Светлана Анатольевна
Проект «Развитие связной речи у дошкольников посредством мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения.
Главной и отличительной чертой современного общества является замена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников.
Публикация «Проект „Развитие связной речи у дошкольников посредством мнемотехники“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2024
Владение родным языком – это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и звукопроизношение. Вот почему так важно создавать условия для хорошей связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен.
Наглядность – один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса.
В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание. Успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
В настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.
Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание информации у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Как сформировать речь ребенка, пополнить ее словарный запас. Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи? Все ответы на эти вопросы мы нашли в методике – мнемотехника.
Для того чтобы получить ответы на все поставленные вопросы был разработан проект «Развитие связной речи у дошкольников при помощи мнемотехники».
Актуальность данного проекта определяется той ролью, которую играет мнемотехника в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста, так как связная речь является основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе.
Новизна проекта заключатся в обосновании педагогической методики и поиске педагогических условий развития речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.
Участники проекта : в реализации проекта принимают участие дети 6 – 7 лет, родители воспитанников, воспитатели группы, учитель-логопед.
Цель проекта : развитие связной речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.
Задачи проекта
для детей:
- закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений;
- совершенствовать связную речь в ходе рассказов по темам проекта;
- способствовать развитию образного и логического мышления;
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
- радоваться вместе с детьми успехам, результатами деятельности.
для педагогов:
- повышение профессионального мастерства, интереса к проблеме развития связной речи через знакомство педагогов с приемами мнемотехники.
- внедрение в педагогический процесс опыта работы по данной проблеме.
для родителей:
- повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности.
- овладение родителями мнемотехническими способами работы и использование их дома.
Предполагаемые результаты:
- появится умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений;
- пополнение и активизация словарного запаса детей;
- развитие логического и образного мышления, совершенствование связной речи;
- умение договариваться и работать слажено;
- обратиться к взрослому с вопросом;
- умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике.
Формы проведения итоговых мероприятий:
- чтение стихов,
- пересказ рассказов.
Продукты проекта :
для детей:
- картотека мнемотаблиц по сказкам, стихотворениям.
- мнемодорожки
- мнемопоговорки, мнемозагадки.
- дидактические игры по мнемотехнике
для педагогов:
- пополнение картотеки наглядным материалом (фотографии, картинки из сказок, рассказов).
- пополнение картотеки стихов;
- пополнение картотеки мнемосхем к стихам, сказкам, рассказам;
- презентация проекта : «Мнемотехника – как средство развития связной речи у дошкольников»
для родителей:
- совместные работы родителей по изучению стихов по мнемосхемам;
- консультации и беседы с родителями на тему «Мнемосхема- как средство развития речи у дошкольников»;
Ожидаемые результаты:
для детей:
- появится умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений;
- пополнение и активизация словарного запаса детей;
- развитие логического и образного мышления, совершенствование связной речи;
- умение договариваться и работать слажено;
- умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике.
для педагога:
- повысится уровень педагогической компетентности; профессиональный рост;
- удовлетворенность работой;
- систематизация и повышение качества работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательных способностей и развитию речи.
для родителей:
- повысится интерес к совместной деятельности по развитию речевых способностей детей;
- гармонизируются детско-педагогические отношения;
Реализация проекта
I этап. Поисково-теоретический. Организационный:
Теоретический анализ литературы по проблеме формирования связной речи у дошкольников.
Определение критериев и уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возрастаю.
Изучение методических разработок по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.
II этап. Внедренческий:
Составление перспективного плана работы по развитию связной речи средствами мнемотехники.
Разработка серии конспектов в соответствии с лексическими темами.
Организация консультаций.
III этап. Результативный.
Период рефлексии, анализ и обобщение результатов, формулировка выводов, составление рекомендаций, участие в семинарах, конференциях различного уровня;
Обогащение знаний детей, педагогов и родителей через разнообразные формы работа.
Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Под связной речью понимается развернутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое смысловое целое.
Речь считается связной, если для нее характерны:
- содержательность (хорошее знание предмета, о котором говориться);
- точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);
- логичность (последовательное изложение мыслей);
- ясность (понятность для окружающих);
- правильность, чистота, богатство (разнообразие).
Связная речь старших дошкольников является мощным резервом их умственного развития. По мнению исследователей, существуют две разновидности связной речи – диалог и монолог. Монологическая речь - более сложный вид связной речи. Говоря о монологической речи, имеется в виду формирование связного высказывания или, по определению лингвистов, умения создавать текст. Монолог - это речь одного человека, обращенная к одному или нескольким слушателям. В дошкольном возрасте основными видами монологической речи являются пересказ и самостоятельный рассказ. Всеми рассмотренными видами связной речи ребенок овладевает постепенно, начиная с самых простых ее форм, то есть с диалогической речи.
