Темнорусова Ольга Анатольевна
Проект по развитию речи детей средней группы посредством дидактических игр
▼ Скачать +Заказ
Проект
Развитие речи детей средней группы посредством дидактических игр
2023
Содержание
1. Введение
2. Пояснительная записка
3. Актуальность
4. Цели, задачи, гипотеза
5. Основные направления реализации проекта
6. Диагностика
7. Родители
Паспорт проекта
Наименование проекта «Развитие речи детей средней группы посредством дидактических игр».
Участники
Проекта
Педагоги, дети, родители
Публикация «Проект по развитию речи детей средней группы посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2023
Цель задачи и гипотеза проекта Цель : Повышение уровня развития речи детей через дидактические игры
Задачи проекта :
- Создание условий для развития познавательной активности и речевой деятельности детей средней группы через дидактическую игру.
- Формирование грамматического строя речи.
- Расширение словарного запаса.
- Развитие связной речи
Гипотеза проекта
Если выполнять план работы по проекту, то в большей степени возможно развитие познавательной активности у детей, речевой деятельности, повышение их коммуникативных возможностей, развитие активности, инициативности, самостоятельности
Сроки и этапы реализации проекта Проект среднесрочный на три весенних месяца (март – май)
Этапы проекта :
1. Предварительный:
- выдвижение гипотезы;
- определение цели и задач проекта;
- изучение необходимой литературы;
-подбор методической литературы;
- разработка тематического плана для реализации проекта;
- диагностика детей.
2. Основной.
Включение каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения более высокого уровня речевого развития и познавательной активности
Заключительный.
Период осмысления собственных результатов. Диагностика детей.
Исполнители проекта и основных мероприятий
Педагоги, дети, родители
Предполагаемый результат:
• Значительное повышение коммуникативных способностей детей среднего возраста.
• Значительное повышение познавательной активности.
Перечень основных мероприятий Разработка системы занятий, дидактических игр
Введение
Развивающаяся речь выступает вначале как средство общения, обозначения, в дальнейшем становится орудием мышления и выражения мыслей, организует деятельность и поведение человека. Речь - одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения с взрослыми детьми. С помощью речи малыш познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. Нормальное речевое развитие необходимо ребенку для успешного обучения в школе. Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Поэтому одна из важнейших задач дошкольных учреждений - формирование правильной устной речи детей. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка. Овладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать - это значит говорить про себя или вслух, а говорить - значит думать. Слово - материальная оболочка мысли. Однако этот тезис справедлив в том случае, если за каждым словом у ребенка стоит образ предмета, который это слово обозначает. Если ребенок слышит в речи взрослых или сам использует слова, за которыми не стоят образы, мыслительной деятельности не происходит.
Таким образом, речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического и всестороннего развития в детском возрасте.
Пояснительная записка
Развитие речи в дошкольном возрасте является многоаспектным так, как этот процесс органически связан с умственным развитием, поскольку развитое мышление человека - это речевое, языковое- словесно-логическое мышление. Взаимосвязь речевого развития, овладения языком и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления. Вместе с тем взаимосвязь речевого (языкового) и интеллектуального развития ребёнка необходимо рассматривать и в обратном направлении - от интеллекта к языку. Тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, речи содержательной, логичной, последовательной. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать, отбирать основные свойства, качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, строить простые и сложные предложения, использовать разнообразные средства для связи отдельных предложений и частей высказываний. Связное высказывание свидетельствует, насколько ребёнок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития малыша.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка.
Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка, писал А. К. Бондаренко.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в психике.
В играх дошкольники воспроизводят всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются познавательные способности.
Дидактическая игра важна и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащать духовный мир детей. А это всё содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.
Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будет детское воображение. Создаёт приподнятое настроение.
