Шунина Наталья
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Проект «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Проект
К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Актуальность данного проекта определяется растущим количеством детей дошкольного возраста, имеющих речевые отклонения, отклонения в эмоционально - волевой сфере. Речь — это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти. Овладение связной речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной был разработан проект «В гостях у сказки», развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства, через театральную деятельность.
Публикация «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность, Проект „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Проекты по сказкам
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Проблема — Уровень развития связной речи детей старшей группы не достаточно развит. Состояние выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. Такой формой была выбрана театрализованная деятельность, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.
Гипотеза – процесс развития связной речи детей старшей группы будет протекать наиболее успешно, если в определенной системе использовать различные виды театрализованной деятельности.
Приобщение детей к сказке, помогает обладать речью, познавать окружающий мир, развивать устойчивый интерес к сказке, расширяет словарный запас ребенка и помогает развитию речи.
Цель проекта : развитие связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
1. изучить нормативно-правовую базу, подобрать методическую литературу по данному вопросу, познакомится с опытом педагогов на сайтах в рамках профессиональных сообществ.
2. развивать сенсорное, слуховое, моторно-двигательное внимание детей, наблюдательность, фантазию, музыкальность, коммуникативные навыки, эмоционально-волевую сферу, выразительность движений;
3. способствовать повышению познавательного интереса у детей; развитию восприятия, памяти, мышления, речи (интонационная выразительность речи, монологическая и диалогическая речь, связность речи, звуковая культура речи, грамматический строй речи, творческого воображения;
4. познакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный);
5. совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли;
6. воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу;
7. создание и совершенствование предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие речи старших дошкольников.
Продолжительность проекта : 1 месяц
Участники проекта : дети, родители, воспитатели, специалисты ДОУ.
Возраст детей : дети от 5 до 6 лет.
Методы: беседы, чтение, вопросы, показ, поощрение, занятия, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры.
Материально-техническое:
1. Уголок театра.
2. Дидактические игры.
3. Художественная литература.
4. Книжки-раскраски.
5. Фотографии.
6. Презентации.
7. Записи спектаклей.
8. Атрибуты и реквизит.
Реализация проекта.
1 этап – подготовительный
1. Диагностика развития речи детей группы.
2. Анализ предметно – развивающей среды :
- материалы в уголке театрализованной деятельности;
- Картотеки театрализованных игр.
3. Изучение методической литературы и опыта педагогов на сайтах в рамках профессиональных сообществ:
1) 1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность в детском саду». М. : Мозаика-Синтез, 2008.
2) 2. Агапова И, Давыдова М. «Развивающие игры со словами для детей» М. ., Рипол Классик Дом, 2007
3) 3. Гербова В. В. «Занятия по развитию речи» М., Мозаика –Синтез, 2009
4) 4. Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду» М., 2003
5) Интернет ресурсы.
4. Постановка цели и задач, составление плана работы.
2 этап – содержательный.
1. Пополнение уголка театрализованной деятельности изготовление масок, подбор материала в уголок ряженья.
2. Обновление картотек театрализованных игр.
3. Консультация для родителей на тему: «Роль театрализованной деятельности для развития речи дошкольников», «Театр дома», «Что такое театр? Виды театра.»
4. Привлечение родителей и детей к изготовлению любимого персонажа сказки.
5. Разработка паспорта уголка театрализованной деятельности.
6. Работа с детьми:
- Просмотр кукольных и других видов спектаклей, мультипликационных фильмов, беседы по ним, чтение произведений, пересказы, рассказы по картинкам, сочинения и т. д.
- Игры – драматизации.
- Разыгрывание разнообразных песенок и стихов
- Упражнения по формированию выразительности, развития мимики, пантомимики, артикуляционного аппарата, моторики и т. д.
- Игры и ситуации по произведениям, игры-имитации и импровизации.
- Упражнения в целях социально - эмоционального развития детей
- Настольно-печатные, дидактические и развивающие игры в уголке для самостоятельной и совместной деятельности ребенка и взрослого
- Подвижные речевые игры с персонажами сказок
- Элементы сказкотерапии : придумывание начала, середины или окончания произведения (рассказ, рисование или драматизация, введение или замена героя произведения, смена характера или действия).
3 этап – оценочный.
Анализ уголка театрализованной деятельности.