Диалогической речью ребенок овладевает непроизвольно, поскольку она тесно связана с его практической деятельностью и используется им для установления контакта и сотрудничества со взрослым в процессе игр и других занятий. Ребенок обращается к взрослым с различными вопросами и просьбами о помощи и старается понять их ответы, то есть этот вид речи ему жизненно необходим.
В речи детей существуют множество проблем, односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение, бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений, бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Таким образом, можно сделать вывод, что речевое развитие детей старшего дошкольного возраста — это период наиболее благоприятный для развития диалогического общения с взрослыми и сверстниками.
Методы работы.
Словесный метод - рассказ, беседы воспитателя чтение художественных произведений, составление описательных рассказов.
Наглядный метод: показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.
Практический. Составление мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.
Методология.
При экспериментальном обследовании дошкольников (П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, С. Н. Карпова, Д. Б. Эльконин) выяснилось, что многие знания, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.
В своей работе опирались на работы Т. В. Большевой (коллаж, Т. В. Воробьевой, (сенсорно-графические схемы) В. П. Глухова, (блоки-квадраты) Л. Н. Ефименковой (схемы составления рассказа, Т. А. Ткаченко (предметно - схематические модели). На основании анализа научной литературы выделили следующие подходы в работе с технологией мнемотехника :
Системный – технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания.
Личностный – с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка.
Деятельностный – развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои.
Диалогический – процесс обучения происходит в форме диалога.
Культурологический – ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить.
Информационный – ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире.
Проект опирается на обще дидактические принципы:
Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка.
Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
Принцип интеграции: интеграция на уровне содержания и задач психолого- педагогической работы; интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса; интеграция детской деятельности.
Механизм реализации проекта
В течение одного года будет проведена работа над проектом «Развитие связной речи посредством мнемотехник».
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и многое другое, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Для детей, особенно, в первый год обучения целесообразно давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, ёлочка – зелёная и т. д.
Работа с мнемотаблицей делится на нескольких этапов:
1 этап – Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап – Осуществляется перекодирование информации, т. е преобразование из символов в образы.
3 этап – После перекодирования информации осуществляется пересказ сказки (рассказа, стихотворения с опорой на символы в образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
При этом пересказ сказки, рассказа, стихотворения могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого.
Дети учатся заменять ключевые слова в предложениях значками- символами; зарисовывать предметы и явления природы символами.
Самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполняют схему-модель как план пересказа.
Изученный материал закрепляется путём неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель.
Дети сами с удовольствием придумывают свои собственные модели-схемы и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.
Как и вся работа начинается от простого к сложному, с простейших мнемокарточек.
Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей заучивание стихов вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того, чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов, необходимо использовать приём мнемотехники, ориентированный на наглядно - образное мышление детей. В мнемотаблице схематически возможно изображение героев, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно изобразить всё то, что они считают нужным, и так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Далее идёт заучивание стихотворения по мнемотаблице, что всё очень просто и понятно детям. Заучивание стихотворения по мнемотаблице, помогает детям запомнить логическую последовательность символов, помогает освоить элементы рассказывания.
Более подробно нужно остановиться на применении схем при заучивании стихотворений. Использование опорных рисунков облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов.
Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Подобрав стихотворение, выразительно прочитываю и по ходу чтения изображаю текст. Можно предложить детям прочитать стихотворение хором, группами, по одному, по желанию. Затем таблицу – рисунок поместить в группе на видном месте и в течение дня дети могут по желанию рассказывать текст.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения необходимо разрабатывать и составляю свою мнемотаблицу, подбирать рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создать мнемотаблицы.
Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного, и предоставляется возможность воспроизвести текст детьми с опорой на рисунки.
Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы. Практика показала, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом «рисуют» его.
Постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком.
Разучивание стало для наших детей делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит : «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики». Таким образом чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше будет развитой связная речь-показатель умственных способностей.
Необходимо подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей.
Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Перспективный план работы
СЕНТЯБРЬ.
1. «Расскажу я вам ребята». (знакомство с готовыми мнемокарточками)
2. Составление простых предложений о родном городе с использованием мнемокарточек.
3. Знакомство с мнемодорожкой. Составление описательного рассказа по лексической теме «Овощи»
4. Составление рассказа о фруктах (мнемодорожка)
ОКТЯБРЬ.
