Милованова Ольга
Проект «Разучивание песен с приемами мнемотехники для формирования непроизвольной памяти и речевого воспроизведения»
▼ Скачать + Заказать документы
Разучивание песен с приемами мнемотехника для формирования непроизвольной памяти и речевого воспроизведения.
Музыкальные руководители:
• Милованова О. Е. музыкальный руководитель дошкольных групп МБДОУ «Усть – Качкинский детский сад «Огонек»».
Паспорт проекта :
• Вид проекта : творческий, групповой, комплексный.
• Участники: дети младшей группы, родители, воспитатели.
Публикация «Проект „Разучивание песен с приемами мнемотехники для формирования непроизвольной памяти и речевого воспроизведения“» размещена в разделах
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Песни. Все материалы на тему песен
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2019
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он их усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
Постановка проблемы
Работая в детском саду музыкальным руководителем на музыкальных занятиях в младших группах, мы сталкиваемся с большой проблемой - детям трудно запоминать и правильно произносить тексты песен, стихов и сценок. Дети не любят запоминать песни как стихотворение, повторяя их несколько раз. Они быстро устают. Также переучивание неправильного произношения окончания слов для них происходит очень мучительно.
Как сформировать речь ребенка, помочь ребенку почувствовать ритм речи, мелодию слов, запомнить содержание песни и эмоционально ее исполнить? Ответы нашли в методике мнемотехника.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер : дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Это графическое или частично графическое изображение персонажей песни, сказки, стихотворений, явлений природы, некоторых действий. Изобразить нужно так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для детей младшего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы : цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая и т. д., для детей старшего возраста возможно использование любых цветовых форм мнемотаблиц.
Почему же мы акцентируем свое внимание именно на развитие певческих способностей у младших дошкольников?
Пение – наиболее доступный для дошкольников исполнительский вид музыкальной деятельности, который благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата, а так же повышает успехи в обучении чтению, развивает фонематический слух, улучшает пространственно-временные представления при изучении математики. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики, укрепляет легкие и голосовой аппарат. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки. В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний.
Актуальность данной проблемы определила тему работы: Разучивание песен с приемами мнемотехника для формирования непроизвольной памяти и речевого воспроизведения.
Целями нашего проекта являются :
1. Развитие слуховой и зрительной памяти,
2. Психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания и речи посредством мнемотехники, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Основные задачи:
1. Формировать у детей умения с помощью графического рисунка понимать и рассказывать знакомые песни по мнемотаблице;
2. Развивать музыкальный слух, умственную активность, сообразительность, наблюдательность;
3. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды, музыкальный слух;
4. Обучать детей правильному звукопроизношению.
5. Учить детей исполнять песни с помощью мнематаблиц и самостоятельно, в сопровождении и без сопровождения инструмента, на занятиях и вне их;
6. Помогать проявлению творческих способностей, самостоятельному использованию знакомых песен в играх.
Работа на занятиях по мнемотехнике состоит из 5 этапов.
1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено
2 этап: Рассматривание картинки и разбор того, что на ней изображено.
3 этап: Пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
4 этап: Для того чтобы спеть текст, в каждом рисунке рисуем стрелочку. Это помогает ребенку увидеть движение мелодии и он может управлять певческим голосом. В старших группах дети самостоятельно могут определять движение мелодии в песне и пропевать ее индивидуально, по подгруппам или коллективно, а также прохлопывать ритм мелодии, произнося и пропевая текст.
5 этап: После того, когда дети усвоят этот метод запоминания текста песен, они сами могут нарисовать песни. Сначала с помощью музыкального руководителя, а затем самостоятельно. Это развивает у ребят фантазию и воображение.
Принцип работы по разучиванию песни :
1. Прослушивание новой песни.
2. Беседа о характере песни и ее содержании.
3. Рассматривание таблиц с определением текстового значения каждой картинки.
4. Разучивание песен по фразам при помощи соответствующих тексту картинок.
5. Исполнение песни при помощи мнемотаблицы.
В мнемосхемах к песням мы используем маленькие картинки (изображения) : схемы нужно выполнить так, чтобы нарисованное было понятно детям, вызывало у них наглядную ассоциацию и не отвлекало их внимание лишними деталями.
Так же, на музыкальных занятиях, необходимо предлагать ребятам такой вариант: придумать мнемотаблицу на новую песню, которую они услышат в исполнении педагога. Обсудить с детьми какие рисунки они хотели бы нарисовать согласно прослушанной песни. Совместный творческий процесс педагога и ребят предполагает быть очень интересным и увлекательным.
Но самое главное в разучивании песни при помощи мнемотаблиц - это вовремя отойти от графического изображения текста, дать ребенку возможность самому, без подсказок, исполнять разученную песню.
Реализуя свой проект, синтезируя его с основной программой, мы в младших группах ожидаем получить существенные результаты по развитию речи, музыкального слуха, внимания и памяти. Предполагаем, что модульная игра с применением мнемотаблиц повысит концентрацию внимания и станет хорошей мотивацией для качественного исполнения «нарисованной» песни. Таки образом, использование метода в мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста позволит детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и запомнить стихотворение, рассказ или песню.
В дальнейшей работе с детьми, с использованием приема моделирования, мы предполагаем добиться следующих результатов:
- овладеть высоким уровнем запоминания, познавательной и речевой активности на познавательных занятиях;
-научиться анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предмета;
- самостоятельно кодировать и декодировать информацию о предмете, окружающей действительности;
- составлять самостоятельно небольшие рассказы — загадки по пройденной теме (планеты, животные, растения, человек, и т. д.).
- научиться обосновывать правильность или ошибочность своих высказываний.
На протяжении учебного года, по факту использования методики с применением мнемотаблиц планируем проводить анализ качественных изменений психических процессов младших дошкольников: связной речи, памяти, внимания.
Считаем, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и его готовности к школьному обучению. Ведь еще К. Д. Ушинский сказал: «Учите ребенка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит налету».
Сроки реализации проекта : 1 год.
План реализации проекта :
Реализация данного проекта будет проходить в 3 этапа:
1 этап – подготовительный (сентябрь – октябрь).
1. Подбор методической, художественной и энциклопедической литературы по теме проекта.
2. Составление диагностических карт с целью выявления уровня знаний детьми.
3. Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, подбор онлайн-игр.
4. Подбор и изготовление наглядных, дидактических материалов для осуществления проекта.
5. Картотека музыкально-дидактические игры, творческо-речевых игр с элементами ТРИЗ.
2 этап – основной (ноябрь – март).
- оформление музыкального уголка в группе детского сада для самостоятельной музыкальной деятельности детей;
- оформление альбома «Споём вместе»
-разучивание и исполнение песен детьми по программе.
-раскрашивание картинок к знакомым музыкальным произведениям, песням.
- работа с детьми по мнемотаблицам (групповая, подгрупповая).
- создание мнемотаблиц песен по программе.
3 этап – заключительный (апрель).
1. Включает в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.
2. Выступление на пед совете по итогам работы над темой.
3. Представление результатов работы совместной творческой деятельности детей в ходе праздника, концерта, театрализованных представлений ДОУ.