Антонина Николаевна Галкина
Детско-родительский проект «Моя семья, моя родословная»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта.
“Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.
Л. Н. Толстой
Патриотическое воспитание дошкольников - приоритетное направление деятельности педагогического коллектива. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. По мнению детей, семья – это :
«Мама, папа, я, бабушки, дедушки, внуки… Все-все-все…»
Публикация «Детско-родительский проект „Моя семья, моя родословная“» размещена в разделах
- Генеалогическое древо семьи. Родословная
- Генеалогическое древо. Проекты
- Генеалогическое древо. Работа с родителями
- Проекты, проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
«Семья – это папа, мама, баба, дедушка, я – вот и вся моя семья».
«Мама с папой – это семья. Они любят друг друга, вот и поженились, а потом я у них родилась. Вот и семья получилась».
«Семья – это дети, мамы, папы, братишки и сестренки. Без семьи плохо, потому что никто тебя любить не будет, и ты будешь грустить».
«Семья – это я, мама, папа, сестренка, все мы».
Семья для дошкольников – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка. Появилась идея: создать проект “Моя семья”. Чтобы систематизировать работу с детьми по теме “Моя семья” я провела первичную диагностику.
При анализе результатов выявилась проблема: не все дети знают, как зовут их родителей. Они не могут их назвать полным именем, а некоторые дети называют родителей “тетя Света”, “дядя Саша”. Кем работают их родители, они тоже не знают, не могут назвать свой домашний адрес. Что тогда говорить об их бабушках и дедушках. Мало кто из детей знает свое родословное, уходят в прошлое семейные традиции, праздники. Забыты такие понятия как “род”, “родословная”, “предки”.
Участники проекта : родители, дети, воспитатель.
Длительность: 6 месяцев.
Цель проекта : воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.
Задачи:
формировать первоначальные представления о себе как носителе исторических ценностей;
способствовать проявлению познавательного интереса к истории семьи, родословной;
дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”;
дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей;
продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность;
расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь;
укреплять детско-родительские отношения;
воспитывать уважительное, бережное отношение к реликвиям и интересам членов семьи, чувства признательности к своей семье.
Виды деятельности.
1. Воспитатель вместе с детьми:
чтение и беседа по произведению О. Уайльда «Мальчик-звезда" : ;
просмотр видеофильмов о семье (В. Катаев “Цветик-семицветик”, русская народная сказка “Снегурочка”, “Морозко” и другие);
дидактические игры “Кто старше?”, “У кого сегодня день рожденья?”, «Мои родственники», «Оденем семью»;
упражнения “Кем ты приходишься своим родителям?”, “Кто ты для бабушки?”, Огорчится ли мама, если…”;
беседы “Моя дружная семья”, “Радуй маму”, «Почитай родителей», «Береги маму», «Подари радость»;
заучивание пословиц и поговорок о родном доме, о близких людях;
пальчиковые игры;
изготовление подарков для родителей;
сюжетно-ролевые игры “Семья”, “Дочки-матери”;
выставка рисунков “Моя мама – самая лучшая”, “Наша дружная семья”;
занятия: “Дружная семья”, “Вместе весело шагать”.
2. Родители – дети:
беседы с детьми о своей семье, родственниках;
рассказы о своем детстве, о школьных годах, о семейных традициях и реликвиях, о своей профессии;
чтение художественной литературы о взаимоотношениях в семье : О. Осеева “Честное слово”, “Просто старушка”, З. Александрова “Посидим в тишине”;
составление таблиц-схем “Моя родословная”;
выставка творческих работ с привлечением детей “Добрых рук мастера”.
3. Воспитатель – родитель:
организация родительских встреч: “Защитим детей от…”, “Какой хороший папа!” (с участием детей);
консультация для родителей: “Родословная – старинная русская традиция”, “Памятка по составлению родословной” (с эскизами по ее оформлению).
индивидуальные беседы-консультации.
акция “Пусть прогулка станет интересней!” (благоустройство участка дсада).
привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.
4. Воспитатели – родители – дети:
праздники мам и пап;
спортивный праздник «Папа, мама и я – спортивная семья!”, «Ледовое шоу»;
фотовыставки “Мои любимцы», «Наши папы», “Мама – первое слово в нашей судьбе…”.
5. Деятельность педагога:
изучить историю составления родословной.
подготовить художественную литературу по данной теме.
подготовить памятки “Роль отца в воспитании детей”, “Отцовская любовь”.
Итоги реализации проекта :
Результативность. За сравнительно короткое время реализации проекта уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысился.
1. Дети лучше знают свои корни, они хорошо представляют, что такое род, родословная, семья.
2. В своей речи стали чаще употреблять такие фразы, как “уютный дом”, “родной дом”, “мои родственники” и др.
3. В процессе работы над проектом я, как и дети, более подробно изучила семьи воспитанников, познакомилась с их семейными традициями. Особенностями семейного воспитания.
4. По ходу проекта появились некоторые затруднения: в группе есть неполные семьи,
разная национальность членов семьи, у некоторых детей бабушки и дедушки живут далеко, они о них знают очень мало.
Эффективность.
Семьи оформили схему родословной “Моя семья”. Многие родители проявили творчество при выполнении задания.
Дети вместе с родителями выучили русские народные песни, пляски, хороводы, небылицы.
Руками родителей и детей (в рамках семейного конкурса “Новогодний сувенир») были приготовлены поделки.
Нарисовали «Дерево добрых дел».
Новизна.
Особенность моего проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, но и трудимся и активно отдыхаем. Работаем в одной команде “Воспитатели-дети-родители”, где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.
Постановка новой проблемы.
У детей появился особый интерес к семейным традициям и реликвиям. Вместе с родителями мы решили создать выставку семейных реликвий, но это требует детальной разработки.
Список литературы.
1. Григорьева Е. «Остров спасения» журнал «Семья и школа» № 1, 2 2001.
2. Гиппернейтер Ю. Б. «Общаться с ребёнком. Как?»
3. Карабанова «Психологические особенности детско-родительских отношений», 2004г.
4. Кравцова А. «Мама, давай вернём его аисту! Или как помочь ребёнку подружиться с братиком или сестричкой».
5. Корчак Я «как любить ребёнка».
6. Филиппова Г. «Ребёнок для родителей и родители для ребёнка» ж «Семья и школа» № 7,8 2001г.
7. Хоментаускас Г. Т. «Семья глазами ребёнка»