1. Работа с мнемодорожкой, перессказ рассказа В. Катаева «Грибы»
2. Самостоятельное составление мнемодорожки по сказке «Ромашка»
3. Cоставление описательного рассказа о дереве с использованием мнемотехник.
4. Заучивание пальчиковой гимнастики «Листья осенние тихо кружатся» по средствам мнемодорожки.
НОЯБРЬ.
1. Составление предложений о перелетных птицах (знакомство с мнемосхемой)
2. Составление рассказа «Неудачная охота» (самостоятельно составляем мнемодорожки)
3. Пересказ рассказа «Купание медвежат».(Учимся составлять мнемотаблицы)
4. Составление описательного рассказа о животных Севера (мнемотаблицы)
ДЕКАБРЬ.
1. Работа с мнемотаблицей «Зима»
2. Заучивание стихотворений к Новому году с мнемодорожками
3. Составление предложений по картине «Зимние забавы» (с помощью мнемосхем)
4. Рисуем «Волшебную сказку» (придумывают свою вместе с родителями)
ЯНВАРЬ.
1. Составление предложений о зимующих птицах по средствам мнемотехник.
2. Составление сказки о том как электроприборы поссорились в магазине (закреплять навык использования мнемодорожек)
3. Д/и «Транспорт» (мнемокарточки)
ФЕВРАЛЬ.
1. Отгадываем загадки с помощью мнемотаблиц.
2. Заучивание скороговорки по мнемодорожке.
3. Играем с мнемокарточками. Сюжетно-ролевая игра «МЧС-спасатели»
4. Составление описательных рассказов по лексическим темам. (мнемотаблица)
МАРТ.
1. Работа с мнемотаблицей «Весна».
2. Заучивание стихотворения о весне (вместе с родителями рисуют мнемодорожку к стиху)
3. Д/и «Угадай-ка» (воспитатель выкладывает знакомые стихи, сюжеты сказок, а дети узнают и воспроизводят тексты)
АПРЕЛЬ.
1. Составление совместно с родителями мнемодорожек описательного рассказа о животных жарких стран.
2. Заучивание пальчиковой гимнастики «Раз, два, три, четыре, пять -в космос полетел отряд».
3. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» (мнемотаблица)
4. Составляем мнемотаблицы для загадывания загадок.
МАЙ.
1. Заучивание стихотворений к выпускному о школе. (самостоятельное составление мнемодорожек)
2. Составление пересказа «Трудолюбивые пчелы» по тексту и серии сюжетных картинок
3. Составление рассказа о школе используя мнемотаблицы
Полученные результаты:
для детей:
- у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;
- развитие познавательных процессов (внимание, воображение, память)
- появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появился интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
для педагога:
- повысился уровень педагогической компетентности, профессиональный рост;
- удовлетворенность работой;
- систематизация и повышение качества работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательных способностей и развитию связной речи.
для родителей:
- повысился интерес к совместной деятельности по развитию речевых способностей детей;
- гармонизировались родительско- детско-педагогические отношения;
- рост педагогической компетентности в глазах родителей.
Информационное обеспечение:
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение: Книга для воспитателей детского сада. М. : Мозайка-Синтез, 1999
2. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью
мнемотехники Т. В. Большова / Спб. ,2005 — 71с.
3. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /Воробьева В. К. – М., 2005 — 114с.
4. Выгодский Л. С. Мышление и речь. 5-е издание, исправленное. Издательство
«Лабиринт», М. 1999 С. 352
3. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // Глухов В. П. Дощкольное воспитание 2004г. № 6, с. 6
4. Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми //
Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Справочник старшего воспитателя дошкольного
учреждения № 1, 2008, с. 16
5. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Ефименкова Л. Н. – М., 1985 — с. 92
6. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с
нарушениями речи / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М., 2007 — с. 18
7. Кудрова Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Кудрова Т. И. Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51 -54.
8. Лиманская О. Н. Конспекты логопедических занятий в старшей группе. 2-е изд., доп., испр. - М. : ТЦ Сфера, 2017. – 128с. – (библиотека Логопеда).
9. Лиманская О. Н. Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группе. 2-е изд., доп., испр. - М. : ТЦ Сфера, 2018. – 176с. – (библиотека Логопеда).
10 Малетина, Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», 2004.
11. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л. В. Логопед. 2008. №4. - с. 102 -115.
12. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
13. Смышляева Т. Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1. – С. 7-12.
14. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т. А. Дошкольное воспитание. 1990. №10 — с. 16-21.
15. Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам», 2006.
16. Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. N2. С. 59-62.
17. www.boltun-spb.ru.
18. https://pandia.ru/text
19. https://doshvozrast.ru