Марина Шустикова
Проект «Развитие речи детей раннего возраста в сюжетно-ролевых играх»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : краткосрочный 12 – 23 ноября 2018 г.
Участники проекта : дети второй группы раннего возраста, воспитатели, родители.
Актуальность.
Свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемой ситуации. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя - языка. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка. Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи.
Публикация «Проект „Развитие речи детей раннего возраста в сюжетно-ролевых играх“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Овладение словарным запасом составляет основы речевого развития, поскольку в словаре отражается содержание речи, т. е. чем богаче словарный запас ребенка, тем выше уровень умственного развития. Словарная работа теснейшим образом связана с развитием диалогической и монологической речи. Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, строить самостоятельно высказывания разных типов. Развивается грамматический строй речи. Ребенок не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает языковую деятельность, начинает употреблять сложные придаточные предложения. Речевое общение в младшем дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: игре, труде; бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому важно использовать для развития речи любую деятельность, в том числе и сюжетно – ролевую игру. Корень игровой деятельности – обучение, в процессе которого дети приобретают необходимые знания, умения, навыки.
Цель проекта. Использование сюжетно – ролевой игры как средства развития речи детей.
Задачи:
• Развивать понимание речи и активизировать словарь на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении;
• Способствовать развитию речи как средства общения;
• Обогащение игрового опыта детей.
• Создание игровых ситуаций, в которых дети смогут выполнять взаимосвязанные игровые задачи.
• Воспитание навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
Основные методы, приемы:
- словесный (беседа, пояснения);
- наглядный (рассматривание предметов посуды, постельных принадлежностей, одежды; разных видов машин);
- практический ( самостоятельное выполнение поручений детьми: накормить куклу, уложить ее спать);
- эвристический (развитие умения подбирать предметы - заместители);
- сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе.)
Предполагаемые результаты:
Реализация проекта позволит детям раннего возраста расширить словарный запас существительными, обозначающими предметы ближайшего окружения, прилагательными, характеризующими эти предметы, глаголами, обозначающими возможные действия с этими предметами. Проект позволит активизировать речевое общение между детьми, и, следовательно, развить умение детей самостоятельно организовывать условные действия с игрушкой, предметом- заместителем. Данный проект научит детей связывать несколько игровых действий в цепочку и согласованно взаимодействовать, объединяться в подгруппы для проведения игры.
План реализации проекта.
1 этап - подготовительный.
• Пополнение игрового уголка чайной и столовой посудой;
• Обновление постельных принадлежностей подушками (с привлечением родителей);
• Подбор атрибутов для сюжетно-ролевой игры *Автобус* (шапочка водителя, инструменты и т. д.);
• Сбор коллекции *Машины разные важны*;
• Обновление дидактических игр на развитие цветового восприятия.
• Оформление консультации для родителей *Как организовать игру дома*;
• Оформление буклета *Что должен знать родитель об игре ребенка*.
2 этап - реализация проекта.
В данном возрасте, также как и во всех возрастах, обучение проводится постоянно во всех режимных моментах. Каждое действие воспитателя сопровождается словами и пояснениями: что делает, как делает, чем и каким предметом пользуется в данный момент. Таким образом, идет постоянная работа над расширением словарного запаса детей.
Далее были организованы игровые ситуации с куклой:
• *Уложим Лену спать*
• *Готовим обед для кукол*,
• *Катя ждет гостей*.
• *Катя умывается*.
Данные ситуации были также направлены на развитие словарного запаса, где дети знакомились с постельными принадлежностями, предметами одежды, посуды. У детей формировались представления о размерах предметов, цвете и их использовании в игре.
В игровой и занимательной форме дети знакомились с транспортом: грузовик и автобус; закрепляли их назначение (перевозить грузы и людей). В непосредственно образовательной деятельности дети рисовали дорожки для автомобилей, колеса.
Для организации сюжетно- ролевой игры использовались поручения *Мне кажется кукла Лена устала и хочет спать. Не могли бы вы ей помочь*, *Катя ждет гостей, не поможете ли вы накрыть на стол* и т. д.
Для организации сюжетно – ролевой игры *Лена пригласила нас в гости* были проведены беседа *На чем мы поедем в гости*; использованы элементы строительной игры (автобус из стульчиков). Во время поездки делали остановки, где играли в подвижные игры, рассматривали цветок – фикус. В итоге, дети приехали в гости к кукле, которая, поиграв с ними, пригласила на ужин.
3 этап - заключительный. Полученные знания на играх-занятиях дети используют в самостоятельной игре. Сюжетно – отобразительные игры *Путешествуем на автобусе*, *Семья*.