Лучший педагог года

Проект «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники изобразительной деятельности. Зимушка зима»

Евтушевская Марина Евгеньевна
Проект «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники изобразительной деятельности. Зимушка зима»
▼ Скачать + Заказать документы

ПРОЕКТ

«Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники изобразительной деятельности»

Тема: «Зимушка зима»

Подготовила:

Евтушевская Марина Евгеньевна

Воспитатель МДОУ д/с №45 «Мечта»

г. Серпухов

Введение.

«Истоки способностей и дарования детей-

на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие нити,

которые питают источник творческой мысли.

Публикация «Проект „Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники изобразительной деятельности, Зимушка зима“» размещена в разделах

Другими словами, чем больше

мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

В. А. Сухомлинский.

На современном этапе развития общества происходят изменения и в системе дошкольного образования. Одной из задач ФГОС ДО является формирование творческой личности. Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. Эффективным средством решения этой задачи в дошкольном детстве является изобразительное творчество.

Занятия творчеством имеют большое значение в развитии ребёнка. Они не только формируют представление детей об окружающем мире, развивают творческие способности, эстетическое восприятие, закрепляют знания детей о сенсорных эталонах, развивают внимание, мышление, но и развивают моторику кистей рук формируют элементарные графические умения необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма в будущем. Для развития всех этих качеств, как составляющих творческого потенциала личности, в практике дошкольного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники. Достоинством таких техник является универсальность, технология их выполнения интересна детям дошкольного возраста.

Опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что у некоторых детей слабо развиты руки, кисти, ручные умения или, как принято называть, мелкая моторика. Поэтому они боятся рисовать традиционным способом (кистью, карандашом, им кажется, что у них ничего не получится. Что бы достичь положительных результатов, в ходе образовательной деятельности я широко использую приемы и методы развития мелкой моторики рук.

Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Так же эффективно помогает развить мелкую моторику рук, как одну из основных составляющих развития предпосылок учебной деятельности.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Срок реализации: с 12.02. по 26.02.

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Предмет исследования: нетрадиционное рисование как фактор развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Объект: процесс развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.

Актуальность

Вопрос развития мелкой моторики детей стоит довольно остро. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

Мелкая моторика-основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, пространственные представления. От степени развития моторики зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в начальной школе.

Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник дает возможность для ребенка думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное развивает руку и мелкую моторику. Эти умения в дальнейшем оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навык письма.

Постановка проблемы

Недостаточность ручных умений и навыков у детей.

Недостаточность представления у детей дошкольного возраста о многообразии нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Недостаточное внимание проблеме развития мелкой моторики на раннем этапе развития детей со стороны родителей.

Цель: создание условий для развития мелкой моторики у детей младшего возраста через нетрадиционные техники изобразительной деятельности.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

• Развивать и укреплять мелкую моторику рук;

• Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования;

• Формировать интерес к изобразительной деятельности и самостоятельность в работе с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности;

• Создавать развивающую предметно-пространственную среду, благотворно влияющую на развитие мелкой моторики у дошкольников;

• Привлечь родителей к процессу развития художественных способностей (возможностей) и мелкой моторики у детей. Познакомить их с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности для детского творчества дома.

Методы реализации проекта:

- наглядный метод (рассматривание иллюстраций, показ воспитателем способа рисования);

- словесный (беседа, рассказ, наблюдение, использование художественного слова, указания, пояснения);

- практический, (обследование, самостоятельная деятельность при выполнении работы);

- проблемно-мотивационный (стимулирование активности детей за счет включения проблемной ситуации в ходе занятия);

- сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе);

- мотивационный (убеждение, поощрение).

Нетрадиционные техники :

- рисование пальчиками,

- тычок поролоном (ватной палочкой,

- обрывная аппликация,

- аппликация из ватных шариков,

- пластилинография.

Ожидаемый результат:

Расширение и обогащение художественного опыта, а так же знаний о нетрадиционных способах рисования;

Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

Развитие сенсорных умений, мелкой моторики и развитие общей ручной умелости.

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики и изобразительных умений детей.

