Татьяна Андреева
Проект «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования карт Проппа»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 45 городского округа-город Камышин
в подготовительной к школе группе № 11
«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования
карт Проппа»
Разработчики:
воспитатель
Андреева Т. В,
воспитатель
Миночкина В. В.
Публикация «Проект „Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования карт Проппа“» размещена в разделах
- Карты Проппа
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
г. Камышин, 2018-2019 г.
Пояснительная записка
Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
“О, как же ты красива!”.
Дошкольный возраст – важный этап в развитии будущего человека, личности. Именно к этому возрасту человек полностью овладевает речью, первыми формами мышления, у него начинает формироваться способность к абстракции, обобщению.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития.
Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики. Поэтому так необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. №1155) содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. Образовательная область «Речевое развитие» выделена как основная. Её содержание направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.
Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Актуальность проблемы:
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это полиморфная (многообразная) деятельность.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности.
От уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Связная речь выполняет важнейшую социальную функцию: помогает ребенку установить связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Это показатель общей речевой культуры человека.
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно.
Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи : лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Одним из ведущих средств развития речи дошкольников является чтение художественной литературы. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, а сказка является ещё и одной из первых сфер детского творчества.
Знакомство с устным народным творчеством пробуждает в детях интерес к родному языку, его истокам, к глубокому пониманию смысла произведений. Активное приобщение детей к языковому богатству русского народа способствует развитию их духовности и в конечном итоге определяет личность ребенка.
Важную роль играет эмоциональный настрой ребенка, его желание активно включаться в работу, способность проявлять волевые усилия для достижения поставленной цели.
На основании выше изложенного материала, исследуя различные формы методы работы с дошкольниками, мы постарались подобрать наиболее эффективные методики, которые удовлетворяли бы условиям соединения основных направлений развития ребёнка : игра, продуктивные виды деятельности и оперирование знаковыми системами. Один из методов, который нас заинтересовал, стал метод работы с картами Проппа. Работу по данной методике мы решили оформить в проектную деятельность.
Инновация нашей проектной деятельности «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования карт Проппа» заключается в том, что на протяжении проектного периода мы внедряли методику работы с картами Проппа, которая нами была адаптирована и сориентирована на специфику работы в группе в соответствии с поставленными целями и задачами. Так же, на основании данной методики, нами было изготовлено пособие «Волшебный сундучок», работа с которым способствует развитию различных компонентов речи (обогащение и активизация лексического словарного запаса, формирование грамматического строя речи, развитие фонематического слуха, развитие слухоречевого внимания, интонационной выразительности, стимулирование речевого общения).
Практическая значимость:
• Раскрывается один из показателей подготовки ребенка к школьному обучению.
• Представлен систематизированный материал игр и упражнений по развитию связной речи детей, активизации словаря, развитию мышления.
• Предлагаемая система дидактических игр и упражнений может быть использована в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.
Цель проекта : Повышение эффективности обучения, воспитания и развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС, через развитие связной речи, посредством использования карт Проппа.
Задачи проекта : Обучающие: - учить определять жанр произведения; - запоминать последовательность событий; - выделять основное содержание сказки; - выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа; - развивать сюжет, используя «сказочные» языковые средства; - уверенно манипулировать картами; - учить детей устанавливать многообразные связи в тексте произведения, давать оценку действиям и поступкам героев; - расширять словарный запас. Развивающие : - стимулировать развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, обогащать эмоциональную сферу, активизировать связную речь, обогащать словарь, способствовать повышению поисковой активности; - совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей; - развивать творческие способности у детей; - развивать интерес к чтению художественной литературы; традиции семейного чтения. Познавательные: - способствовать лёгкому усвоению содержания сказок, с целью облегчения их пересказа, а в дальнейшем - сочинению своих собственных сказок. Воспитательные: - воспитывать любознательность, нравственные качества личности; - посредством сочинения сказок и выступления перед другими детьми способствовать развитию волевых качеств; - формировать интерес к культурному наследию своего народа. Психотерапевтические, здорорвьесберегающие: - способствовать положительному внутреннему психологическому состоянию детей, создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.
Ожидаемые результаты: - дети знают алгоритм составления текстов сказочного содержания и умеют дополнять их описаниями и диалогами; - пользуются речевыми формами выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни; - повышение уровня речевого развития детей; - активизация познавательной деятельности детей; - повышение интереса к книге.
Участники проекта :
- дети подготовительной группы
- воспитатели
- родители
Вид проекта :
- групповой;
- информационный - практико-ориентированный;
- долгосрочный.
