Наталья Алыкова
Теоретические основы формирования речевого этикета младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретические основы формирования речевого этикета младших школьников
1.1. Культура речи и речевой этикет
Главной целью изучения начального курса родного языка является всестороннее развитие младших школьников, повышение культуры их речи и общения. Проблемы, связанные с развитием культуры общения, приобретают в наше время не только образовательное, но и социальное значение.
Публикация «Теоретические основы формирования речевого этикета младших школьников» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Речевой этикет, культура общения
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Этикет для школьников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Раздел «Знание о языке, языковые умения», введенный в программы начальной школы, предполагает ознакомления младших школьников с простейшими правилам культуры речи.
Среди понятий, связанных с развитием речи, которые должны усвоить дети, значительное место занимает система языковых средств, названная речевым этикетом. «Речевой этикет - это система устойчивых формул общения, предназначенных обществом для установления речевого контакта
собеседников, соблюдение общения в выбранной тональности соответственно их социальных ролей и ролевых позиций в отношении друг друга, взаимных отношений в официальной и неофициальной обстановке» [11,413]. Такое обобщенное определение этого понятия, принятое в лингвистической литературе, на наш взгляд, является наиболее полным.
В узком смысле слова речевой этикет составляет функционально-семантическое поле единиц доброжелательного, вежливого общения в ситуациях обращения и привлечения внимания, знакомства, приветствия, прощания, извинения, благодарности, поздравления, пожелания, просьбы, приглашения, совета, предложения, согласия, отказа, одобрения, комплимента, сочувствия и тому подобное.
Системная организация тематических формул речевого этикета представляет собой синонимический ряд, в котором доминанта пригодна для всех ситуаций, например: «до свидания», «до встречи», «всего наилучшего»
(разг., «счастливо оставаться» (разг., «прощай (те)» и др.
Лингвистических исследований, посвященных упорядочению синонимических рядов речевого этикета русского языка, еще нет. Долгое время это понятие было предметом исследования лишь в этике, следовательно, не все аспекты проблемы речевого этикета не достаточно исследованы языковедами. Например, нет однозначного названия термина ( случаются два его варианта: «речевой этикет» и «языковой этикет», не создана четкая классификация формул общения, не создан словарь русской лексики вежливости.
Становление речевого этикета как лингвистической категории требует
разработки методики его изучения в школьной практике. Действующая программа изучения русского языка рекомендует для усвоения младшими школьниками ряда основных норм речевого этикета. Однако опыт показывает, что учебники недостаточно обеспечивают учителей и учеников материалом,
необходимым для формирования у детей определенного программой круга знаний умений и навыков. Самым большим недостатком школьных пособий, на наш взгляд, является бессистемность представленных в них упражнений для уроков, на которых изучается речевой этикет, несоответствие их содержания этапам процесса формирования лингвистических понятий у младших школьников, недостаточное количество задач, направленных на практическое усвоение детьми слов вежливости.
Курс методики преподавания родного языка в начальных классах, а также предметы «Культура речи» и «Выразительное чтение» не обеспечивают в полной мере овладения будущим учителем всеми аспектами этого сложного и многогранного явления, не дают практических советов по
использованию различных формул речевого этикета, знаний о принятых в современном обществе правилах слушания, роли тех, кто говорит, и тех, кто слушает. Поэтому становится очевидной необходимость создания методических рекомендаций, которые помогли бы студентам в овладении методикой формирования речевой культуры младших школьников, пригодились учителям начальных классов, работникам дошкольных учреждений.
Определение сущности речевой культуры младшего школьника как педагогического явления обусловило выявление основных характеристик и функций, которые позволят исследовать ее на разных уровнях. Трудности определения специфики речевой культуры младших школьников связаны с тем, что сама личность ученика включена в разноуровневую языковую культуру, живет и действует в ней (речевая культура семьи, социального окружения, сверстников, школьного социума и т. д.). Функционирования сложной системы «речевая культура младших школьников» рассматривается в рамках более крупных метасистем – «культура», «культура личности», «речевая деятельность».
Историко-генетический анализ, проведенный ранее, позволил определить тенденции о развитии представлений о речевой культуре как об личностном свойстве человека, об усилении эстетического аспекта в речевой поведении, о взаимосвязи и взаимообусловленности речевой культуры отдельной личности и культурно-речевого пространства социума.
Речевая культура - интегральное личностное образование, отражающее способность человека использовать знаковую (языковую и невербальную) систему с целью установления общекультурной коммуникации. Речевую культуру младших школьников можно рассматривать как:
- систему ценностей-регуляторов речевого поведения;
- как способ, инструмент культурно-познавательной деятельности;
-как концентрированное выражение личности ребенка (самоутверждение, самовыражение).
Речевая культура - это часть общей культуры личности, в которой отражена речевая компетенция-основа нравственной и эстетической культуры человека. Речевая культура - узел, в котором сплетены многочисленные личностно-психические процессы: речь, мышление, воображение, восприятие, воля. Универсальность речевой культуры и проявляется в том, что она отражает различные психические системы человека.
