Наталья Шмитко
Конспект НОД по ФЦКМ «Река Раздольная и её обитатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Река Раздольная и её обитатели»
Интеграция: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»,
Задача: последовательное формирование у дошкольников целостной картины окружающего мира, ознакомление с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы, формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
Цели:
Образовательная область «Познавательное развитие» :
Публикация «Конспект НОД по ФЦКМ „Река Раздольная и её обитатели“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Речные обитатели, кто живет в реке
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
• Закреплять знания о п. Раздольное как о своей малой родине;
• Расширять знания о реке Раздольное и о её обитателях – рыбах;
• Дать представление о роли воздуха для жизни рыб (и в зимнее время года).
• Развивать:
- познавательный интерес детей, их экологическое сознание;
- умение логически мыслить и рассуждать;
- навыки проведения опытов, умение следовать инструкции;
• Способствовать осознанию взаимосвязи человека и природы;
• Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, обитателям рек.
Образовательная область «Развитие речи»
• Обогащать словарный запас детей, активизировать монологическую и диалогическую речь;
Образовательная область «Физическое развитие» :
-сохранение здоровья детей с помощью использования здоровьесберегающих технологий: динамической паузы, подвижных игр;
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- учить выполнять работу с помощью нетрадиционных техник рисования
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
- поощрение стремления детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний;
- совершенствование устной речи;
- продолжать развивать умение сдержанно, эмоционально рассказывать об интересных фактах, событиях; излагать свои мысли понятно для окружающих.
- уметь выслушивать чужое мнение;
- воспитывать чувство взаимопомощи, умение радоваться успеху других.
Предварительная работа:
• Рассматривание иллюстрированных книг, альбомов: «Рыбы наших вод», «Аквариумные рыбки», «Обитатели рек и озёр», «Морские обитатели», «Загадки об обитателях водоёмов».
• Беседа на тему «Что такое Родина?», «Что я знаю о своём посёлке», «Кто живёт на нашей территории», «Что такое заповедник» «Наша река», «Почему нужно беречь природу?», «Кто живёт в реке», «Отдых у реки», «Правила поведения у реки».
• Просмотр презентаций «Край, в котором я живу», «Моя малая родина- посёлок Раздольное», «Рыбье царство», «Растения родного края», «Дикие животные Приморского края»
• Экскурсия на сопку (вид реки Раздольная).
• Чтение рассказов: «Рыбка» (стр. 92 Т. М. Бондаренко). «Сказка про Сазанчика» И. Токмаковой.
• Разучивание стихов, пословиц.
• Рассматривание иллюстраций на тему: «Берегите живое».
• Изготовление полумасок речных рыб, экологических знаков.
Материал:
• Демонстрационный:
- презентация фильма о реке Раздольная, слайды с изображением речных рыб, одной морской, одной аквариумной; рыба в разрезе, сюжеты зимней рыбалки; мусор на берегу водоёмов. Ёмкость с водой, резиновая трубка, воздушный шарик, стеклянная бутылочка,
• Раздаточный : альбомных листа бумаги по количеству детей, клеёнки, салфетки, перчатки, кусочки поролона, гуашь синяя, стаканы с водопроводной водой и пластмассовые трубочки по количеству детей, кусочки пластилина, полумаски речных рыб, экологические знаки.
Ход занятия:
Организационный момент:
Дети, под музыку, друг за другом, входят в зал, останавливаются около своих мест и приветствуют гостей.
Воспитатель:- Ребята, давайте с вами вспомним, как называется край, в котором мы с вами живём.
Дети: - Мы живём в Приморском крае.
Воспитатель: А что мы родиной зовём?
Ребё нок читает стихотворение:
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем!
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
Воспитатель: Так значит, что такое Родина. (Родина-это то место где ты родился, рос, где находится твой дом, где ты ходишь в детский сад).
- А для нас Родина это что? (Это наш посёлок) А как называется наш посёлок (Раздольное).
Ребё нок читает стихотворение:
Здесь дышится свободно и привольно.
Мой край родной,
Посёлок мой –Раздольное!
За что тебя люблю, родной поселок?
Здесь вся природа дышит чистотой…
Об этом каждый знает здесь ребенок,
Расскажет о любви своей любой
-Почему так называется? (Раздолье–простор, широкое свободное пространство).
Воспитатель: -Я предлагаю вам посмотреть фильм о нашем посёлке.
Дети садятся на стулья
(Показ небольшого фрагмента из фильма о п. Раздольное)
Воспитатель: Что ещё мы знаем о своём посёлке?
Дети : Раздольное – посёлок большой, улицы широкие, стоит на пригорке. С одной стороны у нас сопки, с другой долина рек.
-А знаете ли вы ребята, как образовался наш посёлок?
Дети по очереди рассказывают:
- В давние, давние времена вдоль реки рос могучий лес – тайга. Было в том лесу много диких ягод, грибов. Водились в лесу дикие звери: кабаны, олени, лисы, тигры.