План реализации проекта

1. Подготовительный этап

Мероприятия Задачи Литература

Предварительная работа:

Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала

Повысить компетентность педагогов. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : Сфера, 2005.

Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. - СПб. :КАРО, 2008.

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. Определить объем и содержание работы по проекту. Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (все возрастные группы) .-М. : Мозаика-Синтез, 2013

Взаимодействие с родителями

• Рекомендации родителям

«Развиваем мелкую моторику у детей»

• Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования»

• Консультация «Пластилинография. Лепим из пластилина с детьми» Объяснить значимость развития мелкой моторики как главного фактора подготовки руки к письму;

Расширить знания родителей о нетрадиционных техниках изобразительной деятельности;

Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности;

Обучить приемам нетрадиционных техник для детской деятельности дома.

Интернет ресурсы:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/

Крупенчук И. О. «Тренируем пальчики-развиваем речь!».- изд. ЛИТЕРА, 2009.

Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» ч. 2, - М. ,2007г., стр. 72

Тихомирова О. Ю. «Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»,- изд. : Мозаика-Синтез, 2011.

Выставка работ родителей выполненных в нетрадиционных техниках

Привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности;

Вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом.

ОО «Познавательное развитие»

НОД Ознакомление с миром природы

Тема: «Путешествие в зимний лес»

Развивать умения замечать изменения в природе, происходящие зимой;

Расширять представления о явлениях, не имевших места в собственном опыте детей;

Формировать целостную картину мира, первичных представлений у детей.

Репродукция картины «Первый снег» А. Пластов. Рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами.

С. И. Николаева «Экологическое воспитание в младших дошкольников»,-изд. Мозаика-Синтез, 2006.

Познавательно-исследовательская деятельность.

• Наблюдение. В ветреную погоду понаблюдать за низко и быстро плывущими облаками.

• Наблюдение на прогулке за елкой в инее.

• Наблюдение за спокойно падающими снежинками, сугробами блестящими на солнце.

• Наблюдение за выпавшим снегом.

Экспериментирование со снегом - рисование палочками и печатками на снегу, лепка гусеницы, снеговика. Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки, узоры на стекле (кругом бело, снег сверкает на солнце, небо голубое, на форму, характер и цвет облаков. Отметить какое солнце (тусклое, яркое, закрыто тучами).

Обратить внимание на строение елки (внизу широкая, вверху узкая, есть верхушка–макушка, много иголок, ветви, как лапы.

Воспитывать у детей эстетические чувства от красоты окружающей природы. Побуждать малышей к самостоятельному поиску элементов объекта, выделению их (иней на елке, на рябинке, на березке) .

Пробуждать интерес к снегу как к необычному материалу — в снегу остаются следы, на нем можно рисовать из него можно лепить.

Кастрыкина В. Н.,

Попова Г. П. Организация деятельности детей на прогулке: вторая младшая группа,- Изд. : Учитель, 2015.

Дидактические игры

• «Разноцветные прищепки» - дополнение изображения деталями.

• «Составь узор» - составление узора по гвоздикам из резинок, веревочек.

• «Нанизываем бусы» - нанизывание на шнурки и верёвочки различной величины бусин, пуговиц.

• «Замоталки» - наматывание шнурочков или тесьмы на карандаши.

• «Мультяшки из кашки» - рисунки на манной крупе.

• «Фасольные прятки» - поиск предметов различной текстуры.

• «Мишка косолапый» - катание в руках шишек, жёлудей, каштанов.

Учить детей правильно брать и открывать прищепку.

Закреплять знания цветов.

Развивать мелкую моторику рук, координацию действий обеих рук, зрительное восприятие, внимание, воображение.

Воспитывать интерес, усидчивость, терпение.

Развивать творческое воображение, память.

Интернет ресурсы: http://festival.1september.ru/articles/

ОО «Речевое развитие»

НОД Речевое развитие

Тема: Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет».

Тема: Рассказывание по картине «Зимние забавы»

Познакомить с художественным произведением

Оживить в памяти детей их собственные впечатления от снегопада.

Слушание музыки «Метель» Г. В. Свиридова.

Рассматривание сюжетной картины «Зимой на прогулке»

Учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины.