Развитие речи через дидактические игры происходит за счет пополнения словарного запаса, обучения в игровой форме навыкам использования слов (активизации словарного багажа, улучшения навыков коммуникации. За период дошкольной подготовки ребенку необходимо освоить словарный запас, позволяющий без проблем общаться с ровесниками и взрослыми людьми, успешно получать школьные знания, понимать излагаемый материал (содержание литературных произведений, формулировку математических задач и т. д.). Поэтому основная задача дошкольного воспитания – максимальное развитие речи, посредством дидактических игр которое происходит эффективнее и качественнее. Дидактические игры по развитию речи успешно решают следующие задачи в дошкольном воспитании детей :
- Обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса;
- Помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами;
- Позволяют освоить обобщающие значения слов, основанные на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений;
- Улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений;
- По мере развития познавательных возможностей дидактические игры по развитию речи помогают расширять объективное понятийное содержание слов;
- Некоторые игры с задачами этического содержания, наряду с совершенствованием словарного запаса, обучают задаткам социальной этики и морали;
- Стимулируют работу воображения, активируя и обогащая словарь дошкольника в занимательной игровой форме;
- Развивают логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач;
- Способствуют не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят новые слова в повседневное общение.
Словарный запас дошкольника существенно уступает по объему запасу слов взрослого человека. Основная задача развития речи через дидактические игры – за счет увеличения объема накопленных знаний об окружающем мире количественно обогатить словарь ребенка, активировать и научить грамотно его использовать.
Реализация проекта предполагает использование цикла дидактических игр для активизации речевого развития детей и повышения их познавательной активности.
Актуальность
К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоемкий процесс, требующий специального речевого воспитания. Диалогическая речь непроизвольна, она мало организованна. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов.
Монологическая речь — это организованный и развернутый вид речи. Этот вид речи более произволен, говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму (описание, повествование, рассуждение). Именно с помощью дидактических игр можно развить данный компонент речи.
Цель проекта - повышение уровня развития речи детей через дидактические игры.
Задачи проекта :
- Создание условий для развития познавательной активности и речевой деятельности детей средней группы через дидактическую игру;
- Формирование грамматического строя речи;
- Расширение словарного запаса;
- Развитие связной речи.
Гипотеза проекта
Если выполнять план работы по проекту, то в большей степени возможно развитие познавательной активности у детей, речевой деятельности, повышение их коммуникативных возможностей, развитие активности, инициативности, самостоятельности.
Основные направления реализации проекта
Вид деятельности Мероприятие Срок
1 Познавательная деятельность 1.1 «Что сначала что потом»
учить располагать картинки с развитием сюжета, развивать логическое мышление
1.2 «Когда это бывает»
закрепить знания о частях суток и их последовательность
1.3 «Что изменилось»
развивать зрительную память
1.4 «Кто где живёт»
закрепить знание о диких и домашних животных, месте их обитания (собака - конура, курица - курятник, медведь - берлога, волк - логово)
1.5 «Чудесный мешочек»
учить определять предметы на ощупь (игрушечный танк, пистолет, самолёт, бинокль, рация, ракета)
1.6 «Так бывает или нет»
учить различать реальные события от небылиц, развивать чувство юмора
1.7 «Четвёртый лишний»
упражнять в классификации предметов, развивать сообразительность
1.8 «Узнай по описанию»
учить узнавать и правильно называть комнатное растение (фикус, лилия, фиалка)
1.9 «Собери картинку»
учить собирать целое из частей
Первая неделя марта
Вторая неделя марта
Третья неделя марта
Третья неделя апреля
Вторая неделя мая
Вторая неделя апреля
Четвертая неделя апреля
Третья неделя апреля
Четвертая неделя мая
Вторая неделя апреля
Первая неделя мая
2. Речевое развитие «Какой он?»
Цель: учить активно описывать признаки предметов.
Описание: предложить ребенку принести все квадратное, что он найдет в комнате. Например: книгу, коробку, кубик и т. д. Попросить его описать все предметы, объединяемые одним признаком, - квадратные. Пусть ребенок объяснит сходство и различие предметов, а также их назначение.
«Что ты слышишь?»
Цель: развивать слух, способность к распознанию речевых и неречевых звуков.
Игровой материал и наглядное пособие: музыкальные инструменты (дудочка, барабан, трещотки, бубен, фольга, бумага, книга.
Описание: воспитатель сажает ребенка на стул к себе спиной: он не должен видеть, только слышать, а потом определить, на чем играли или производили тот или иной звук. Начать целесообразно с простого – музыкальных инструментов, а затем переходить к другому: к бумаге, фольге, перелистыванию страниц книги. Можно усложнить задание, перемещаясь по комнате и издавая звук справа и слева от ребенка. Затем поменяться ролями. Отвечая, можно намеренно ошибиться и посмотреть, исправит ли ошибку ребенок. Попросить его повторить звук.