-Жили птицы: фазаны, совы, дрозды. В реке было много рыбы. По указу царя на берегу реки создали военный пост, для охраны границ России. Первыми обживать далёкую окраину пришлось людям военным.
-Чуть позже сюда стали переселяться семьи крестьян из других областей России. Обживались, наскоро сооружая мазанки - временные жилища из хвороста с глиняной обмазкой. Затем появились первые избы.
-Дома ставили вдоль реки, так как издавна люди селились на берегах рек, чтобы не только вести торговлю, но и прокормиться. Так и образовался наш посёлок, и назвали его Раздольное.
-Уникальность и большую значимость Раздольному придавало речное судоходство. Река была очень широкой, полноводной и глубокой. Весной, как только сходил лёд, к пристани в Раздольном швартовались лодки и шаланды, доставлявшие переселенцев и их пожитки. А также по реке курсировал небольшой пассажирский пароход «Пионер», который два раза в неделю доставлял пассажиров и грузы в Раздольное из?
Слайд?
Воспитатель: Так на берегу какой реки мы с вами живём?
Дети:- На берегу реки Раздольная.
Воспитатель: Сейчас наша река уже не такая широкая и глубокая как раньше и по ней не ходят пароходы, но она посей день славится рыбной ловлей.
(Показ слайдов).
Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку:
«Чешуя – кольчужка
Серебром горит
Не птица, не зверюшка
И не говорит!» (рыба).
- Догадались, о ком пойдет сейчас наша беседа? – о рыбках.
- Где живут рыбы?
Дети: -в воде: в реках, озерах, морях, океанах, водоемах, аквариумах (искусственные водоемы).
- Побеседуем о рыбах, живущих в нашей прекрасной реке.
- Каких речных рыб вы знаете? Назовите, пожалуйста (ответы детей).
В: -Вот какая красивая и разная рыба водятся в реке Раздольной. Можно сказать «Рыбье царство»- гордость нашей реки.
Игровые задания «Узнай и назови рыбу», «Найди лишнюю»
Слайды
На экране по одной появляются речные рыбы: карась, сом, сазан и т. д, акула и золотая рыбка. Дети называют их. Затем показ слайда речных рыб вперемежку с морской и аквариумной (акула и золотая рыбка). Дети отмечают, какие из них лишние и почему: акула – морская рыба, золотая рыбка – аквариумная (если затрудняются помочь).
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, слышат ли рыбы? (они слышат звуки, хоть у них нет снаружи ушей, но есть внутреннее ухо).
Проводится П/ игра «Внимательная рыбка»
-Дети в полумасках речных рыб «плавают» стайками и по одному.
Под быструю музыку бегают (плавают) по залу. На тревожную музыку замирают на месте. На спокойную музыку приседают.
Дети рассаживаются на свои места.
Воспитатель: Ребята, чем отличаются рыбы от других животных?
(Ответы детей)
-А хотите узнать, почему рыбы не тонут (Ответы детей)
Опыт «Рыбка – резвушка» (фронтальный)
- Мы с вами проведём опыт, но прежде чем начать я хочу вам кое-что показать (Показ слайда «Рыба в разрезе, воздушный пузырь»)
- У рыбы есть плавательный пузырь.
- Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь, его объем уменьшается, рыба идёт вниз.
- А когда нужно подниматься – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается и рыба всплывает.
Проводится опыт: В стеклянную прозрачную бутылку помещаем сдутый воздушный шарик, в который вставлена резиновая трубка, плотно обмотанная ниткой. Помещаем в ёмкость с водой бутылку. В бутылку наберётся вода и она опуститься на дно. Нужно дунуть в трубку, шарик в бутылке надуется и наша «рыбка» всплывёт. На поверхности шарик сдуем и «рыбка» вновь опуститься на дно.
Воспитатель: -Что делает наша рыбка? (опускается - погружается и всплывает).
-Что ещё помогает рыбакам плавать в воде? (хвост, плавники, туловище).
Туловище - обтекаемой формы, сжато с боков, заострено спереди и сужено сзади.
Хвост - как руль, помогает поворачивать вправо, влево.
Плавники – расположены на брюшке (брюшной, на грудке (грудной, на спине (спинной) плавник, есть и хвостовой плавник.
-А чем же дышат рыбы? (жабрами) (слайд).
-При дыхании у рыб двигаются жаберные крышки на голове.
- Какими органами мы дышим? (носом, легкими).
Предложить детям глубоко вдохнуть.
-Что мы вдохнули? Воздух. Он вокруг нас, но мы его не видим, т. к. он невидимка, прозрачный.
- Рыбы, как и люди, дышат … (воздухом).
- Есть ли воздух в воде?
Опыт «воздух в воде».
Воспитатель предлагает детям взять стакан с водой. Один конец трубочки опустить в воду, а другой взять в рот и осторожно подуть.
