ГАЛИНА БЛАГОРОДОВА
Проект развития краеведения в ДОУ «Люблю тебя, мой край Донской»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Введение.
2. Основной этап проекта «Люблю тебя, мой край Донской»
3. Заключение.
4. Литература.
Нравственно патриотическое и гражданское воспитание - важная задача отечественной педагогики. Государственная программа Министерства образования Российской Федерации «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» ориентирована на повышении общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях всех уровней.
Темочки:
- Моя малая Родина, край, город. Краеведение
- Проекты, проектная деятельность
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Темочки
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, который начинается с воспитания любви к близким, детскому саду, к родному посёлку, городу, к родной стране.
Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формируют у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Задача педагогов и родителей, как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья.
В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.
Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать. Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет.
Актуальность рассматриваемой темы я связываю в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного края и нашего посёлка, и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным селом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом. Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.
Проблема: Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения, черпаемые малышами из окружающего мира довольно скудны и разрозненны. Как гласит народная мудрость - «Дерево без корней гибнет». Поэтому процесс ознакомления с родным поселком и краем должен быть разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями.
Гипотеза.
Если использовать методы и формы проекта в своей работе, то мы заинтересуем детей и их родителей к дальнейшему развитию интереса к истории своего края, тогда можно считать, что цель проекта будет выполнена.
Участники проекта :
Воспитанники ДОУ.
Педагоги.
Родители.
Совместная деятельность с детьми и родителями.
Цель проекта : Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного села, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю. Воспитывать любовь, чувство гордости к своей малой родине.
Задачи проекта : Сформировать у детей представления о своей семье, своем детском саде, о своем поселке, о крае, в котором мы живём. Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края. Развивать бережное отношение к селу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе. Знакомить детей с наиболее значимыми объектами, символикой, традициями, соотечественниками родного края.
Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.
Воспитывать чувство гордости за своих земляков и эмоционально-ценностное отношение к краю. Учить беречь свою малую родину, поддерживать традиции. Повышать интерес, компетентность родителей в данном вопросе, привлекать их к реализации проекта.
Риски проекта :
-дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, особенностях местных традиций;
-для родителей вопросы воспитания патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Ожидаемые результаты: через систему разнообразных мероприятий у детей повысится интерес к родному краю, достопримечательностям, ярким событиям, культуре и традициям своего народа;
Роль родителей в реализации проекта :
Беседы с родителями о важности проблемы патриотического воспитания;
Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»;
Выставка рисунков «Мой родной посёлок» (совместно с родителями);
Анкетирование родителей «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ».
Вид проекта : информационно-творческий, познавательный, групповой.
Срок реализации проекта : краткосрочный апрель -май 2023г.
«Мой родной поселок», «Моя семья», где дети знакомятся с основными объектами своего поселка, учатся ориентироваться в близлежащих к детскому саду улицах, учатся понимать значение семьи в жизни человека.
«История родного края», дети вспоминают как выглядит с герб, флаг Ростовской области.
«Природа родного края», где дети знакомятся с животным и растительным миром Донского края, о необходимости бережного, заботливого отношения к природе, роли человека в охране окружающей среды.
«Достопримечательности Ростовской области», здесь дети знакомятся с историческими объектами родного края.
«Народные традиции нашего края», где дети знакомятся с казачеством, русским народным костюмом, с изделиями народных умельцев нашего края, с православными традициями.
«Люди, прославившие Донской край» знакомит детей писателям М. А Шолоховым,
Для более успешной реализации проекта использовались различные виды деятельности: непрерывная образовательная деятельность, игровая деятельность, продуктивная деятельность, самостоятельная деятельность, работа с родителями.
2. Основной этап проекта «Люблю тебя, мой край Донской»
Этапы проведения и реализации проекта :
1 этап – подготовительный.
Задачи.
1. Познакомить родителей со значимостью проектной деятельности в детском саду.
2. Выбрать методы реализации проектной деятельности.
3. Создать материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
1)Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии).
2) Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.
3) Дидактические игры.
4) Выставка книг с произведениями Шолохова.
2 этап – практический.
Содержание проектной деятельности
Беседа, рассматривание фотографий.
Экскурсия по станице.
«Моя семья».
Прививать детям чувство гордости за свою семью.
Описательные рассказы детей о семье.
«История возникновения Донского края».
Познакомить детей с историей возникновения нашего края.
Воспитывать интерес к истории родного края.
Презентация «Мой край Донской».
«Природа родного края»
Воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру нашего края.
Просмотр презентаций: «Перелётные птицы», «Исчезающие виды растений», «Заповедник».
«Флора и фауна родного края»
Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире нашей области.
Рассматривание иллюстраций, картинок, просмотр презентаций «Животные Донского края», «Цветы», «Заповедники Ростовской области», «Водоёмы».
Дидактическая игра «Рассели птиц и животных».
НОД «День земли»
«Кому что нужно для работы», «Угадай профессию»
Учить детей отличать профессии села от профессий города.
Беседа о родах войск. Знать и различать виды войск, их предназначение. Воспитывать уважение к защитникам Отечества.
Формирование чувства патриотизма.
Презентация «Дети герои войны».
Экскурсия к памятнику «Клятва».
Продолжать формировать у детей представления о празднике Дня Победы, познакомить с ветеранами ВОВ. Формирование чувства патриотизма. Досуг «9 Мая День Победы».
Продолжать знакомство с традициями русского народа, воспитывать желание знать историю своего народа.
Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени, с одеждой казаков и русских людей.
«Творческие люди нашего края».
Познакомить детей с бытом писателя М. А. Шолохова.
Работа с педагогами
Работа с родителями детей.
Анкетирование родителей.
Предполагаемые результаты:
Пробуждение интереса к истории и культуре своего поселка, любви к родному краю.
Формирование чувства национального достоинства, ответственности, чувства гордости за свой родной поселок, желание сохранить его чистым и красивым.
Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятникам.
3. Заключение
Не следует ждать от детей и взрослых форм проявления любви к родному селу. Но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории поселка, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил село, начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе малой Родины.
Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так, как только на основе
прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.
А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение - народ без будущего.
4. Используемая литература.
1. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». - М. : ЦГЛ, 2004. - 156 с.
2. Журнал «Воспитатель ДОУ» №5 2015г.
3. Журнал «Воспитатель ДОУ» №6 2015г.
4. Журнал «Управление ДОУ» №8 2006г.
5. Журнал «Управление ДОУ» №7 2006г.
Приложение
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Краеведческое воспитание в семье и ДОУ»
Уважаемые родители!
Предлагаем вам ответить на следующие вопросы:
1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «краеведческое воспитание»? Считаете ли вы необходимым и возможным начинать краеведческое воспитание с дошкольного детства? Почему?___
2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие поселка, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру? ___
3. Какими способами вы повышаете уровень компетенции ребенка в вопросах культуры и истории родного поселка, края?
___
4. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить?___
5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного поселка, края?___
6. Знаете ли вы, что и как рассказывать ребенку о родном поселке?
___
7. Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным поселком и его историей? Назовите известные источники.
___
8. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка?
___