Морозова Ольга
Проект «Развитие речи детей» через дидактические игры и упражнения
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по самообразованию по теме: «Развитие речи дошкольников через дидактические игры»
Руководитель проекта : Морозова О. А.
Срок реализации: в течение учебного года
Участники проекта : Дети, педагоги, родители воспитанников.
Публикация «Проект „Развитие речи детей“ через дидактические игры и упражнения» размещена в разделах
Актуальность проекта :В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается как основа воспитания и обучения детей. Дети, не получившие соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на дальнейшее общее развитие ребенка.
Проблема:В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной речью. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому задача воспитателя больше уделять внимания именно развитию речи, создать условия для речевой деятельности детей, охватить разные стороны речевого развития : развитие связной речи, расширение словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи и культуры речевого общения.
Цель:Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры.
ЗАДАЧИ (воспитанники) :
1. Подобрать методический материал по изготовлению дидактических игр
2. Пополнять и обновлять уголок дидактических игр в группе
3. Проведение занятий по развитию речи : «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные и их детёныши», «Птицы», «Овощи и фрукты», «Времена года» и т. д.
4. Разработка дидактических игр : «Логика, внимание, речь», «Логическая цепочка», «4й лишний», «Наводим порядок дома», игра-лото «Русские сувениры», «Изучаем эмоции» и т. д.
5. Повышать знания по развитию речи у детей раннего возраста.
6. Создание картотеки дидактических игр.
7. Изготовление атрибутов к дидактическим играм. /в течение года/
ЗАДАЧИ (родители) :
Привлечь родителей к сотрудничеству и обогащению РППС по теме.
Оказать помощь родителям в обогащении словарного запаса детей.
ЗАДАЧИ (педагоги) :
познакомить педагогов ДОУ с опытом работы по теме: «Развитие речи дошкольников
через дидактические игры»
Краткое описание проекта :
Игра-это диалог между внутренним миром ребёнка и внешним. В играх детьми усваиваются понятия ’’верно - неверно’’, ’’можно-нельзя’’, ’’внутри меня-вне меня’’ и другие.
Один из видов игровой деятельности - дидактическая игра. Дидактической игра является одним из эффективных средств развития речи дошкольников, поскольку в играх ребенок не просто выполняет требования взрослого, но и активно действует. В своей работе я использую различные дидактические игры : игры с предметами, настольные - печатные и словесные. В ходе игры развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы. В процессе многих дидактических игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. При общении детей в игре, решении спорных вопросов активизируется речь.
Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевого общения, что создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Кроме того игра на занятиях и в режимных моментах способствует снижению
психических и физических нагрузок. Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения, нравственные чувства и качества, формируются этические представления.
Этапы реализации проекта
1. Организационно-подготовительный (01.09.2021 - 31.10.2021 г.)
• Разработка проекта и утверждение его на педагогическом совете
• Ознакомление с методической литературой, с инновационным опытом работы по данной теме.
• Проведение педагогической диагностики и анкетирование родителей «Ваши семейные традиции и обычаи» с целью выявления ситуации развития в данном направлении
2. Реализационный (01.11.2021-31.05.2022 г.)
Работа с детьми:
1. Рассматривание иллюстраций
2. Слушание потешек
3. Активное участие детей в занятиях по развитию речи
4. Игры с разработанными дидактическими пособиями.
3. Взаимодействие с родителями:
Консультации: «Дидактические игры в развитии речи ребёнка»;
- «В какие игры играет ваш ребёнок»;
- «Как развивать речь ребёнка»;
- «Развитие речи детей посредством дидактической игры».
- Привлечение к изготовлению пособий
Взаимодействие с педагогами по распространению своего опыта работы:
Творческая гостиная по презентации долгосрочных проектов по теме самообразования:«Развитие речи дошкольников через дидактические игры»
Консультация.
Отчёт по самообразованию.
3. Итогово-аналитический (01.05.2022-30.05.2022)
Творческий отчёт по реализации проектов. Анализ результатов проекта с представлением опыта работы (в форме презентации).
Организация методической выставки по теме самообразования
План мероприятий по реализации проекта
Этап проекта Мероприятия проекта сроки
Организационно подготовительный 1. Формулирование проблемы 01.09.2021 - 31.10.2021г.
2. Разработка теоретической части проекта 01.09.2021- 31.10.2021 г.
3. Ознакомление с методической литературой, с инновационным опытом работы по данной теме 01.09.2021- 31.10.2021 г.
4. Планирование деятельности по реализации проекта. 01.09.2021 - 31.10.2021 г.
Проведение педагогической диагностикианкетирование родителей «Ваши семейные традиции и обычаи» с целью выявления ситуации развития в данном направлении 01.09.2021 - 31.10.2021 г
Реализационный
Работа с детьми:
ООД - 1. Рассматривание иллюстраций
2. Слушание потешек
3. Активное участие детей в занятиях по развитию речи
4. Игры с разработанными дидактическими пособиями.
Беседы: Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, картинок, чтения сказок и стихов.
Игры : «Дидактические игры», «Словесные игры», «Сюжетно-ролевые игры»
09.09.2021 – 20.05.2022
Взаимодействие с родителями:
Консультации: «Дидактические игры в развитии речи ребёнка»;
- «В какие игры играет ваш ребёнок»;
- «Как развивать речь ребёнка»;
- «Развитие речи детей посредством дидактической игры».
- Привлечение к изготовлению пособий 09.09.2020– 20.05.2021
Открытый показ ООД по речевому развитию (активизация словаря через применение игровых технологий)
Май
Итогово-аналитический Организация методической выставки по теме самообразования
Май
Обобщение опыта работы по реализации проекта с последующим представлением на уровне Лениногорского муниципального района Май
Творческий отчёт по проекту
Май
Критерии оценки эффективности реализации проекта :
Данный проект помог активизировать игровую деятельность, развивать имитационные и творческие способности, наблюдательность, подражательность, активность, инициативность, коммуникативные навыки, взаимодействие, доброжелательное отношение к окружающим. Формировать навык самостоятельной передачи эмоций.
Социальный эффект
- повышение темпа развития речи в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность.
- позитивное взаимодействие детей в коллективе;
- правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка;
- раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности;
- целостное воздействие на речевую систему;
- речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности.
- Родители привлечены к сотрудничеству по созданию в детском саду РППС по теме.
- Распространила и обобщила свой опыт работы по теме:«Развитие речи дошкольников
через дидактические игры»
Ожидаемый продукт:
Для детей :
1. Повышение уровня развития речи у детей.
2. Умение обратиться за помощью к взрослым.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Развитие познавательной активности, творческих способностей.
5. Умение самостоятельно играть в игры.
Для воспитателей:
1. Новые знания о развитии речи детей.
2. Желание работать в этом направлении.
3. Повышение самообразования.
4. Укрепление отношений с родителями.
Для родителей:
1. Сближение с детьми и педагогами.
2. Интерес к событиям, происходящим в детском саду.
ЛИТЕРАТУРА
1. Программа «От рождения до школы» Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С, Комаровой. Москва. Мозаика – Синтез 2015.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду : Кн. для воспитателя дет. сада- 2-е изд., дораб. - М. ; Просвещение, 1991.- 160с.
3. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду : (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет. сада. - М. : Просвещение, 1982.- 96 с.
4. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 5-6 лет : программа, методические рекомендации, конспекты образовательной деятельности, игры и упражнения. -2-е изд., дораб. - М. : Вентана- Граф, 2013.- 272 с. - (Тропинки).