-Что наблюдаете? Откуда пузырьки? Вы выдохнули воздух, он в воде виден в виде пузырьков. Бросьте кусочек пластилина и на него тут же начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Это и есть воздух.
-В любом водоеме есть воздух, им дышат речные обитатели. Откуда же он берется в воде? ( Дети: из окружающей среды, насыщают воду кислородом растения, растущие на дне рек).
-Рыбам для хорошего самочувствия нужна чистая, свежая вода, в которой много воздуха. Если воздуха в воде мало, рыбы задыхаются: они подплывают к поверхности и хватают воздух ртом над водой.
-А когда в реке воздуха мало?
Дети: когда вода замерзает и превращается в лёд
Воспитатель: - Иногда лед бывает очень толстый - не только ходить, даже ездить можно по нему.
Вот тогда – то рыбам несдобровать! Как вы думаете, хорошо им живётся подо льдом? (рассуждения и высказывания детей).
Предложить закрыть нос и не дышать. Легко ли вам без воздуха? И рыбам порой его так не хватает.
Из-за толстого слоя льда, нет доступа воздуха к воде.
Рыбы хоть и подплывают к поверхности воды, но мало толка, только об лёд бьются, а воздуха вдохнуть не могут.
Слайд «Рыбы у льда»
- Вот и пошла отсюда поговорка «Бьётся, как рыба об лёд»
(Человек старается, хочет что – то сделать, а у него не получается).
- Как же мы с вами, люди, можем помочь рыбам? Чтобы они не задохнулись и не погибли зимой? (Прорубить окошки-лунки, проруби)
- Чем же можно прорубить лунки? (при помощи лома, ледоруба, бура, различных рыбацких приспособлений)
Слайд «Рыбак с ледобуром»
-Воздух будет поступать к воде, смешиваться с ней и это спасёт рыб.
Слайд «Щука в проруби»
Этим занимаются работники рыбнадзора, да и рыбаки, приходя на зимнюю рыбалку, помогают им в этом!
Слайд «Рыбаки»
Воспитатель: - Вы гордитесь тем, что живёте на берегу такой прекрасной реки «Раздольная»? (Да).
Воспитатель: Почему?
Дети: - Она нас и угощает и спасает от летнего зноя, помогает быть здоровыми, радует и веселит в любое время года.
Воспитатель: - А люди порой относятся к реке и её обитателям небрежно. Не соблюдают «правила этикета».
Показ слайда
Воспитатель: - Как же мы все должны поступать, чтобы сохранить красоту и богатство наших рек, рыбье царство и всех обитателей?
Дети берут расположенные на фланелеграфе экологические запрещающие знаки, нарисованные совместно с родителями, демонстрируют и рассказывают о их содержании и назначении (не засорять реки - не бросать мусор, не мыть на берегу, в реке транспорт, не ловить мальков и головастиков, не мучать лягушек, не пугать в камышах уток и гусей. Если увидишь живую рыбку на берегу, помоги ей добраться до воды в свой домик).
Защита детьми экологических знаков:
1-й ребёнок
У живности свои заботы,
И каждая – дитя природы.
А для природы все важны,
Полезны очень и нужны!
2-й ребёнок
У реки свои зверюшки:
Улитки, рыбки и лягушки…
И хоть их водится тут много
Ты их, пожалуйста, не трогай!
3-й ребёнок
Если речку не беречь
Перестанет речка течь
Зарастет высокою
Острою осокою
4-й ребёнок
Ты разный сор в траве не оставляй,
Не зарывай в песок и в воду не бросай!
Не засоряй прекрасный водоем –
Ведь мы еще не раз сюда придем!
5-й ребёнок
Ты у реки и в ней – велосипед не мой!
На нем ведь масло, грязь, мазут.
Речные обитатели умрут!
Такая грязная вода –
Для рыбок настоящая беда!
6 - ребёнок
Воспитатель: А какие вы знаете поговорки и пословицы о природе?
Дети:
-Кто природу губит, тот свой народ не любит!
-Кто умеет добрым быть, сможет природу беречь и любить!
-Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!
Воспитатель: -Ребята, я для вас подготовила загадку: посмотрите перед вами листы бумаги, угадайте кто здесь нарисован? (Дети садятся за столы. Перед ними лежат листочки с заранее нарисованными воском силуэтами рыбок. Дети отмечают, что ничего не видят).
Воспитатель: - Предлагаю вам закрасить лист синей гуашью и посмотреть что же получиться? (Дети закрашивают поролоновыми губками листы бумаги синей гуашью). На бумаге проявятся невидимые ранее изображения рыбок.
Воспитатель: - Что у вас получилось (Рыбки)
Воспитатель: Молоды ребята! Справились с заданием, отгадали загадку. А сейчас расположите на столе свои листочки так, чтобы получилась река. (Дети выполняют задание).
«-Рыбки плавают, резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
-Куда хотим, туда плывем
Река наш дом «Мы в ней живем!»
Дети прощаются с гостями и под музыку выходят из зала.