Судакова Оксана
Проект «Разные, но важные семечки» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий, групповой.
По содержанию: обучающий.
По числу участников проекта : групповой.
Участники.
Дети 5 - 6 лет, воспитатель группы, родители.
Продолжительность.
Краткосрочный. месяц. С 1.02-29.02 2018г.
Актуальность. Старший дошкольный возраст ребенка – это один из ответственных этапов, на котором закладываются основы знаний об окружающем мире, о физических свойствах предметов, о взаимоотношениях и связях между ними. Этот период является ступенью в системе непрерывного естественнонаучного образования, цель которого – наиболее полно раскрыть для детей огромный, необъятный, полный чудес мир, который их окружает, с которым они ежедневно соприкасаются, в котором им предстоит жить. Установление взаимосвязей растений со средой обитания: зависимости роста растения от тепла, солнечного света, влаги, удобрения и других связей, наиболее значимых в жизни растений и вполне доступных пониманию и усвоению детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Проект „Разные, но важные семечки“ в старшей группе» размещена в разделах
Цель:
Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности, повысить уровень экологических знаний детей старшего дошкольного возраста, развивать их познавательный интерес и любознательность.
Задачи:
1. Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и в практическом экспериментировании с ними.
2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений. Развивать экологическое сознание.
4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях
5. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
6. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
7. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
8. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
9. Развивать познавательные и творческие способности.
Материалы:
· Видеофильмы о растениях;
· Книги о растениях, наборы открыток и фотографий.
· Уголок природы в группе;
· Дидактические экологические игры;
· Уголок экспериментирования группе;
Ожидаемые результаты
Для детей
У детей сформируются предпосылки поисковой деятельности. Дети смогут делать простейшие выводы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
У детей расширится кругозор, представления о свойствах и предметов, природных материалов, пополнят словарь в процессе совместной исследовательской деятельности
Для родителей
1. Повышение уровня экологического сознания.
2. Активное участие в жизнедеятельности ДОУ.
Для педагога
1. Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.
2. Внедрение инновационных технологий
3. Личностный и профессиональный рост.
4. Самореализация.
Продукты проекта : фотографии, рисунки, исследовательские работы, схемы, выставки, дидактические экологические игры, комнатные цветы, опытнические зоны в группе.
Проблема: Какие части есть у растений? Для чего они нужны растениям? Что нужно растениям для роста и развития? «Чем «дышит» растения, каким органами, где они находятся? В каких условиях растения быстрее дает рост? Почему?
Гипотеза:
«Растениям нужна вода, свет и тепло».
Реализация проекта включает три этапа.
Этапы работы над проектом : 1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности – 1-я неделя.
2. Основной (или этап реализации проекта) : проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) – 2-я, 3-я неделя.
3. Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа, изготовления «Лэпбука» – 4-я неделя.
Форм и методов реализации проекта :
ООД в игровой форме.
Подвижные, дидактические, творческие игры
Рассматривание иллюстраций, картин
Беседы
Чтение художественной литературы
Загадки, пословицы и поговорки
Проведение эксперимента
Ведение дневника наблюдений.
Этапы реализации проекта.
№ Мероприятия Цель Сроки
реализации
1 этап – подготовительный
1 Беседа с родителями «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дома» Вызвать у родителей интерес к проекту, уточнить важность проектной деятельности в работе с дошкольниками. 1-неделя
2 Консультация для родителей «Воспитываем маленьких исследователей» Побудить у мам и пап воспитанников желание участвовать вместе с детьми в опытно-экспериментальной деятельности.
3 Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования Создать условия для реализации проекта
2 этап – основной. 2 неделя
1 Беседа «Зачем нам нужны растения?» Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений.
2 Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.
3 ООД «Разные, но важные семечки» формировать представление детей о разнообразии семян, научить отличать семена друг от друга, научиться составлять схемы роста растения гороха.
4 ООД «Посадка зеленого лука» Дать знания об основных условиях, которые необходимы для роста и развития лука (вода, земля, свет и тепло);
Правильно сажать лук;
Упражнять в навыках посадки, вызвать интерес к наблюдению за процессом роста лука.
5 Опытно – экспериментальная деятельность Опыт: «В почве есть воздух» Цель: показать, что в почве есть воздух;
Опыт: «Тепло ли фасоли в мягкой постели?»