Наблюдение за деятельностью детей в уголке театрализованной деятельности, диагностика речи детей.
Оценка реализации проекта : повысился интерес детей к использованию нетрадиционного оборудования на занятиях и в свободных видах деятельности.
Роль родителей в реализации проекта.
Привлечение детей и родителей к участию в выставках.
Продукт проектной деятельности : музыкальный спектакль по мотивам сказки «Волк и семеро козлят»
Ожидаемые результаты:
• будет создана предметно-развивающая среда по теме проекта;
• обогатится игровой, коммуникативный, эмоциональный опыт дошкольников, расширится их кругозор, повысится познавательный интерес;
• у детей повыситься уровень развития речи, общительности, самооценки;
• обыгрывание этюдов, мини-сценок и т. д. в индивидуальной работе.
• репетиции с детьми для дальнейшего показа театрального представления : «Волк и семеро козлят в музыкальном зале для настоящих зрителей: воспитателей и специалистов ДОУ.
• у родителей сформируются представления о создании игровой среды для полноценного творческого развития ребенка;
• родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад».
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ.
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду», «Театр на пальчике».
Папка-передвижка для родителей «Домашний театр», «Роль театрализованной деятельности в развитие речи детей».
Буклеты «Что такое театр? Виды театра.», Театр в жизни дошкольника».
Анкетирование родителей.
Акция «Мы читаем книги дома»
Фотоотчет: «Нам некогда скучать, любим в театр дома мы играть».
Оформление выставки: рисование с детьми «Моя любимая сказка».
Конкурс поделок «Мой любимый герой сказки»
Неделя «Театрализации»
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Беседа: «Какие бывают книги»
Цель: Знакомить детей с разными видами книг и сказок. Воспитание бережного отношения к книгам, любовь к сказкам.
Дидактические игры: «Про сказки», «Расскажи сказку по картине», «Из какой я сказки»,
«Помнишь ли ты эти стихи».
Кубики и пазлы по разным сказкам.
Рассматривание иллюстрации с изображением героев в сказки.
Рассматривание иллюстраций по сказкам
ООД: «Путешествие в страну сказок», «Путешествие по сказке», «Наши добрые сказки».
ХУДОЖЕСТВЕННО –ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Лепка: «Мой любимый сказочный герой»,
Рисование «Нарисуем сказку»
Разукрашивание картинок по сказкам.
Прослушивание сказок в аудиозаписи.
Просмотр мультфильмов по сказкам
СОЦИАЛЬНО –КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Помощь воспитателю в ремонте книг.
Изготовление масок для игр -драматизаций
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Чтение художественной литературы: сказки.
Рассматривание иллюстраций к сказкам
Артикуляционная гимнастика «Сказка о Весёлом язычке» ….
Чтение детям: ненецкая народная сказка «Кукушка».
Творческое рассказывание по мотивам сказки.
Отгадывание загадок.
Занятие по сказке «В гостях у сказки».
Игра-драматизация русской народной сказки : “Лисичка-сестричка и серый волк”.
Занятие по сказке «Три медведя».
Беседа с детьми о прочитанном.
Чтение и обсуждение сказок.
Занятие «Путешествие в прошлое театра».
Показ настольного театра «Красная шапочка»
Чтение русской народной сказки «Лисица и журавль» в стихах по ролям
Показ пальчикого театра по сказке «Три поросенка»
Инсценировка по сказке «Кошкин дом».
Игра – фантазирование (показ театра) придумывание сказки “Хитрая лиса”, “Салат” из сказок “Лисичка-сестричка и серый волк” и “Лиса и козёл”.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Разучивание физкультминуток: «Буратино потянулся», «Иван –Царевич», «Шёл король по лесу», «Заячья зарядка»
Имитация упражнения: «Изобрази героя сказки».
Пальчиковые игры: «Идёт коза рогатая», «Сорока»
Подвижные игры с сюжетом: «Лохматый пес», «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит», «Хитрая лис», «Охотники и зайцы».
Зарядка для языка «Конфетка», «Самый длинный язычок»
Игры на опору дыхания: «Дрессированные собачки» «Эхо»
Игра для развития мимики «Люблю – не люблю»
Игра на развитие двигательных способностей:«Что мы делали не скажем, а что делали покажем!»
Игры на выражение эмоциональных состояний: «Сделай лицо»,