Марианна Дмитриева
Проект по познавательному и сенсорному развитию «Разноцветная радуга»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад «Ыллыкчаан»с. Эбя,Вилюйский улус (район,Республика Саха (Якутия)
Проект по познавательному и сенсорному развитию
Тема: «Разноцветная радуга»
В первой младшей группе,Таммахчаан’’
Воспитатель: Дмитриева Марианна Петровна
Сроки проведения : октябрь 2020 года
Участники проекта : воспитатель, дети первой младшей группы,
родители.
Публикация «Проект по познавательному и сенсорному развитию „Разноцветная радуга“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Радуга, радужные идеи
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2021
Актуальность темы: Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия его формирования представлений о свойствах предметов: их форме, цвете и величине. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служить основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сенсетивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятий. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значитеной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, являет основой для развития воображения, памяти, внимания и др.
- проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей в нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.
- новизной данного материала является так же сочетание традиционных подходов и использование современных средств обучения: развлечения, логических упражнений, практическими занятиями, заучивание стихов, потешек, разгадывание загадок о геометрических фигурах. Обеспеченность практическим игровым материалом (самодельными дидактическими играми) позволяет целенаправленно заниматься развитием сенсорных способностей и общим развитием ребенка не только на специальных занятиях, но и в совместной деятельности с воспитателями, и в семье.
ЦЕЛЬ: Накопление сенсорных представлений, предусмотрев знакомство с цветом, звуком, тактильным восприятием включая по возможности основные разновидности этих свойств. Взаимодействие с родителями в обучении сенсорному развитию детей в первой младшей группе.
ЗАДАЧИ:
-Формировать у детей заинтересованность и умение играть в сенсорно — настольные игры.
-Формировать полноценное восприятие окружающего мира.
-Формировать умения обследовать предметы, выделяя их цвет.
-Упражнять в установлении сходства и различия между предметами имеющие одинаковое название, но разные по цвету, или большой мяч-красный,
маленький — синий.
-Раскрыть творческие способности родителей в продуктивной и трудовой деятельности.
-Активизировать деятельность родителей в процессе обучения сенсорным эталонам, через игру.
Проект — включает 3 этапа :
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Определение целей и задач; Создание условий для самостоятельной деятельности. Составление плана работы по реализации проекта. Разработка сценария развлечения «Праздник разноцветных шаров», непосредственной организованной деятельности. Разучивание основных цветов.
Подборка материала игр и пособий для работы с детьми.
Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста».Вид проекта :
познавательно-игровой
краткосрочный (1неделя).
групповой.
Ожидаемый результат:
Дети: Развитие сенсорной культуры способствует развитию речи, мелкой моторики рук и всех психических процессов.
- Приобретение дидактических игр и игрушек, изготовление пособий из бросового материала воспитателями способствует обогащению предметно – развивающей среды. Развивающие пособия дают возможность в условиях пребывания детей самостоятельно и с творческим подходом воспитателя реализовывать задачи сенсорного развития.
- Родители: Повышение педагогической культуры родителей. Установление с ними доверительных и партнёрских отношений.
Этапы реализации проекта
Диагностический:
. изучение литературы;
. проведение анкетирования родителей;
. проведение диагностики с целью определения уровня сенсорного развития
детей
2. Организационный
. Составление плана работы с детьми
. Обогащение развивающей среды
. Консультации для родителей
. Индивидуальные беседы с родителями
3. Практический
. Подбор и изготовление дидактических игр
. Подбор и изготовление наглядных пособий
. Наглядная информация: папки-передвижки: «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».
. Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного
развития детей
. Проведение упражнений, игр по сенсорному развитию
. Проведение индивидуальной работы с детьми
4. Обобщающий
. Оформление наглядного и дидактического материала
. Создание картотеки дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию
. Создание презентации проекта по сенсорному развитию
. Оформление фотовыставки.
