Лариса Кущенко
Проект работы кружка «Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Основным видом деятельности в жизни ребёнка является игра. Без игры нет и не может быть полноценного развития ребенка. И потому процесс коррекции не может проходить без нее. В детской игре развиваются тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции. Движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.
Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику - необходимый элемент в системе коррекционного воздействия.
Публикация «Проект работы кружка „Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Марблс. Игры с камешками
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2020
Именно поэтому процесс обучения должен проходить в игровой форме. Игра должна быть эмоционально приятной, разнообразной.
Актуальность проекта
Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенные» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие их особые потребности – это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Дошкольный возраст - важнейший период в оказании психолого-педагогической помощи, от успешности которой в этот временной отрезок зависит не только приобретение ребенком определенных знаний и умений, но и социально - эмоциональное развитие, адаптация к окружающей среде, а также возможность успешного перехода к школьному обучению.
Большинство дошкольников с ОВЗ имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития, несформированность сенсорных функций, пространственных представлений.
У "особых" детей наблюдается снижение интереса к занятиям, достаточно быстрая утомляемость. В связи с этим у меня, как у воспитателя группы "Особый ребёнок", возникла проблема, как поддерживать интерес, какие использовать новые нетрадиционные методы и приемы, которые позволят сделать процесс коррекционно - развивающего обучения наиболее эффективным.
Работа с ребенком с особыми образовательными потребностями - это длительный кропотливый процесс, требующий максимальных усилий для того, чтобы добиться положительных результатов.
Проанализировав возможности нетрадиционных методов и технологий, меня заинтересовал такой материал, который будет способствовать не только развитию мелкой моторики, но и развитию речи, познавательной активности детей, играя с которым, дети будут увлечены процессом. Для меня таким материалом стали камешки Марблс. Этот материал стал для меня настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения развития.
Камешки являются эффективным средством развития мелкой моторики у детей. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Почему для достижения своей цели я выбрала именно их? Камешки Марблс - простой, доступный материал. Они имеют различную форму, разнообразные оттенки цветов, приятны на ощупь, привлекают внимание. Занятия с ними понравятся не только детям, но и взрослым. В игре с камешками у ребенка развивается не только мелкая моторика рук, тактильные ощущения, цветовое восприятие, но и в процессе игры ребенок получает эстетическое удовольствие и положительные эмоции.
Упражнения с использованием камешков Марблс зависят от возраста детей, их развития, заинтересованности в игре. Так же легко подбирать задания по лексическим темам. Для создания игровых ситуаций можно использовать мелкие игрушки, цветные силуэты, шаблоны.
Что же это такое - камешки Марблс?
Марблс - это стеклянный шарик сплюснутой, круглой, овальной или другой формы. Далёкий потомок глиняных шариков, которые в древности были игрушками для людей. Камешки Марблс могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым, и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках.
Игры с шариками Марблс – это и физическое, и умственное развитие ребенка. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам.
Шарики Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды. Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции. Помогает педагогу привлечь внимание детей к заданию.
Требования к организации проведения упражнений с камешками:
• Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать пальцы обеих рук.
• Подбор упражнений осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
• Наличие познавательной направленности упражнений.
• Безопасность: выполнение упражнений с камешками не предполагает использования их детьми в самостоятельной деятельности, только под присмотром взрослого.
Вид проекта: творческий.
Тип проекта: долгосрочный.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2019г. - август 2020г.
Участники: дети группы "Особый ребёнок", воспитатели, родители.
Цель проекта: повысить эффективность коррекционной работы у детей с особенностями развития через применение игр с камешками Марблс.
Задачи проекта:
Развитие мелкой моторики, зрительно - двигательной координации.
Формирование правильного захвата шарика кистью руки.
Развитие сложнокоординированного движения пальцев и кистей рук.
Развитие тактильных ощущений.
Развитие умения различать цвета, умение находить цвет по образцу и словесным инструкциям.
Развитие зрительного внимания, памяти, мышления.
Развитие сенсорного восприятия детей.
Формирование навыка совместной деятельности.
Ожидаемые результаты:
Использование камешков в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно - воспитательной работы.
Создание в группе развивающей среды с использованием камешков Марблс.
Практическая значимость проекта заключается в том, что у "особых" детей наблюдается снижение интереса к занятиям, достаточно быстрая утомляемость. Проведение игр с камешками Марлбс или даже простое их перебирание, рассматривание, поиск самого красивого вызывает интерес, воспитывает любознательность, делает ребенка более спокойным, снимает напряжение.
План - график мероприятий (деятельность в рамках проекта).
1 этап - подготовительный:
изучение методической литературы по теме, интернет - источников, подготовка материала;
создание педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и индивидуальных возможностей детей.