«Кто как разговаривает»
Цель: формировать фонетическую память (воспринимать, произносить, различать звуки).
Описание: предложить ребенку показать как разговаривает корова, как разговаривает её детёныш, чем различаются их голоса. Ребенок не только учится различать голоса по нескольким признакам, но и пытается при этом анализировать разницу между звуками.
«Картинки-загадки»
Цель: учить выделять главное и второстепенное; закреплять навыки описания предметов.
Игровой материал и наглядное пособие: карточки с изображением различных предметов.
Описание: выбирается водящий. Он достает из мешочка одну из карточек и начинает описывать то, что на ней изображено. Игроки предлагают свои варианты ответов. Следующим водящим становится тот, кто первым ответил правильно.
«Шаги»
Цель: способствовать расширению словарного запаса, развитию речи.
Описание: две команды выстраиваются друг напротив друга. Между ними должна быть проведена раздельная полоса.
Задаётся тема игры. Можно использовать темы, приведенные в предыдущей игре, а также называть слова, слоги, определенную букву или звук. Шаг можно сделать, назвав нужное слово. Побеждает та команда, которая первой дойдет до разделительной черты.
Третья неделя апреля
Вторая неделя мая
Третья неделя апреля
Четвертая неделя мая
Вторая неделя марта
3. Коммуникативное развитие "Зоопарк"
Цель: развитие связной речи
Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:
1. Внешний вид;
2. Чем питается.
Для игры используются "игровые часы". Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.
Что за предмет?
Цель: учить называть предмет и его описывать.
Ход.
Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т. д.»
Вторая неделя мая
Четвертая неделя мая
Основные направления реализации проекта
Основное направление проекта заключается в развитии речи дошкольников по средствам дидактических игр. Ведь дошкольный возраст – возраст активного освоения речи, овладения правильным звукопроизношением, формирования связной речи. Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитии ребенка. Своевременное развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.
Задачи:
- повышение речевой активности;
- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
- совершенствование разговорной речи;
- обогащение словаря.
Для реализации задач использовала следующие формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с ребёнком;
- непосредственно образовательная деятельность;
- индивидуальная работа с ребёнком;
- развлечения, досуги.
В работе с детьми использовались различные методы:
- наблюдение;
- чтение и рассказывание художественных произведений;
- заучивание наизусть;
- беседа;
- дидактические игры;
- игры-драматизации;
- дидактические упражнения;
- пластические этюды;
- хороводные игры.
Изучив и проанализировав литературу, в дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида.
Первый - это настольно – печатные. Их очень много. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. С помощью их мы можем решать различные задачи по развитию речи.
Второй - словесные игры. Они построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляют знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
Третий - игры с предметами – это игры с различными игрушками, игры с природным материалом. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками.
В работе использовались некоторые виды дидактических игр.
Одна из задач была - подобрать такие варианты игры, чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом. Во все занятия и режимные моменты я включала речевые дидактические игры и занимательные упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со словом и движением. Чтобы дети вновь проявили интерес к какой-то игре очень важно обратить внимание на то, как закончить игру. Это может быть чествование победителей, сообщение о новом варианте знакомой игры и т. д.
Кроме того, знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку.
Одно из направлений работы - расширение и обогащение словарного запаса детей разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами. Для этого я использовала лексико-грамматические игры, например, «Назови три слова», «Олины помощники» (употребление глаголов, «Что вы видите вокруг?» (употребление названия предметов, «Скажи, какое» (подбор прилагательных).
Все дети любят загадки, с восторгом стараются их разгадать. Поэтому я предлагала детям игры, где требуется отгадать различные загадки. И совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого - либо или что - либо, формируют быструю реакцию на слово.
Предполагаемые результаты
Значительное повышение коммуникативных способностей детей среднего возраста.
Значительное повышение познавательной активности
Результаты диагностики детей
Начало проведения
проекта Конечный результат проведения проекта
Результаты анкетирования родителей
Начало прохождения
проекта
Конечный результат прохождения проекта