План реализации проекта :
Мероприятия с детьми
Мероприятия с родителями
Оснащение развивающей предметно-пространственной среды
НОД: занятие по сенсорному развитию детей : «Зайка к нам пришел»
Наглядная информация: папки-передвижки: «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?»,
Изготовление развивающих пособий : «Найди пару», «Игры с пробками», «Собери бусы» .
«Художественно-эстетическое развитие. Лепка» : «Гусеница», Рисование: «Лучики для солнышка», «Радуга»
«Ознакомление с художественной литературой» :
Потешка «Петушок, петушок…», стихотворение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко»
Дидактические игры: «Геометрические фигуры», «Разноцветные шарики», «Что нам принес Мишутка», «Большой и маленький», «Отгадай, что в мешочке», «Найди пару», «Цветные фонарики», «Мячи большие и маленькие», «Подбери по цвету», «Разложи по форме», «Разложи по величине», «Найди свой домик», «Назови правильно», «Игры с пробками», «Собери бусы», «Открой коробочку»
I БЛОК – ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ.
Игра: «найди пару»
Цель: учить детей находить одинаковые рукавички одного цвета, развивать мелкую моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности.
ИГРА «Открой коробочку»
Цель: упражнять в умении открывать и закрывать коробочку; развивать мелкую моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности.
ИГРА «Сложи пирамидку»
Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать
закреплению знаний и системе цветов.
«СОБЕРИ КАРАНДАШИ В СТАКАНЧИК»
Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний цветов.
ИГРА С ПРОБКАМИ: «Собери по цвету»
Цель: упражнять в различении 5 цветов (основные цвета и белый) и находить нужный цвет в отверстии, развитие логического мышления. Создание эмоционально положительного настроения. Развитие восприятия : зрительного осязательного. Развитие наглядного – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения.
«НА ЧТО ПОХОЖА ФИГУРА?»
Цель: Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.
«СОБЕРИ БУСЫ»
Цели: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
2 БЛОК – ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ.
«КТО ЧТО УСЛЫШИТ?»
Цель: развивать слуховое восприятие, умение различать звучание разных музыкальных инструментов.
«РАЗНОЦВЕТНЫЕ ШУМЕЛКИ»
Цель: развивать слуховое восприятие, упражнять в умении определять громкое и тихое звучание «шумелок», развивать чувство ритма.
3 БЛОК – ЗАНЯТИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБОНЯТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ.
«ЧЕМ ПАХНЕТ?»
Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей : упражнять в умении по запаху определять, чем пахнет (яблоко, лимон, чеснок, кофе, развивать мелкую моторику.
4 БЛОК – ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОСЯЗАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ,
«СЮРПРИЗ»
Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение от нахождения «сюрприза», познакомить с формой : круг, квадрат
развивать мелкую моторику.
«ОЗОРНЫЕ ЛАДОШКИ»
Цель: упражнять в различении характера поверхности «ладошек», в различении цвета.
«ТАЙНАЯ КОРОБКА»
Цель: все предметы, находящиеся в коробке, дети исследуют руками. Это помогает детям, используя прикосновения, познавать окружающий мир.
5 БЛОК –ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ОРУДИЙНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
«Накорми Рыбок»
Цель: познакомить с понятиями : «длинная –короткая», «широкая- узкая»
(ленточка, закреплять умение различать и называть четыре основных цвета,
развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
«ПОИГРАЕМ В ПРИЩЕПКИ»
Цель; Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
Взрослый заинтересовывает ребё нка: сделаем солнышко, тучку, ежика и др.
«ПЕРЕСЫПАЛОЧКИ»
Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, упражнять в орудийных действиях: в умении пересыпать крупу ложкой, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.
РЕЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА :
Образовательные области- тема, цели, планируемые результаты, материалы и оборудование, дополнительная информация;
Приложение
1. Познавательное развитие (сенсорное развитие) Рассматривание иллюстраций «Цвета и формы» Знакомство с цветом и формой: учить различать основные цвета и формы. Дети лучше и легко осваивают цвет.