Юдаева М. В. (сост.) Хрестоматия для младшей группы. Серия "Библиотека детского сада,- Издательство Самовар, 2014.

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 3–4 лет: Наглядно-дидактическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

Приобщение к художественной литературе

• Разучивание стихотворения И. Сурикова «Белый снег пушистый…».

• Чтение стихов: А. С. Пушкина «Туча», В. Я. Брюсова «Облака», С. Есенина «Поет зима, аукает», Т. Агибалова «Снеговик», О. Высотской «Елка».

• Чтение русской-народной сказки «Заяц-хваста».

• Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег?».

• Пословицы, поговорки, потешки, загадки на зимнюю тему.

Культурно-досуговая деятельность

• Музыкальное развлечение по мотивам сказки Кременс Миоара «Солнце и снежные человечки»

Формировать умение восхищаться красотой зимней природы, передавать свое отношение в процессе выразительного чтения.

Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

Формирование умения замечать красоту зимней природы.

Закрепить признаки зимы через загадки и задания.

Вызвать яркий эмоциональный отклик на сказочный образ солнца и желание помочь снеговикам

Побуждать детей принимать активное участие в изготовление подарков для снеговиков.

Юдаева М. В. (сост.) Хрестоматия для младшей группы. Серия Библиотека детского сада,-Издательство Самовар, 2014.

Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. -М. : Мозаика-Синтез. 2012

Шорыгина Т. А. «Какие месяцы в году!» сборник худож. литературы, изд. «Гном и Д», 2009.

В обработке Н. Иваницкого, О. Капицы, П. Шейна, Г. Науменко Песенки и загадки,-изд. Стрекоза, 2010.

Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий 3-4 лет. -М. :ТЦ Сфера: 2005

Мероприятия Задачи Литература

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Рассматривание репродукций

И. Э. Грабаря «Февральская глазурь»,

К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», «Зимнее солнце».

Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме.

Дидактические игры «Дорисуй предмет», «Раскрась мишку», «Нарисуй бусинки крупные и мелкие». Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие.

Подводить детей к восприятию произведений искусства.

Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства, подводить к различению видов искусства через художественный образ.

Развивать мелкую моторику рук, координацию действий обеих рук, зрительное восприятие, внимание, воображение.

Воспитывать интерес, усидчивость, терпение.

Курочкин Н. А. Учебно-наглядное пособие «Знакомство с пейзажной живописью», - С-Пб., 2004.

Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. – Ярославль, 2007.

Музыкальная деятельность

Слушание

П. Чайковский «Вальс снежных хлопьев»,

«Игра с зайчиком» А. Филиппенко,

Пение «Зима» муз. М. Карасевой, сл. Н. Френкель, «Ёлочка», муз. М. Красевой, сл. З. Александровой, «Снег идет» М. Еремеевой

Этюды-драматизации. «Зайцы и лиса», муз. Е. Вихаревой,

Игра «Заинька, выходи», муз. Е. Тиличеевой, «Мы Мороза не боимся» р. н. м.

Характерные танцы. «Танец снежинок», муз. Бекмана; «Танец зайчиков», рус. нар. мелодия. Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие.

Приучать детей слушать инструментальную музыку изобразительного характера, понимать ее содержание.

Содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на музыкальные произведения.

Продолжать развивать чувство ритма и координацию движения. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. - М. : Мозаика-Синтез. 2010.

Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий 3-4 лет. -М. :ТЦ Сфера: 2005

ОО «Физическое развитие»

Динамические паузы в НОД

Пальчиковая гимнастика

«Зима», «Дикие животные» И. О. Крупенчук

Игры с пальчиками для развития мелкой моторики

«Замерзают птицы», «Выпал снег», «Зима» А. Г. Османова

Физминутки

«Мы шагаем по сугробам», «Ветер дует нам в лицо», «Снеговик», «Метель» (русская народная приговорка «Белым снегом замело…» В. Н. Нищева.

Подвижные игры «Снежная Баба», «Зайка беленький сидит», «Лиса и зайцы».

Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук детей.

Формировать координацию движений.

Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.

Способствовать развитию творческих способностей.

Развивать память, мыслительную деятельность, связную речь.

Стимулировать зрительное и слуховое восприятия.

