Алексеенко Галина Михайловна
Проект «Развитие речевого дыхания детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием нестандартного оборудования»
▼ Скачать +Заказ
Паспорт проекта
1. Основные положения
О проекте
Наименование проекта «Развитие речевого дыхания детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием нестандартного оборудования»
Наименование направление Практико-ориентированный, творческий
Участники проекта Дети старшего дошкольного возраста, педагоги групп, родители воспитанников.
Нормативные и стратегические документы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155
Публикация «Проект „Развитие речевого дыхания детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием нестандартного оборудования“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика. Самодельные игры и пособия
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2022
Закон «Об образовании в Российской Федерации»
Ресурсное обеспечение проекта (информационное обеспечение, материально-техническое обеспечение) Методические ресурсы:
– справочная литература
– научно-методическая литература
- интернет - ресурсы
Кадровые ресурсы:
– педагоги ДОУ
Материальные ресурсы:
– материалы, необходимые для изготовления оборудования
Продукты проекта
Нестандартное оборудование для развития речевого дыхания детей с тяжелыми нарушениями речи
Мастер-класс для педагогов
Участие в III городской научно-практической конференции «Дошкольное образование в современных условиях: критерии и механизмы обеспечения качества»
2. Цель и задачи проекта
Цель: Создание нестандартного оборудования для обучения детей с тяжелыми нарушениями речи правильному дыханию, обогащение знаний детей, родителей и педагогов ДОУ о роли правильного дыхания для сохранения здоровья и развития правильного звукопроизношения.
№ Наименование задачи Ожидаемые результаты
1 Изучить специфику реализации проекта Систематизировать практический материал по дыханию (оформить картотеку с нестандартным оборудованием)
2 Создать условия для формирования у детей правильного речевого выдоха Информировать педагогов ДОУ, родителей и детей о роли правильного дыхания для сохранения здоровья и развития правильного звукопроизношения
Привлечь внимание родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.
3 Внедрить в систему воспитания ОО эффективные здоровьесберегающие технологии Формировать у детей умение управлять органами дыхания (для сохранения здоровья и развития правильного звукопроизношения)
Актуальность проекта
Произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. Недостаточная дифференциация ротового и носового дыхания может привести к нечеткому произнесению звуков, их смешению.
Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с обучения ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения.
Результаты обследования звукопроизношения детей группы указывают на несформированный навык дифференциации носового и ротового дыхания, недостаточную силу, плавность и направленность выдыхаемой воздушной струи.
Целевые группы
№ Наименование группы Характеристика проблемы
1 Воспитанники подготовительной группы компенсирующей направленности
Формировать у детей бесшумно производить вдох и рационально плавно расходовать воздух на выдохе.
Формировать у детей говорить спокойно, плавно, не торопясь.
2 Родители
Способствовать расширению знаний о правильном речевом выдохе у детей
Познакомить с нестандартным оборудованием для формирования правильного речевого выдоха у детей
3 Педагоги
Расширить знания о использовании нестандартного оборудования для развития правильного речевого дыхания у детей
План реализации проекта
Этапы Мероприятия реализации
Первый этап – декабрь 2021
Теоретико –методологический и подготовительно-организованный этап Изучение литературы по данной теме.
Просмотр интернет-ресурсов.
Планирование работы с родителями по формирования правильного дыхания у детей и привлечения к изготовлению нестандартного оборудования для дыхательной гимнастики.
Второй этап - декабрь 2021-январь 2022
Практический этап
Изготовление необходимого оборудования
Выполнение дыхательных игр и упражнений с использованием нестандартного оборудования.
Беседы и игровые ситуации о роли правильного дыхания для сохранения здоровья.
Творческая мастерская по изготовлению нестандартного оборудования для развития речевого дыхания.
Проведение консультаций для родителей «Умеем ли мы правильно дышать», «Правильное дыхание – основная составляющая развития речи дошкольника».
Третий этап – январь 2022
Обобщающий этап 3 этап – Итоговый.
Оформление результата проекта в виде выставки нестандартного оборудования.
Проведение мастер-класса для педагогов ДОУ по использованию нестандартного оборудования для формирования правильного речевого дыхания.
Ожидаемые результаты
• У детей сформировано правильное речевое дыхание и направленная воздушная струя.
• Изготовлено нестандартное оборудование и создана картотека игр по формированию речевого дыхания.
• Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей правильному речевому выдоху, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе, также изготовление нестандартного оборудования совместно с детьми.
• Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
• Применение нестандартного оборудования в дальнейшем в работе с детьми на индивидуальных и фронтальных занятиях.
Заключение
Правильное речевое дыхание - основа для нормального звукопроизношения и речи в целом. Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по выработке воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения.
При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее вызвать и поставить необходимые звуки.
Для мотивации детей в формировании правильного речевого дыхания в рамках проекта было разработано и создано нестандартное оборудование, которое способствует в игровой форме овладеть этим навыком.
Родители совместно с детьми придумывали и изготовляли нестандартное оборудование для проведения дыхательной гимнастики, с которыми воспитанники играли с большим интересом дома и детском саду, а играя развивали речевое дыхание.
Несмотря на то, что проект был закончен в январе 2022 года, его реализация продолжается на данный момент с детьми старшего дошкольного возраста.