Валентина Малышева
Мастер-класс «Ребенок в мире простых предметов»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
Тема: «Ребенок в мире «простых» предметов».
Цель: Обобщение опыта работы по развитию творческого потенциала дошкольников, по активизации самостоятельно-поисковой деятельности.
Задачи:
Познакомить участников мастер-класса с необычными приемами использования обычных предметов для развития воображения, творческого мышления и творческой активности дошкольников.
Стимулировать креативную мысль педагогов.
Вступительное слово:
Публикация «Мастер-класс „Ребенок в мире простых предметов“» размещена в разделах
- Добрый день, свое выступление хочу начать с таких слов: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» Антуан де Сент-Экзюпери
Актуализация.
- Мир детской фантазии огромен и многообразен. Именно из таких мечтателей о настоящей собаке, вырастают творческие люди.
- Зачастую, мы не обращаем внимание на чудесный дар детей видеть в простых вещах – необычное, волшебное. Этот дар объясняется отсутствием стереотипов мышления, которые зачастую формируют взрослые. Наше время – это время перемен. Сейчас нужны дети, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
- Как вы думаете, что мешает развитию детского творчества?
СХЕМА – «Ромашка – варежка» (5 лепестков-варежек, на которых написаны причины)
Основная часть.
- Основываясь на нестандартности мышления дошкольника, были взяты на вооружения предметы, с которыми ребенок соприкасается и использует каждый день в обычной жизни. Поэтому предлагаю рассмотреть, такой обычный предмет, как ВАРЕЖКА.
- Такой простой предмет как ВАРЕЖКА может стать предметом нашего пристального внимания, при изучении, например, темы «Одежда» или «Зима».
Предложите варианты использования ВАРЕЖКИ во всех направлениях образовательной деятельности:
попробуйте найти необычное применение ВАРЕЖКЕ.
Составляю схему на магнитной доске.
1. СХЕМА
Физическое развитие:
области
1. Формирование представлений о ЗОЖ
2. Физическая культура
Социально-коммуникативное развитие:
области
1. Социализация
2. Безопасность (варежка-прихватка)
Познавательное развитие
1. Развитие познавательно-исследовательской деятельности (сенсорные варежки)
2. ФЭМП (варежки для счета)
Речевое развитие:
области
1. Развитие речи
2. Приобщение к художественной литературе
Художественно-эстетическое развитие:
области
1. Художественное творчество
2. Музыкальное развитие
- У каждого из вас появилась своя, не похожая на другого, мысль. Думаю, этому способствовало отсутствие образца. А теперь я хочу поделиться своим опытом работы с этим простым предметом.
Презентация слайдов из собственного опыта работы.
(СЛАЙДЫ)
- Поэкспериментировав с ВАРЕЖКОЙ во всех видах детской деятельности у детей появилась основа для сочетания, комбинирования, придумывания новых вариантов использования варежки в самостоятельной творческой деятельности.
2. СХЕМА на СЛАЙДЕ
- Для развития детского творчества должна возникнуть ситуация, в которой ему необходимо разрешить какое-то противоречие. Причем ситуацию может создать сам воспитатель посредством использования методов активного обучения, либо эта ситуация возникла спонтанно.
(рисую схему)
Практическая часть:
- Сейчас я предлагаю вам самим создать творческий продукт, используя метод фокальных объектов, а точнее его самый простой вариант «Каталог».
(Раздаю участникам мастер-класса альбомные листы, на которых нарисован силуэт варежки, а в углу листа картинка с изображение какого-либо предмета или животного).
- Первый шаг: напишите 5 – 8 определений предмета, нарисованного в углу листа. Обратите внимание, что определения должны касаться различных характеристик предмета – цвет, форма, фактура, характер, состояние и т. д.
- Второй шаг: наделите варежку этими характеристиками и отразите это в рисунке графически.
- Получаемый в результате образовательный продукт непредсказуем. Каждый ребенок решает ее по-своему. И задача педагога дать ребенку возможность раскрыть свой творческий потенциал.
- Сейчас мы вместе с вами попробуем сделать этот неповторимый продукт.
С аудиторией!
Игры на формирование умения выявлять функции объекта
Метод фокальных объектов
Совершенствуемый объект
Фонарик.
Случайные объекты
Очки, валенок, парашют.
Характерные свойства или признаки случайных объектов
1. Очки: солнечные, защитные, модные.
2. Валенки: теплые, мягкие, деревенские.
3. Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.
Новые сочетания
1. Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.
2. Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.
3. Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.
Новые идеи
1. Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения.
2. Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных.
3. Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.
«Что умеет делать?»
Правила игры: Воспитатель называет предмет (в среднем возрасте его можно показать или загадать с помощью игры "Да-Нет" или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
Варежка: может греть, защищать от холода и ветра руки, порваться, цветной, растягиваться, теряться, являться атрибутом украшения нашего стиля
«Чем был - чем стал» (с 4-х летнего возраста)
Правила игры:
1-ый вариант: Воспитатель называет материал (глина, дерево, ткань, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют… (шерстяные нитки или шерсть – варежки, свитер, носки, шарф)
2-ой вариант: и наоборот, воспитатель называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении.
Конец рисованию!
- Обратите внимание на то, что у вас получились совершенно разные варежки, не похожие друг на друга. Это и есть наша цель. Создание неповторимого непредсказуемого образовательного продукта.
- А теперь, я хочу предложить вашему вниманию опыт своей работы, по внедрению простых предметов в развивающую среду группы.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Развивающая среда в группе»
ИТОГ:
Ребенок при рождении обладает всеми потенциальными человеческими возможностями, которые развиваются при благоприятных, социальных и культурных условиях в семье и во внешней среде, к которой относится детский сад. Просто надо помочь раскрыться каждому ребенку.
Задача воспитателя создать условие для интеллектуального, нравственного эмоционального самовыражения, для развития способностей детей в различных видах деятельности.