2 этап - основной (практический):
информационно - просветительская работа с родителями: консультации, памятки;
апробирование системы игр и упражнений с камешками Марблс в коррекционной работе с детьми с ОВЗ;
проведение игр и выполнение упражнений с камешками Марблс с детьми с ОВЗ.
МЕСЯЦ РАБОТА С ДЕТЬМИ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
СЕНТЯБРЬ Тема: "Детский сад. Игрушки".
Диагностика. Адаптация детей.
Упражнение «Знакомство».
Цель: привлечение внимание ребенка к тактильному объекту - камешкам.
Экспериментальная деятельность «Удивительные камешки Марблс».
Цель: познакомить детей с камешками (твердые, гладкие, тяжелые, прозрачные).
"Починим платье для куклы"
(заполнение пустого пространства). Цель: развивать мелкую моторику руки, внимание; развивать умение слушать и выполнять простые инструкции. Родительское собрание на тему :
«Нетрадиционные формы обучения детей».
Сообщение "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАМЕШКОВ «МАРБЛС» В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".
ОКТЯБРЬ Тема: "Осень".
"Разбери по цвету".
Цель: продолжать знакомить с цветом, развивать мелкую моторику.
"Осенняя картина" (тучки, капельки, лужи).
Тема: "Овощи" (огурец, помидор) - заполнение пространства.
Тема: "Фрукты" (яблоко, груша). "Соберём яблочки в корзинку". Цель: развивать двигательную активность детей, быстроту реакции.
Тема: "Деревья":
"Осенние деревья".
НОЯБРЬ Тема: "Человек":
"Помоги дочке дойти до мамы" (выложи дорожку).
Тема "Домашние животные":
"Поможем собачке дойти до будки".
Тема: "Дикие животные":
"Поможем белке попасть в дупло".
Информация на информационном стенде:
«Марблс – разноцветные камешки".
ДЕКАБРЬ Тема "Зима":
"Выложи зимнюю картину",
"Снеговик",
"Льдинки и снежинки".
Тема "Новогодний праздник":
"Нарядная ёлочка",
"Помоги Деду Морозу попасть на праздник".
ЯНВАРЬ Тема "Семья и зимние забавы":
"Выложи ряд",
"Зимние фантазии",
"Снеговик".
Тема "Зимняя одежда":
"Шарф и шапочка" (заполнение пространства по цвету,
"Красивая шубка". Памятка для родителей
«Игры с камешками Марблс».
ФЕВРАЛЬ Тема "Дом":
«Чудесный мешочек»
"Разноцветные дорожки".
Тема "Посуда":
"Украсим чашки",
"Красивая кастрюлька".
Тема"Папа – защитник":
"Лабиринт".
Тема "Дом. Мебель":
«Разноцветные полоски».
МАРТ Тема "Мама – хозяйка":
«Украсим торт»,
"Собери бусы».
Тема "Весна":
"Ручьи бегут",
"Солнышко",
«Чудесный мешочек». Памятка для родителей на тему «Массаж шариками «Марблс».
Цель: формирование у родителей воспитанников умения правильно делать массаж рук с использованием
АПРЕЛЬ Тема "Весна. Ждем птиц": "Поможем птичке долететь до гнезда".
Тема "Весна. Насекомые":
"Божья коровка",
"Помоги бабочке долететь до цветка".
МАЙ Тема "Цветы. Растения весной".
«Цветочная полянка»,
"Подбери серединку для цветка".
Обобщение пройденного. Диагностика. «Дидактические игры с использованием камешек Марблс».
3 этап - заключительный:
подведение итогов,
анализ и оценка результатов эффективности применения камешков Марблс в работе с детьми;
фотовыставка детских работ (выкладывание предметов камешками Марблс).
Результат проекта:
1. Сформирован устойчивый интерес к играм и упражнениям.
2. Проведена работа по повышению грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с ОВЗ, оказанию им поддержки и помощи в коррекционном процессе.
3. Повышена профессиональная компетентность педагогов ДОУ в вопросе использования камешков Марблс в воспитательно – образовательном процессе.
4. Развивающая среда группы пополнена играми и пособиями с камешками Марблс.
Заключение.
Коррекционная работа с детьми, имеющими множественные нарушения, в которой используются нетрадиционные средства обучения, более динамичная, эмоциональная, разнообразная, а занятия становятся для детей интересными, увлекательными, не утомительными.
Следует отметить, что применение игр с камешками Марблс нельзя рассматривать как самостоятельный метод коррекции. Его использование выступает в качестве вспомогательного средства, которое позволяет стимулировать ребенка, создавать благоприятный эмоциональный фон, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.
Игра с камешками Марблс признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения: она развивает меткость, скорость, точность и моторику, а красивые оттенки стеклянных камешков пробуждают в ребенке чувство прекрасного.
Список использованной литературы.
1. Вольнова Л. Н. Движение-мысль-слово. Пермь., 1999.-63.
2. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М. ,1986.
3. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. М. ,1973
4. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). М. -1997.