назвать, что в отношениях людей к реке хорошо, а что плохо;
- «Мозаика», взять две картинки с изображением реки Еруслан, одну разрезать на 8-12 частей, а по другой картинке (образец) собрать ее;
- «Четвертый лишний», взять три картинки с изображением речных рыб и одну, например, морскую;
Просмотр видео-презентаций: «Зачем нужна река», «Виды водоемов»
Просмотр мультфильмов: «Секреты воды», с Чевостиком (5 с.) «Кто живет в реке»
НОД по экологии: «Вода в жизни человека»
Речевое развитие Чтение художественной литературы
Б. Заходер «Что случилось с водой», «Течет река»
Н. А. Рыжова «Жила- была вода», «Волшебница вода», «Как люди обидели речку»
А. С. Пушкин «Золотая рыбка»,
Х. Андерсен «Русалочка».
Лиман Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».
А. Кропотин «Поэма о реках и озерах»
Л. Андреев «На реке»
В. Драгунский «Главные реки»
Н,И. Сладков «Весенние ручьи»
А. Плешакова «Зеленые страницы» и др.
Заучивание стихотворений:
- А. Алферова «Как по быстрой речке»
- Л. Васильева «Вдоль берега тихой речки»
- Т. Ашапина «Речка, реченька, река»
Загадки и стихи о воде.
Пословицы, поговорки и загадки о реке.
НОД по речевому развитию: «Вода»
Художественно-эстетическое развитие Продуктивная деятельность:
Рисование «Река зимой», «Река весной»,
Лепка «Рыбы»,
Аппликация «Река».
Физическое развитие Подвижные игры:
«Караси и щука»,
«Рыбки», «Море волнуется раз», «Рыбак и рыбки», «Ручеек», «Водяной».
- «Рыбы». После первой команды: «День», - все «рыбы» (дети) плавают; после второй – «Опасность», - замирают; третьей - «Ночь» - присаживаются на корточки и «засыпают».
- «Рыбки плавают в водице». В группе раскладываются небольшие обручи, на улице рисуются круги - это домики для рыб, их должно быть меньше на один, чем количество детей. Читаю стихотворение – рыбки плавают, на слове «поймать» плывут к своим домикам.
- Рыбки плавают в водице, рыбкам весело играть.
Рыбки, рыбки, озорницы, я хочу вас всех поймать.
Ребенок, не успевающий занять домик, становится водящим.
Пальчиковые игры.
Беседа. Постановка проблемы.
Воспитатель: - Что вы видите на картинке? (Ответы перечисляют)
Воспитатель: - Кто был на реке (озере, пруду? И что там делал?
Даша: - Мы с папой ездили на Ригацию и поймали там большую щуку.
Богдан: - Мы с папой тоже ездили на пруд, у папы есть пруд, там мы купались, ловили рыбу.
Марина: - Мы с папой на речке ловили рыбу, я много поймала, а папа всего две.
Маша:- Я с дедушкой ходила на рыбалку, на речку, дедушка поймал карпа.
Воспитатель: - Молодцы, вам было интересно?
Дети: - Да
Маша: - Мне стало интересно, как рыбы плавают под водой и чем там дышат, дедушка рассказал, что у них есть жабры. А ещё я спросила, откуда здесь взялась речка, дедушка сказал, что речка здесь очень давно, откуда она он не знает.
Воспитатель: - Дети, мы с вами ходили на экскурсию в школу, что мы видели когда переходили через мостик? Как называется наша река?
Дети: - Еруслан.
Воспитатель: - Дети, вы знаете, откуда взялась наша речка?
Дети: - Нет.
Воспитатель: - Хотите узнать?
Дети: - Да
Воспитатель: - Дети, давайте подумаем, что мы знаем о нашей реке?
Вопросы Детские ответы
Что мы знаем? Что наша река называется Еруслан
На ней живут лебеди и утки
В реке есть рыбы и ракушки
Что мы хотим узнать? Где река начинается и заканчивается?
Зачем нужна?
Какие обитатели есть ещё в реке?
Почему она холодная?
Почему она широкая и узкая?
С помощью чего узнаем? Спросим у родителей, родственников.
Спросим у воспитателя.
Почитать в книгах.
Найти в интернете.
Посмотреть на карте.
Результаты проекта
Что мы узнали.
Еруслан — река в Саратовской и Волгоградской областях, левый приток Волги. Впадает в Волгоградское водохранилище, образуя Ерусланский залив.
География
Река Еруслан (предположительно от тюркского "арслан", что переводится как "лев")
Длина — 278 км, площадь бассейна — 5570 км.
Истоки реки расположены на юго-западной окраине Общего Сырта в пределах Саратовской области.
Летом Еруслан местами пересыхает, вода солоноватая.
Левые притоки Солёная Куба, Яма. Бывший левый приток Торгун впадает в Ерусланский залив.
Населённые пункты на Еруслане
Фё доровский район Саратовской области:
сёла Плёс, Калдино, Красавка, Николаевка, Семёновка, Митрофановка, Ивановка, Михайловка (железнодорожная станция Еруслан и одноимённый посёлок при ней расположены в 10 км севернее села, Долина.
Краснокутский район Саратовской области:
сёла Репное, Карпёнка, Розовка, Ждановка, Лебедёвка, Константиновка, Логиновка, Верхний Еруслан, город Красный Кут, сёла Норки, Ахмат, Усатово, Дьяковка.
Ровенский район Саратовской области:
сёла Луговское, Мирное
Старополтавский район Волгоградской области:
сёла Салтово, Лятошинка, Новая Квасниковка, Верхний Еруслан, Старая Полтавка, Новая Полтавка, Валуевка, Беляевка.
ОПИСАНИЕ РЕКИ
Еруслан - река не судоходна и не сплавная; в верхней половине своего течения Еруслан, до села Дьяковки, имеет крутые и обрывистые берега; затем берега его становятся плоскими и вдоль них расстилаются прекрасные луговые и пахотные места, а от хутора Усатова начинаются вдоль берегов Еруслан. сыпучие пески, к югу же от реки находятся солонцеватые Киргизские степи.
Течение реки тихое, вода слегка солоновата, но годна к употреблению; ширина реки от 8,60 до 25,90 метров, при глубине до 8 метров, но в ямах глубина доходит до 10 метров; из рыб в реке водятся: судаки, сазаны, лещи, окуни, стерляди и др.
Только в верхней части течения Еруслан. по его берегам встречаются перелески, состоящие из сосны, лиственницы, березы, дуба, клена и др.
По Еруслан. расположено несколько довольно значительных селений. В Еруслан. впадает один только значительный приток слева — река Торгун.
С помощью чего узнали.
Рассказали родители, дедушки, бабушки.
Мы узнали что, наша река лет 30 назад была глубже, чище и в ней водилось много разной рыбы. Очень часто встречались сомы, раки были большие и много. Вдоль берега не было столько камыша, к воде можно было подойти в разных местах свободно. Мест для купания было больше, вода в реке была чистой и прозрачной.
Экскурсия в библиотеку.
Библиотекарь Широченко Г. П. познакомила нас с поэзией наших земляков о реке Еруслан – стихотворениями Владимира Борисенко и Татьяны Панчуриной.
Интернет - ресурсы
https://komanda-k.ru/node
https://saratovregion.ucoz.ru/nature/water/eruslan.htm
https://ru.wikipedia.org/wiki/
https://yandex.ru/maps
https://ok.ru/moyadushay