Цель: познакомить детей с способами проращивания семян.
Опыт: «Свет и тень»
Цель: Проверить, как влияет отсутствие света, тепла и воды на рост лука.
6 «Рассматривание веточек березы и сирени» Узнавать деревья по их веткам, различать ветки по цвету коры, особенностям почек, их расположению, запаху. Формировать разнообразные обследовательские действия;
7 Рисование «Ветки в вазе» Развитие умения планировать расположение отдельных предметов на плоскости при рисовании натюрморта
8 «Растения нашего уголка» Расширять и систематизировать знания детей о комнатных растениях;
Закреплять знания о строении растений, уходе за ними;
описывать внешний вид растений, правильно называя их части;
Воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним. 3 неделя
9 Рисование «Мой любимый комнатный цветок» Развитие умения планировать расположение отдельных предметов на плоскости листа бумаги.
10 Чтение художественной литературы: сказки «Вершки и корешки», М. Скребцова «Волшебный лес», А. Лопатина «Почему у Земли платье зеленое», «Могучая травинка», «История одной елочки»; стих-я: С. Вургун «На лугу», В. Рождественский «Одуванчик»
11 ООД «Знатоки семян» Активизировать мыслительные процессы и связную речь детей, используя графические символы. Закреплять умение выделять существенные отличительные признаки семян разных растений.
12 Создание коллекции семян Обогатить знания детей о видах семян;
Последующее проращивание семян с целью создания огорода на подоконнике.
13 Опытно – экспериментальная деятельность Опыт: «Для чего корешки?» -уточнить функцию корней растений
-доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растения; установить взаимосвязь строения и функций растения.
Опыт: «Может ли растение дышать листьями?»
- формировать представление, что растения дышат листьями.
Опыт: «Вверх к листочкам»
-Доказать, что стебель проводит воду к листьям.
14 Оформление дневника наблюдений. Зафиксировать наблюдение за растениями.
15 «Уход за комнатными цветами» (обобщающая беседа) Обобщить представления детей о способах ухода за комнатными цветами;
· Закрепить знание детей об основных потребностях растений, уточнить знание о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностях растений;
16 Дидактические игры 1.«
8. «Угадай Что изменилось»
Дидактическая задача: Найти предметы по сходству.
2. «Угадай, растение по описанию»
Дидактическая задача: Найти предметы по перечисленным признакам.
3. «Найди растение по названию»
Дидактическая задача: Найти растение по слову-названию.
4. «Загадай, мы отгадаем»
Дидактическая задача: Описать предметы и найти по описанию.
5. «Назови и опиши»
Дидактическая задача: Описать предметы и найти по описанию
6. «От какого дерева ветка»
Дидактическая задача: уметь определять принадлежность веток
7. «Собери части растения»
Дидактическая задача: уметь правильно называть части растений.
цветок»
Дидактическая задача. Найти предмет по перечисленным признакам.
9. «Почему березка грустная»
Дидактическая задача: определить отрицательные экологические факторы.
17 Тренинги с детьми
«Правила поведения на природе» -Формировать умение прогнозировать последствий своих и чужих действий;
- Воспитывать экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей.
3 этап - заключительный
4 неделя
18 Анализ результативности -Соотнесение итогов проекта с ожидаемыми результатами.
19 Презентация «Эксперименты с растениями».
20 Создание коллекции семян, огорода на подоконнике.
Работа с родителями: 1. Беседа с родителями «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дома». 2. Консультация для родителей «Воспитываем маленьких исследователей». 3. Помощь родителей в приобретении инвентаря.
Результат проекта :
Знания, полученные во время проекта, помогли
-Повысить значимость метода экспериментирования в развитии познавательных способностей детей
-Формированию экологических знаний у дошкольников.
-После проведения всех опытов, бесед, посвященных изучению растений, у детей стойко сформировалось представление о строении, значении и функциях частей растений, о необходимых условиях для роста растений.
-Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
-Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку.
-В дальнейшем мы планируем продолжить работу по этой теме и создать банк экспериментов с различными предметами и материалами.
Литература:
Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. Н. В Нищева. «Издательство «Детство-пресс»,2017.
Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. С-П. «Детство-пресс»,2015.