Шурыгина Наталья
Проект «Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством художественного ручного труда»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
Все начинается с детства – истина, не требующая доказательств, поэтому и мы педагоги и родители современных дошкольников все более озабочены проблемой эффективного развития ребенка.
Перед нами стоит центральная проблема, как воспитывать, обучать и развивать малыша, чтобы это соответствовало его природе, уникальным возрастным особенностям, индивидуальным склонностям и интересам. Начиная с дошкольного возраста нужно готовить ребенка к принятию самостоятельных, творческих решений, умению ориентироваться в современном мире. Для того, чтобы он творчески развивался сам, нам взрослым необходимо создать такие условия жизнедеятельности, которые вызывали бы у детей потребность к творчеству и преобразованию себя.
Публикация «Проект „Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством художественного ручного труда“» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
В этом контексте, особый интерес представляет содержательная творческая деятельность, реализуемая в детском художественном ручном труде.
Сегодня проблема творческого развития и саморазвития личностиребенка дошкольника приобрела особую актуальность.
Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию действительности способствует художественный ручной труд, который воспринимается детьми с удовольствием, как увлекательная игра.
Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания.
В. А. Сухомлинский подчеркивал: «Ручной труд способствует разностороннему развитию личности ребенка. Художественно – творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому, так важно включать в педагогический процесс детского сада художественный ручной труд».
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики;
Теоретическая значимость работы по теме, заключается в обобщении, систематизации и расширении современных представлений об использовании различных технологий ручного труда в детском саду, для всестороннего развития дошкольников.
Практическая значимость работы по теме, определяется тем, что различные технологии ручного труда : изготовление поделок из бумаги, природного материала и ткани, позволяют решать поставленные выше задачи и развивать целый ряд умений и способностей у детей дошкольников.
Художественный ручной труд – есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно - эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, отдыха.
В программе детского сада, ручной труд включает работу с разнообразными материалами: с бумагой, природным материалом, тканью. Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов, составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания.
Таким образом, есть все основания рассматривать ручной труд, как важный элемент содержательного воспитания детей.
Ручной труд предоставляет детям возможность употребить на практике начальные знания из области рисования, аппликации, конструирования, а также использовать опыт их собственных жизненных наблюдений. Занимаясь ручным трудом в детском саду, у детей создается не только определенный аппарат действий, знаний и навыков, но и увеличивается потенциал развития. Ребенок становится более уверенным в себе, а значит, свободным в выборе целей и нахождении путей для их достижений.
В практической деятельности, которой является ручной труд, ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданной им красивой поделке, огорчается, если что – то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах, материалах и их свойствах, о различных способах и разнообразных технологиях создания предмета. Углубляются представления дошкольников об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают конструктивными, творческими, изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать. Наряду с этим развиваются оформительские способности, которые проявляются при оформлении открыток, композиций, помещений к празднику; театральные способности - обыгрывание сложных моделей, инсценирование с их помощью сюжетов произведений детской литературы.
Ручной труд развивает у детей полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за неё, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше.
Кроме того, ручной труд – важнейшее средство формирования нравственно – волевых качеств: настойчивости, взаимопомощи, внимательности и других, которые необходимы в дальнейшей жизни ребенка.
Этот вид деятельности благоприятно воздействует на развитие внимания и формирования памяти: дети запоминают термины, приемы изготовления поделок, а также способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранные в памяти знания и умения.
Занятия ручным трудом имеют огромное значение для развития речи дошкольников, они дают возможность более точно дифференцировать пространственные связи и употреблять более конкретные словесные выражения и термины, развивают коммуникативные качества детей.
Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, является средством развития мелкой моторики, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук.
Еще В. А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Таким образом, можем сделать вывод: занятия ручным трудом оказывают огромное влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка.
Цель и задачи проекта :
Цель:
Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных «бросовых «материалов в творчестве продуктивной деятельности.
Задачи:
1. Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами применения различных материалов, формировать интерес к творческой деятельности.
2. Воспитать качества человеческого труда – трудолюбия, ответственности, умение довести начатое дело до конца.
3. Способствовать овладению младшими дошкольниками техническими приемами работы с различными материалами.
4. Развить умение планировать, создавать поделку по образцу, по собственному замыслу.
5. Способствовать познанию свойств материала, желанию экспериментировать и творить с ними.