Проявляет интерес к окружающим их предметам. Учатся
ориентироваться в пространстве. Иллюстрации с изображением различных форм (круг, квадрат, треугольник) и основных цветов (синий, зелёный, жёлтый, красный).
Понедельник
2 Художественно- эстетическое развитие. Рисование. «Разноцветные мячики» Учить различать зелёный, красный и жёлтый цвет, рисовать круги, формировать правильную позу при рисовании, воспитывать у детей интерес к процессу рисования. Принимает активное участие в продуктивной деятельности (рисования мячиков) по просьбе взрослого может рассказать об изображенном на картинке. Игрушка- котёнок, мячик, гуашь основных цветов (синий, красный, жёлтый зелёный, кисти, листы бумаги.
Вторник
3 Художественно- эстетическое развитие.
Конструирование «Домик для матрешки» Учить располагать кирпичики в ряд узкой гранью друг к другу, учить различать цвета, развивать память, мышление, зрительное восприятие, моторику. Сооружать элементарные постройки по образцу, проявлять желание строить дорожки самостоятельно, отвечать на простые вопросы. Кирпичики желтого и красного цветов, маленькие красные призмы, игрушки (примерно одного размера) по числу детей.
Среда
4 Развитие речи.
Художественная литература. Русская народная песенка»Петушок,петушок»
Дидактическая игра «Подбери перышко»
Познакомить с содержанием русской народной песенки, развивать навыки общения, учить внимательно слушать художественное произведение
Проговаривать звукоподрожающие слова, выполнять движения соответствующие тексту. Проявляет активность и эмоциональную отзывчивость при прослушивании и пении русской народной песенки «петушок, петушок…» Иллюстрации с изображением петушка
Заготовка петушка, разноцветные перья из бумаги.
Четверг
5 Художественно- эстетическое развитие.
Лепка палочек из пластилина. «Разноцветные карандаши» Учить пользоваться изобразительным материалом (пластилином, вызывать интерес к лепке. Учить раскатывать кусочки пластилина между ладонями прямыми движениями, складывать на дощечку. Закрепить знание основных цветов. Учатся сортировать карандаши по цвету в соответствующие пенал. Разноцветные пеналы с карандашами. Пластилин красного, синего, жёлтого, зелёного цвета. Дощечки.
7 Социально- коммуникативное развитие.
Дидактическая игра «Игры с прищепками» развивать творческое воображение дошкольников. Учить детей манипулировать с предметами по образцу, проявлять фантазию, выбирая из предложенных нескольких фигурок нужную. Формирование сенсорных эталонов через игровую деятельность.
Помогает развивать мелкую моторику. Способствовать расширению и активизации словаря дошкольника, а также развитию памяти и мышления. Дидактический материал: прищепки разных цветов и размеров.
8 Консультация для родителей. «Развитие сенсорных
способностей детей раннего возраста». Обогащение знаний родителей о сенсорном развитии детей раннего дошкольного возраста. Обучение родителей педагогическим навыкам.
Пятница
9 Развлечение «Праздник разноцветных шаров». Активизировать словарь по теме; развивать память, внимание, моторику, ориентироваться в пространстве, чувство формы, пропорций; умение выделять характерные детали; сформировать представления о геометрических фигурах круг, шар. Принимать участие в играх. Проявлять активность и эмоциональную отзывчивость на красоту окружающих предметов (воздушных шаров). Закрепляет знания о цветах, геометрических формах (шар, круг). Игрушка зайчик, мячи для игры, надувные шарики, 4 обруча основных цветов (зеленый, желтый, красный, синий, шарики тех- же цветов, диск с музыкой, конфеты.
ПРИЛОЖЕНИЕ
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
— Оформление работ на доске, выставки.
— Консультация для родителей через ватсаб группы «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста».
— Фото отчёт по реализации проекта.
ЛИТЕРАТУРА:
1. «Сенсорные способности малыша». Э. Г. Пилюгина
2. «Раннее детство: познавательное развитие с 1 до 3». Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова.
3. «Математика для малышей». Е. В. Сербина