Срок реализации:
Сентябрь-март.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Объект исследования: речевое развитие дошкольников.
Предмет исследования: использование карт Проппа для развития речи дошкольников
Теоретическая значимость: Разработать методы и механизмы использования карт Проппа в работе с детьми.
Описание продуктов и ресурсов
Многофункциональное развивающее пособие «Сундучок сказок».
Сказочный персонаж – домовёнок Кузя, который является главным героем - организатором, сподвигающим детей к работе по данной методике.
Дидактическая игра «Путешествие по сказкам» с атрибутами: Игровое поле, разделённое на сектора с магнитами, волчок с секторами, соответствующими полю.
Наборы карточек на магнитах :
• Набор карточек – функций 2-хразмеров (в качестве демонстрационного и игрового материала).
• Набор карточек «Что за сказка?»
• Набор карточек «Сказочные герои».
• Набор карточек «Волшебные помощники».
• Сказки с мнемотаблицами по катам Проппа.
Картотеки по изучению сказок и подготовительной работе к использованию карт Проппа :
• Картотека дидактических игры с детьми старшего дошкольного возраста «Сундучок со сказками».
• Картотека «Сказочные загадки».
• Картотека сказочных изречений «Из какой сказки слова?»
• Картотека присказок «В гостях у сказки».
• Наборы «карточек – цепочек» по сказкам «Сложи и расскажи».
Набор настольных игр «Путешествия по сказкам».
Набор карточек для творческой деятельности «Дорисуй сказку».
Набор дидактических игр «Разрезные картинки по сказкам».
Методическая работа:
• Картотека конспектов НОД по развитию речи с использованием карт Проппа.
• Картотека бесед и консультаций для родителей.
• Картотека бесед с детьми.
Продуктивная деятельность детей с участием родителей:
• Изготовленная «Книга сказок».
• Создание альбома “Моя любимая сказка”.
• Инсценировка сказок.
• Пополнение театрального центра.
• Пополнение детской библиотеки.
Пути реализации проекта :
Методы работы.
- словесный метод;
- наглядный метод;
- практический метод.
Методы исследования
Эмпирические Теоретические
Изучение литературы.
Педагогическое наблюдение.
Обобщение опыта.
Диагностика достижений в образовательной области «Речевое развитие». Моделирование.
Сравнение.
Обобщение.
Классификация.
Драмматизация.
Творчество.
Формы работы:
Создание предметно-развивающей среды
- Разработка многофункционального развивающего пособия «Сундучок сказок» - Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров
- Пополнение центра театрализации
Работа с детьми
- Непосредственно образовательная деятельность
- Викторины - Творческие мастерские - Чтение художественной литературы - Театрализованная деятельность - Использование устного русского народного творчества - Подбор песен и стихов, загадок, пословиц, поговорок для разучивания - Беседы
- Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые)
- Художественное творчество
Работа с родителями
- Консультации - Беседы
- Домашние задания для родителей и детей.
- Чтение сказок с детьми
- Родительское собрание - Анкетирование.
Принципы:
1. Принцип индивидуального подхода к детям. 2. Принцип сотрудничества — взаимосвязь ребенка и педагога. 3. Принцип интегративности — взаимосвязь с различными видами деятельности. 4. Принцип систематичности и последовательности — такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные. 5. Принцип доступности — обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно проблемного обучения детям. 6. Принцип проблемного обучения — дети в процессе игр, развлечений, досугов, викторин, занятий сами добывают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков. 7. Принцип компетентности педагога. 8. Принцип игровой подачи материала (ведущий вид деятельности — игра).
Инновационные технологии:
- личностно - ориентированный подход к детям; - личностно - деятельный подход (ориентирование на действие, технология дидактических задач); - интегрированная система; - здоровьесберегающие технологии; - игровые методы и приемы.
Предполагаемый результат:
Для детей :
- умеют определять жанр произведения;
- запоминают последовательность событий;
- выделяют основное содержание сказки;
- выстраивают схему содержания, опираясь на карты Проппа;
- уверенно манипулируют картами;
- умеют сочинять сказки коллективно и индивидуально.
Для родителей:
Родители понимают важность изучения художественной литературы в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
Для педагогов:
Повышение уровня педагогического мастерства. Повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы, пособий по вопросам речевого развития дошкольников.
Этапы реализации проекта
I этап проекта – организационный (сентябрь)
• Составление поэтапного плана работы.
• Анализ проблемы: как развивать связную речь дошкольников.