Развивать стремление играть в подвижные игры с простым содержанием и несложными движениями.

Формировать выразительность движений, умение передавать простейшие действия некоторых персонажей. Крупенчук И. О. «Тренируем пальчики-развиваем речь!».- изд. ЛИТЕРА, 2009.

Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. - СПб. :КАРО, 2008.

Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики для дошкольников», изд. Детство – Пресс, 2007 г

Оформление художественной выставки «Чудесные превращения краски» Продолжать знакомить детей с понятием «выставка»; её назначением;

Побуждать детей принимать активное участие;

Вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом.

2. Основной этап

Мероприятия Задачи Литература

ОО «Художественно – эстетическое развитие»

НОД Аппликация

с элементами рисования

Тема: «Путешествие с облаками» Педагогическая технология - Обрывная аппликация

Упражнять в рисовании ватными палочками; учить располагать мазки по всему листу.

Развивать чувство ритма и композиции.

Развивать мелкую моторику пальцев.

Воспитывать аккуратность. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : Сфера, 2005.

НОД Рисование предметно-декоративное

Тема: «Тарелочка с рябиной»

Педагогическая технология –

Рисование пальчиком

Учить детей передавать форму, величину и другие особенности ветки рябины отпечатками пальцев.

Учить детей составлять узоры на бумаге круглой формы, располагая его по краям.

Развивать композиционное умение, цветовое восприятие. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004, стр18.

НОД Аппликация

Тема: «Зайка беленький сидит…»

Педагогическая технология –

Аппликация из бросового материала

Учить основным приемам в аппликационной технике (отрывание небольших кусочков ваты и скатывание в шарики).

Обогащать сенсорные впечатления.

Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.

Воспитывать аккуратность. Долженко Г. И. 100 поделок из бумаги. - Ярославль: Академия развития, 2006, стр. 28.

НОД Лепка

Тема: «Елочка-пушистая иголочка»

Педагогическая технология –

Пластилинография

Обучение приемам работы с пластилином, видоизменять основную форму разными приемами (сплющивание, оттягивание, прищипывание, вдавливание, загибы и т. п).

Развитие мелкой моторики.

Развитие у детей творческих способностей, эстетического восприятия и художественного вкуса Тихомирова О. Ю. Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - М. : Мозаика-Синтез, 2011.

3. Итоговый этап

Выполнение коллективных работ «Снеговик» и «Солнышко» Побуждать детей принимать активное участие в коллективной работе;

Развитие мелкой моторики.

Вызвать интерес к нетрадиционным способам изобразительной деятельности.

Оформление художественной выставки детских работ в нетрадиционных техниках

«Зимушка зима». Познакомить детей с понятием «выставка»; её назначение.

Побуждать детей принимать активное участие в выставке работ.

Ознакомление родителей с результатами реализации проекта (выставка работ детей).

Анализ проделанной работы

В ходе реализации проекта «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники изобразительной деятельности» была достигнута положительная динамика, которая проявилась в продуктивной деятельности детей.

Мониторинг, проводимый в начале и в конце проекта, позволил проследить динамику развития ручной умелости. Результаты показали, что вся работа над проектом дала положительные результаты.

Если на начальном этапе проекта были следующие результаты уровня развития: Средний уровень имели 13 детей -38%, Достаточный уровень развития имели 11 детей – 31% и Высокий уровень - 11 детей -31%.

То на заключительном этапе результаты стали такими: Средний уровень – 9 детей - 25% (детей испытывают затруднения по всем критериям развития мелкой моторики рук, Достаточный 8 детей - 22% (затруднена координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль, Высокий уровень – 18 детей - 53% (владеют навыками и умениями работы с инструментами, проявляют интерес к практической деятельности).

Результаты проведенного исследования показывают, что регулярная работа, направленная на развитие мелкой моторики через знакомство с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, которая проводилась по различным направлениям (пальчиковая гимнастика, массаж пальцев и ладоней рук, работа с мелкими предметами, бумагой, карандашом, пластилином и т. д.) способствует формированию готовности к письму.

Анализ детских работ показал: что дети обогатили художественный опыт, а так же знания о нетрадиционных способах рисования. Овладели простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами. У детей появилось желание к самостоятельному изображению, техника рисования кистью и карандашом достигла необходимого уровня ручной умелости.