6. Содействовать знакомству родителей с применением различных нетрадиционных материалов в творческой деятельности; стимулировать их совместное творчество с детьми.
Ожидаемые результаты проекта :
Для детей :
- повышение уровня творческого развития детей раннего возраста;
- развитие индивидуальных особенностей в художественной деятельности;
-развитие коммуникативных качеств у детей раннего возраста;
- повышение интереса к художественно-продуктивной деятельности
Для родителей:
- участие родителей в творческой деятельности д/с и в образовательном процессе, направленном на развитие творческих способностей их детей;
- повышение педагогической культуры родителей по проблеме приобщения детей раннего возраста к художественному ручному труду.
Для педагогов:
- повышение компетенции педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности;
- пополнение предметно-развивающей среды.
Этапы реализации проекта :
1 этап- Информационно- подготовительный
1. Определение целей и задач проекта;
2. Подбор методической литературы, интернет ресурсов по данной теме инаглядно-демонстрационного, раздаточного материала;
3. Ознакомление родителей с проектом;
4. Выявление уровня педагогической культуры у родителей по приобщению детей раннего возраста к художественному ручному труду (анкетирование);
5. Консультации для родителей «Развитие творчества, фантазии, изобразительных способностей в процессе ручного труда», «Развиваем фантазию детей применяя природный и бросовый материал».
2 этап- Практический
1. Дидактические игры с природным материалом.
2. Знакомство детей с разнообразием природного, бросового материалов и использование его в изготовлении поделок (трубочки, шишки, палочки, фантики, крышечки, баночки, коробочки, поролон, пробки, ячейки из яиц и мн. др.).
3. Показ способов применения природного и бросового материала для изготовления поделок.
4. Организация совместной работы с детьми по созданию поделок из природного и бросового материала.
5. Обобщение результатов работы. Формулировка выводов.
Реализация проекта :
Месяц Тема Задачи Материал
Сентябрь Сбор природного и бросового материала Выявления уровня развития мелкой моторики рук; уровнянавыковдетей. Обогащение развивающей среды Листья, плоды, шишки, трубочки, коробочки и мн. др.
Октябрь Прод. деятельность «Грибочки», пальчиковая гимнастика «Аленка», физкультминутка «Боровик», муз. КомпозицияТ. Потапенко «Мы идем по дорожкам». Создать образ грибочка в сотворчестве с педагогом, развивать мелкую моторику рук. Скорлупа грецких орешков, пластилин.
Ноябрь Прод. деятельность «Рыбка», пальчиковая гимнастика «Подводный мир», физкультминутка «Пять маленьких рыбок», муз. Композиция «Котенок Котэ» (из серии 44) Сформировать представление о нетрадиционном способе использования одноразовой посуды, развивать навыки работы с фетром и бросовым материалом. Бумажная тарелка (заготовка в виде рыбки, уже раскрашенная, фантики от конфет, бумажнаясалфетка, фетр
Декабрь Прод. деятельность «Мышонок», пальчиковая гимнастика «Вышли мыши как-то раз», физкультминутка «Тишина», муз. композиция «Ходит, ходит черный кот» Учить детей работать по показу воспитателя. Закрепление работы с различными материалами. Используется способ вдавливания. Скорлупа грецкого ореха, семечки подсолнуха, нитка, пластилин, бумага
Январь Прод. деятельность «Снежинки», пальчиковая гимнастика «Ладошки», физкультминутка «Падает снег», музыка «Новогодняя» Формировать умение конструировать (собирать)из бросового материала поделку, дополненную деталями для выразительного образа. Ватные палочки, пробки, белый пластилин.
Февраль Прод. деятельность «Зернышки для птичек», пальчиковая гимнастика «Синичка», физкультминутка «Поиграем?», музыка «Шум леса» Сформировать знания детей по технологии изображения птиц из природного материала, а также формирования полного образа об образе жизни птиц зимой в лесу используя бросовый, природный материал Лист с изображением птицы (заготовка из бумаги, клей, гречневая крупа, пшено, салфетка бумажная, перышки.
Март Прод. деятельность «Снеговик», пальчиковая гимнастика «Снежинка упала», физкультминутка «Падает снег», музыка «Шум леса» Формировать навыки аккуратного обращения с хрупким, мягкимматериалом, желание использовать разнообразие материалов, сочетать материалы в одной работе. Ватные диски, бумага, фломастер, клей, картон, гуашь белого цвета.