• Создание банка идей и предложений; подбор литературы.
• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
• Мониторинг знаний детей.
• Анкетирование родителей.
II этап проекта – практический.
Перспективный план работы по реализации проекта
• Определение задач.
• Планирование деятельности.
• Разработка конспектов занятий, игр.
Для того, чтобы детям было легче освоить карты Проппа, свою работу мы раз делили на несколько этапов:
Первый этап (октябрь)
Знакомство детей с жанром литературного произведения – сказкой, её отличиями от других жанров, со структурой сказки – её композицией (зачин, основная часть, концовка).
Изготовление вместе с детьми самих карт.
Второй этап (ноябрь)
Проведение подготовительных игр, которые помогут освоить карты.
Третий этап (декабрь)
Знакомство детей с обозначениями карт Проппа.
Четвертый этап (январь - февраль)
Обучение пересказу сказки с опорой на карты Проппа.
Пятый этап (март).
Обучение сочинению собственных сказок при помощи «волшебных карт».
III этап проекта – заключительный
- Обсуждение итогов и анализ работы.
Рисками данного продукта были: затруднение запоминания обозначений карт, выстраивания с помощью них сюжетной линии.
Преодолением рисков была опора на такие принципы, как:
• создание условий, способствующих социализации детей в позитивном ключе;
• использование видов деятельности, которые соответствуют их возрасту, вызывают чувство радости.
• способствование возникновению у детей ярких и сильных образов и впечатлений;
• использование игр, в процессе которых они пропускают события через себя для успешного восприятия устной информации.
Описание эффектов, достигаемых при использовании инновационного продукта.
Ожидаемые результаты подтвердились:
У детей :
- сформировался интерес к художественной литературе; - воспитанники умеют определять жанр произведения; - запоминают последовательность событий; - умеют выделять основное содержание сказки; - выстраивают схему содержания, опираясь на карты Проппа; - уверенно манипулируют картами; - расширился и активизировался словарный запас детей; - появилось понимание сути конкретного поступка литературного героя; - улучшились художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизации; - заметно возрос интерес к поэтическому слову; - сформировались навыки аккуратного и бережного обращения с книгами; - дети с удовольствием участвуют в инсценировках сказок; - воспитанники стали более общительными, у них отмечено увеличение употребления полных предложений в речи, украшенных эпитетами, сравнениями, метафорами; - повысилась познавательная способность, любознательность, творческое воображение, память, эмоциональное отношение к прочитанному; - сформировалась способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь; - дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям.
У родителей:
Родители заинтересовались проблемой недостаточного чтения для детей и постарались заполнить этот пробел. Родители отметили, что благодаря участию в проекте они стали больше времени проводить с детьми. Две семьи стали регулярными посетителями детской библиотеки.
Целесообразность карт Проппа
1. Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.
2. Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление.
3. Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.
4. Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, так как их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы.
5. Ребенок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.
6. Данный проект способствует развитию словесного творчества дошкольников, начиная с обучения составлению небольших репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и, заканчивая последующим придумыванием собственных сказок, и их драматизацией. Эта работа способствует созданию благоприятной дружеской атмосферы в группе, а также использованию игровых методов, направленных на развитие связной речи с учетом таких характеристик личности, как активность, самостоятельность, эмоциональная устойчивость, творчество.
7. В процессе работы над развитием речи детей по методу Проппа посредством использования пособия «Сундучок сказок», мы ощутили повышенный интерес воспитанников к словотворчеству.
Отличие карт Проппа от мнемотаблиц, знаков и символов, которыми пользуются при составлении пересказов в том, что при работе со знаково-символической функцией у детей развивается только механическая память, а при работе с картами Проппа, дети сами находят ассоциации и придумывают символ. Следовательно, у них развивается воображение и активизируется творческое мышление.
Данная методика благотворно влияет на развитие всех видов деятельности дошкольников и интеллекта в целом.
Литература:
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников : Учебное пособие. 2-е издание. М. ; Академия, 2008. 400 с.
2. Белобрыкина О. «Речь и общение». Ярославль: Академия развития, 1998г.
3.
4. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе ТЦ УЧИТЕЛЬ» 2009 г.
5. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми. М. : Просвещение, 2004. 220 с.
6. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе.
7. Гуревич Л. М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2002. 64 с.
8. Крылова Н., Иванова В. Несколько советов педагогу. // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 6.
9. Сидорчук Т. «Программа формирования творческих способностей детей». Обнинск. 1998г.
10. Фесюкова Л. «Воспитание сказкой». Харьков. 1996.