Речевая культура младшего школьника обязательно включает мотивы, потребности и установки культурно-речевой деятельности, а также систему ценностных ориентаций, которые опосредуют и направляет речевую активность, речевую деятельность ребенка. Специфика речевого поведения связана с ролевым поведением человека. Так, «каждый человек находится во множестве ролевых и речевых ситуаций и постоянно ориентируется в обстоятельствах общения, в своем партнере, у присутствующих третьих лицах» [41, с. 64]. Каждый человек постоянно выбирает ту или иную речевую манеру. Именно поэтому важным элементом речевой культуры личности мы считаем владение навыками переключения языкового кода при условии того или иного ролевого речевого поведения.
Проблемы исследования анализировались современные подходы к разработке критериев сформированности личностных качеств, эстетической, художественной культуры школьников [21, с. 27], сформированности эстетического отношения к языку [23; 24, с. 18-25], творческо-языковой деятельности [14,с. 112]. Анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы позволил определить следующие критерии сформированности речевой культуры младших школьников :
1) Владение речевым этикетом (знание формул речевого этикета, владение навыками переключения языкового кода при условии того или иного ролевого речевого поведения, контекстуальных особенностей общения, уместности речи (стилевая, контекстуальная, ситуационная, личностно-психологическая).
2) Речевая активность (стремление к речевому самовыражению, наличие собственных выразительных речевых средств, отражающих уникальность, неоднозначность самой личности школьника). У Е. Ильина есть термин «речевое мужество», т. е. школа имеет возможность формировать у детей навыки выступления перед широкой аудиторией, искусство общаться с незнакомым человеком [17, с. 68]. «Ученик молчит или говорит - всего лишь разные варианты активности: душевной». Школьники должны сами убедиться в том, что своими словами, своей речью они могут предоставить радость другому человеку. «Действительно человеческую радость можно пережить тогда, когда видишь, что принес радость другому человеку» [1, с. 9].
3) Гуманистическая направленность речевого поведения (толерантность, уважение к мнению другого). Критерии носят прогностический характер, выступают основой для диагностики и коррекции сформированности речевой культуры. Все исследователи проблем речевой культуры человека подчеркивают ритуализированный характер использования достаточно большого количества речевых единиц, которые, прежде всего, отражают социальную информацию.
Особенностью правил речевой культуры является то, что мы их почти не замечаем, поскольку нам они привычны. Заметным становится как раз нарушение этих правил. Поэтому абсолютно понятно, что большинство исследователей в структуру речевой культуры включают языковой (речевой) этикет (Т. Ладыженская, В. Костомаров, Н. Формановская, Л. Маркова, Н. Богуславская, Н. Купина, Я. Радевич-Винницкий, М. Стельмахович, Е. Чак и др.).
Л. Барановская рассматривала речевой этикет как этический аспект культуры речи. М. Стельмахович отмечал, что «под речевым этикетом понимаем установленные нормы поведения говорящих, правила вежливости при общении» [39, с. 34]. Я. Радевич-Винницкий отмечает, что речевой этикет - это совокупность словесных форм вежливости, принятых в определенном кругу людей, в определенном обществе, в определенной стране.
Речевой этикет - это применение речевого этикета в конкретных актах общения [20, с. 8]. Речевой этикет - это система устойчивых форм общения, определенная обществом для речевого контакта собеседников, взаимным отношениям в официальной и неофициальной обстановке. Речевой этикет - это выбор высказывания именно для данной ситуации и для данного партнера, это система устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта.
Основой речевого этикета является утверждение корректности и доброжелательных отношений между людьми. Основные требования речевого этикета основываются на этнокультурных традициях коммуникативной практики того или иного народа, направленные на соблюдение правил национально-специфического речевого поведения, имеющие регулятивный характер, отличаются устойчивостью использования [37, с. 20].
Историко-культурные условия, социокультурные особенности развития общества, человека приводят к определенным трансформациям в речевой культуре. Так, сегодня наиболее распространенным в семьях являются обращение к родителям «ты», вместо традиционного уважительного «Вы». Русскому речевому этикету свойственно также и обращение по имени и отчеству, что не отвечает европейским традициям. Проверенные веками формы речевого этикета, которые представлены как в реальной речевой жизни, так и в многочисленных пособиях по этикету, становятся основой для организации работы с учащимися[6; 8; 37; 39; 43].
В начальной школе сущность речевой культуры общения осуществляется в процессе изучения всех разделов языкового курса путем обогащения, уточнения и активизации словарного запаса школьников, формирование умения правильно подчеркивать слова во время произношения, сочетать их друг с другом, соблюдать нормативы грамматических форм, уместно употреблять выразительные средства языка, формулы речевого этикета, критерии сформированности речевой культуры младших школьников.