Апрель Прод. деятельность «Бусы». Физкультминутка «Варим мы компот», пальчиковая гимнастика «Греем ладошки», музыка «Любимая мама». Формирование умения нанизывать мелкие и крупные предметы (макаронные изделия на нитку в чередовании, вызвать интерес к созданию красивого украшения, изготовленного своими руками. Макароны, тесьма.
Май Прод. деятельность «Цыпленок». физкультминутка «Встречаем весну», пальчиковая гимнастика «Домашние птицы», музыка «Весенняя». Продолжать учить детей скатывать из пластилина шарики, расплющивать их ладонями, прикреплять к основе, развивать мелкую моторику Яйцо от киндера, пластилин (красного,оранжевого,желтого цвета-на выбор ребенка).
Работа с родителями:
-презентация итогов проекта;
-буклеты для родителей;
- анкетирование;
-заготовка бросового и природного материала;
- участие семей в фотовыставке «Чудо поделки» в рамках группы, «Моя фантазия»;
- оформление в группе центра творчества для самостоятельной деятельности воспитанников;
- творческие задания для совместной деятельности детей и родителей с целью развития творческих способностей детей :
- организация выставки детских и семейных работ для проведения тематических занятий в группе.
Использование ИКТ в реализации проекта :
-составление проектного материала;
-использование в рамках проведения мастер-классов для родителей детского сада по реализации проекта.
3 этап- Заключительный
1. Подведение итогов проектной деятельности;
2. Анализ результатов проекта
3. Организация выставки детских книг по русским народным сказкам.
Вывод:
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественному ручному труду. Теория и практика современного детского художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной и полезной творческой продуктивной деятельности в целях всестороннего развития детей. Творческие работы, созданные своими руками, развивают мышление и воображение ребенка, обогащают его эмоции и фантазии.
Ценность художественного ручного труда в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком.
Известно, что ребенок проявляет интерес к той или иной работе, если она ему интересна.
С целью ознакомления родителей с темой проекта были проведены : родительские собрания, консультации, анкетирование, составление папок раскладок, направленные на приобщение детей к эмоционально-положительной творческой атмосфере, пробуждению чувства любви, уважения, сопричастности к полезной творческой продуктивной деятельности.
Условиями успешности организации ручного трудаможно выделить : использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах, создания музея детских поделок. А также создание предметно-развивающей среды в группе, свободный доступ к материалам творчества и возможностью экспериментирования с ними.
Итак, подводя итог, можно отметить – художественный ручной труд является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую среду воображения и фантазии.
Творчество всегда было и остается основным источником формирования правильной развития личности. Творчество и ручной труд обогащает не только интеллект, словарный состав, онозаставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественному ручному труду, научить ребенка любить сам процесс работы руками.
Используемая литература:
1. «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду
2. «Методика обучения изобразительной деятельности» под ред. Комаровой Т. С., Москва, Просвещение, 1992
3. «Разноцветные песенки: творческо-эстетическое развитиедошкольников в процессе изобразительной деятельности» Псковский вольный институт сайт
4. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству» научный. «Озорной карандаш руководитель Безруких М. М.
5. Алексеевская Н» Москва, Лист, 1998
6. Венгер Л. А., Венгер Н. Б., Пилюгина Э. Г. «Воспитание сенсорнойкультуры ребёнка»
7. Выгорский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте»
8. Гудилина С. И. «Чудеса своими руками», Москва, Аквариум, 1998
9. Доронова Т. Н. «Обучаем детей изобразительнойдеятельности»Москва, Школа – Пресс, 2005
10. Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»
11. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. «Обучение детей 2 – 4 лет рисованию в игре», Москва, Просвещение, 1992
12. Зимина М. «Учимся лепить и рисовать (от простого к сложному)»
13. Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники)
14. Казакова Т. Г. «Изобразительная деятельность младшихдошкольников»
15. Казакова Т. Г. «Детское изобразительное творчество»
16. Комарова Т. С. «Изобразительное творчество в детском саду»
17. Копцева Т. А. Методические рекомендации к программе «Природа ихудожник» Москва, 1994
18. Копцева Т. А. Программа «Природа и художник», Москва, 1994
19. Лопатина А., Скрепцова М. «Краски рассказывают сказки» Москва, Амрита – Русь, 2004
20. Лыкова И. А. учебно-методические пособия по возрастам программе к «Цветные ладошки», Москва, Карапуз - Дидактика,
21. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки»»