Ольга Семаева
Проект «Развитие бытовой лексики детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы. В современных требованиях Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) развитию речи детей уделяется большое внимание, особенно в свете подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Публикация «Проект „Развитие бытовой лексики детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности“» размещена в разделах
Слово вводит ребёнка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нём, помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным участником в жизни общества. Слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения малыша. Оно служит средством регуляции его поведения. С помощью слова ребёнок познаёт природное и предметное окружение.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть такой лексикой, которая позволила бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
Активный процесс становления речи начинается с развития бытовой лексики, составляющей весьма обширную и важную часть словарного состава языка, отмечается в исследованиях Р. Лалаевой [15], Н. Нечаевой [17], Е. Тихеевой [23], В. Харченко [26]. Она связана с выражением наиболее необходимых жизненно важных понятий. Семантические пласты бытовой лексики охватывают многочисленные стороны человеческого быта в повседневной жизни. Овладение дошкольником бытовой лексикой как важнейшей частью языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство сформированного словаря дошкольников есть признак высокого развития речи. При нарушениях, в процессе формирования словаря дошкольников, лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой.
В настоящее время актуальным остается вопрос поиска новых методов развития словаря дошкольников, а, вместе с тем, исследователи Т. Зыкова [9], М. Леонова [16] отмечают роль игр и их нерастраченный потенциал в изучении наиболее трудных для понимания дошкольниками тем, к которым и относится речевой материал.
Методика развития речи дошкольником предлагает такой тип занятий, который построен в форме игры. Это облегчает усвоение материала, развивает у детей слуховое внимание, способствует правильному восприятию речи.
Подача материала, направленного на обогащение словаря, в форме игры учит малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить простые и многосложные слова, отвечать на вопросы.
Педагоги широко используют различные игры, которые не только позволяют всесторонне развивать дошкольников, но и способствуют формированию у детей навыков словарной деятельности.
Игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.
Исходя из актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования «Овладение бытовой лексикой детьми среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности».
Проблема исследования: каковы возможности игровой деятельности в овладении бытовой лексикой детьми среднего дошкольного возраста?
Цель исследования: теоретически обосновать и изучить возможности иг-ровой деятельности в овладении бытовой лексикой детьми среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс овладения бытовой лексикой детьми среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: возможности игровой деятельности в овладении бытовой лексикой детьми среднего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сфор-мулированы следующие задачи:
1. На основе изучения психолого – педагогической и методической литературы по теме проанализировать актуальность проблемы овладения бытовой лексикой детьми среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
2. Изучить особенности развития словаря детей дошкольного возраста.
3. Проанализировать виды игр дошкольников и их возможности в овладении бытовой лексикой.
4. Экспериментальным путем изучить бытовой словарь дошкольников.
5. Разработать и апробировать комплекс игр на овладение бытовой лексикой детей среднего дошкольного возраста
Гипотеза исследования: овладению бытовой лексикой детьми среднего дошкольного возраста будет способствовать игровая деятельность, организуемая воспитателем в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, в индивидуальной работе с детьми и в свободной деятельности.
Методы исследования: теоретические: анализ, систематизация, обобщение теоретического материала; эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный, наблюдение, беседа.
Опытно – экспериментальная база исследования: МДОУ «Детский сад №1 «Дюймовочка» г. Медногорска Оренбургской области.
Теоретическая новизна исследования. Обоснована необходимость проведения систематической работы воспитателя по овладению бытовой лексикой детей среднего дошкольного возраста на основе игровой деятельности.
Практическая значимость исследования. Разработан и апробирован комплекс игр для овладения детьми среднего дошкольного возраста бытовой лексикой, который может воспитателями дошкольных образовательных учреждений в практике работы.