Ирина Коршунова
Проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – март).
Участники проекта : дети старшей, подготовительной групп, посещающих логопункт, воспитатели, родители воспитанников.
Образовательная область: познавательно - речевое развитие ребенка, физическое развитие ребенка.
Актуальность темы.
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Публикация «Проект „Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватывать другой предмет и т. п.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения ребенку будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Цель: Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.
Задачи:
1. Активизировать педагогический потенциал родителей.
2. Развить фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, усидчивость.
3. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, развить глазомер.
4. Учить концентрации внимания, стимулировать развитие памяти, умение следовать устным инструкциям.
Участники проекта : дети, родители, педагоги.
Предполагаемый результат:
1. Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.
2. Развитие речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Обогащение родительского опыта в развитие мелкой моторики пальцев.
Реализация проекта проходила в три этапа:
I этап - подготовительный (сентябрь).
1. Изучение:
-научно-методической литературы по теме проекта;
- понятий, касающихся темы проекта;
2. Подбор диагностического материала.
3. Разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики.
4. Создание предметно-развивающей среды.
5. Диагностический этап:
А) Диагностика воспитанников проводилась с помощью диагностического инструментария:
• Методика «Дорожки» (Л. А. Венгер).
• Графическая проба «Заборчик» (А. Р. Лурия).
• «Перебор пальцев» (Е. И. Рогов).
• Реципрокная координация движений (Н. И. Озерецкий).
Б) Анкетирование родителей позволило выявить компетентность родителей по данной теме.
II этап – основной (октябрь – апрель).
Работа выстраивалась в трех направлениях:
1. В совместной деятельности педагога и детей;
В логопедическом кабинете создана все условия для развития мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно выбирать игры.
Мероприятия:
использование на логопедических занятиях:
-традиционных методов (пальчиковая гимнастика, игры с бельевыми прищепками, аппликации с крупой, выкладывание счётных палочек, игра с мозаикой, массаж кистей рук, паззлы, кубики, рамки- вкладыши, шнуровки, нанизывание бусин, штриховки);
-нетрадиционных методов (Су-джок терапия, игольчатые коврики Ляпко, аппликатор Кузнецова, игра с логокубом);
В процессе свой педагогической деятельности особое внимание я уделила таким нетрадиционным приемам работы как ниткография, пескотерапия и «Игры в сказку».
С педагогами ДОУ – с помощью проведения консультаций, семинаров-практикумов, бесед.
Мероприятия:
Содержание мероприятий.
1. «Чтобы лучше говорить-надо с пальцами дружить» (родительское собрание, сентябрь.
2. Домашняя игротека
«Игры на развитие мелкой моторики рук» (семинар-практикум, октябрь.
3. «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи» (собрание,
ноябрь.
4. «Игры с крупами, как средство автоматизации звуков» (семинар-практикум,
декабрь.
5. «Значение развития мелкой моторики для подготовки детей к школе» (консультация, январь.
6. «Применение Су-джок терапии при коррекции речи у детей» (мастер-класс, февраль.
7. «Сенсорное развитие детей в домашних условиях» (мастер-класс, март.
III этап – заключительный (апрель).
- Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.
Организация работы по проекту.
Изучение литературы по теме.
Получить необходимые знания и умения.
Составление картотеки игр для развития мелкой моторки Распределить игры по лексическим темам.
Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год. Разработать практические мероприятия на период проекта.
Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.
Анкетирование родителей.
Выявление компетентности родителей по данной проблеме.
Обследование детей.
Выявление уровня развития мелкой моторики.
-Экспериментальная деятельность:
Познание свойств: предметов быта, природного материала
(крупа, прищепки).
Формирование сенсорных представлений, развитие познавательно-исследовательской деятельности.
-выполнение продуктивной деятельности (нетрадиционные техники) «Веселые картины», «Узоры на подносе» и т. д.
Приобщение к изобразительному искусству.
Использование методов Су-джок.
Укрепление здоровья при помощи нетрадиционных техник.
Изучение пальчиковых игр.
Тренировка пальцев рук, развитие внимания, воображения.
Выявление результатов деятельности по проекту (диагностическое обследование детей).
Оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.
Привлечение родителей к участию в реализации проекта.
Перечень основных мероприятий.
Образовательная область.
1. Познание.
-Экспериментальная деятельность:
познание свойств: предметов быта, природного материала (фасоль, крупа, прищепки) .
-Д/и «Лото», «Нарядные бусы» и т. д.
2. Коммуникация.
- Заучивание потешек сопровождающих пальчиковые игры: «Семья», «Капуста», «Кошкин дом» и т. д.
3. Социализация.
- Коллективное творчество,приобщение к нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
4. 4. Художественное творчество.
-Выполнение продуктивной деятельности «Веселые картины», «Узоры на подносе» и т. д.
5. Предметно – развивающая среда.
- Пополнение уголка сенсорного развития (шнуровки, лото, сухой бассейн, мозаика).
6. Здоровье.
-Укрепление здоровья детей при помощи нетрадиционных техник.
7. Совместная деятельность с родителями.
-Наглядно – информационный и консультативный материал для родителей.
-Выполнение творческих заданий.
-Участие в закреплении разучиваемых игр с детьми дома.
Вывод:
Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук-один из основных показателей, как речевого развития детей, так и интеллектуального, и, следовательно, готовности к школьному обучению.
Критерии реализации проекта :
Педагоги:
1. Расширен кругозор педагогов о влиянии пальчиковой гимнастики на развитие речи детей через :
• консультации;
• семинары – практикумы;
• мастер-классы.
Дети:
1. Развиты умения правильно выполнять упражнения по мелкой моторике.
2. В совместной деятельности дети свободно владеют играми по мелкой моторике.
3. Использовав игры и упражнения по развитию мелкой моторики у детей сформирована словесная речь.
4. Выполняя любые поручения у детей, сформирован навык доводить дело до конца.
5. Проводя в течении года работу по развитию моторики рук у детей развиты и сформированы сенсорные эталоны формы, величины и цвета, развита тактильная чувствительность рук.
Родители:
1. Доведение до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.
2. Формирование моторики в специально созданных ситуациях, с использованием настольных и подвижных игр, в изобразительной деятельности и т. д.