Родители получили консультации по вопросам развития мелкой моторики и изобразительных умений детей, а так же познакомились с нетрадиционными техниками рисования. Это дало положительные результаты. Родители стали принимать активное участие в тематических творческих выставках и конкурсах, проявлять большой интерес к совместной творческой деятельности с детьми, а так же приобщились к активному участию в развитии ребенка.

Выводы

Создание эстетической среды, проведение обучающих и творческих занятий по рисованию на основе индивидуального подхода к детям, дидактические игры, выставки рисунков, оформление досугов, работа с родителями — все это позволило добиться положительных результатов в развитии мелкой моторики и художественно–творческих способностей детей.

Наблюдая за эффективностью применения нетрадиционных техник изобразительной деятельности на занятиях, привели меня к выводу, что данные работы по развитию мелкой моторики создают ситуацию успеха у детей, формируют устойчивую мотивацию к рисованию, позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

В заключении хотелось бы сказать следующее: рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

Список литературы:

1. В обработке Н. Иваницкого, О. Капицы, П. Шейна, Г. Науменко Песенки и загадки,-изд. Стрекоза, 2010.

2. Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. – Ярославль, 2007.

3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 3–4 лет: Наглядно-дидактическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

4. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. - М. : Мозаика-Синтез. 2012

5. Долженко Г. И. 100 поделок из бумаги. - Ярославль: Академия развития, 2006, стр. 28.

6. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004, стр18.

7. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. - М. : Мозаика-Синтез. 2010.

8. Картушина М. Ю. «Логоритмика для малышей: Сценарии занятий 3-4 лет».-М. :ТЦ Сфера: 2005

9. Кастрыкина В. Н., Попова Г. П. «Организация деятельности детей на прогулке: вторая младшая группа».- Изд. : Учитель, 2015.

10. Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (все возрастные группы) .-М. : Мозаика-Синтез, 2013

11. Крупенчук И. О. «Тренируем пальчики-развиваем речь!».- изд. ЛИТЕРА, 2009.

12. Курочкин Н. А. Учебно-наглядное пособие «Знакомство с пейзажной живописью». - СПб., 2004.

13. Николаева С. И. «Экологическое воспитание в младших дошкольников».-изд. Мозаика-Синтез, 2006.

14. Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики для дошкольников», изд. Детство – Пресс, 2007 г

15. Османова Г. А. «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр», - СПб. : КАРО, 2008.

16. Тихомирова О. Ю. «Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста». - М. : Мозаика-Синтез, 2011.

17. Шорыгина Т. А. «Какие месяцы в году!» сборник художественной литературы, изд. «Гном и Д», 2009.

18. Юдаева М. В. (сост.) Хрестоматия для младшей группы. Серия «Библиотека детского сада».- Издательство Самовар, 2014.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования»«Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования» В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально. Поэтому развитие творчества - одна из главных задач воспитания.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук детей с ОВЗ, через занятия декоративно-прикладным творчества» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Таштыпский районный Центр детского творчества» Методическая разработка.

Расширение возможности в познании окружающего мира через развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста Методическая разработка «Расширение возможности в познании окружающего мира через развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста».

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

Презентация «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности» «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности» Выполнила: Левицкая Галина Николаевна,МДОУ.

Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования у детей со сложным дефектом в развитииРазвитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования у детей со сложным дефектом в развитии Работа с дошкольниками нетрадиционными техниками рисования, особенно детей со сложным дефектом в развитии, является важной и актуальной.

Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников с ТНР посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности Цель: развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста с ТНР посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Самообразование на 2017–2018 год «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования» «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования» «Рука – это вышедший наружу мозг человека» Н. Кант «Истоки способностей.

Фотоотчет «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»Фотоотчет «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» Хочу показать начало работы по теме самообразования:"Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники изобразительной деятельности. Зимушка зима»
Опубликовано: 24 января 2018 в 07:49
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники изобразительной деятельности. Зимушка зима»» (включая файлы) размещена пользователем Евтушевская Марина Евгеньевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД