Татьяна Камынина
Проект «Работа с семьей ребенка дошкольника с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность проекта : заключается в том, что полноценное развитие ребенка, как личности осуществляется только в гармоничной семье. Сотрудничество педагогов с родителями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья является залогом успешной образовательной деятельности и коррекционной работы, так как семья оказывает непосредственное влияние на формирование и развитие ребёнка, особенной в дошкольном возрасте. Сделать родителей активными участниками коррекционно-образовательного процесса, помочь родителям осознать свою миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка – одна из главных задач детского сада. Воспитание детей с ограниченными возможностями в дошкольной образовательной организации и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.
Публикация «Проект „Работа с семьей ребенка дошкольника с ОВЗ“» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
В настоящее время в России происходит изменение социальной политики, законодательства, отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, создаются условия для реализации их прав на образование, достойную жизнь, интеграцию в обществе. Во вступившем в силу с 1 сентября 2013 года законе N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в статье 79 очень четко отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья.
Под определением ребенок с ограниченными возможностями здоровья понимается физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
На современном этапе совершенствования образовательной системы дошкольного образования, каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья, сегодня предоставляется возможность удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.
Работа с родителями является самым приоритетным направление в политике государства в области дошкольного образования. Эта позиция отражена в Федеральном законе об образовании в Российской Федерации.
Задача педагогов, воспитателей помочь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья понять, что их дети не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.
2. Проблема проекта :
Проблема взаимодействия детского сада и семьи является одной из наиболее важных и актуальных проблем в педагогике. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в коррекционно-образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи нашло сове отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
На данном этапе на первый план выдвигается создание условий для установления партнерских отношений между педагогами и родителями. Порой родители не хотят видеть и принимать реальную ситуацию, идут на конфликт с педагогами, игнорируют требования, рекомендации педагога, не хотят принимать помощь или просто не интересуются жизнью ребенка в детском саду.
Поэтому особую значимость приобретает внедрение в систему образования эффективных методов и форм работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ.
3. Цель проекта - разработка и реализация системы взаимодействия детского сада и семьи по созданию оптимальных условий для развития детей с ОВЗ и развития педагогической компетентности родителей.
4. Задачи проекта :
1. Теоретически обосновать проблему организации взаимодействия ДОУ и семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ;
2. Повысить компетенцию родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья воспитанников по адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социум,
3. Изучение особенностей использования форм работы с семьей;
4. Отобрать и внедрить наиболее эффективные формы и методы работы с семьей (по установлению партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми, по привлечению внимания родителей к интересам и потребностям ребенка с ОВЗ).
5. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную - среду в группе.
5. Ожидаемые результаты проекта :
• Создана картотека методической литературы;
• Подобран пакет диагностических методик по определению особенностей взаимодействия ДОУ и семьи;
• Разработан и апробирован план работы с семьей по развитию различных компетенций;
• В процессе работы с родителями используются разновариантные организационные формы работы («Играем вместе», Творческая лаборатория, «Мастер класс»);
• В группе создана богатая развивающая предметно-пространственная среда;
родители выступают равноправными партерами в коррекционно-образовательном процессе.
6. Сроки разработки и реализации проекта : учебный год
7. Ресурсы проекта :
Музыкальный зал, компьютерная зал, предметно-развивающая среда; спортивная площадка, спортивный зал, проектор, ПК, принтер, колонки, экран, бумага, канцтовары.
8. Планирование проекта :
I этап. Подготовительный.
II этап Основной
III этап Заключительный
9. Практическая часть проекта :
I этап. Подготовительный.
В рамках подготовительного этапа планируется:
• Разработка программы занятий детско-родительских групп и родительской группы самоподдержки. Программы будут разработаны с учетом потребностей участников проекта и результатов анкетирования.
• Анкетирование: выявление, обсуждение и анализ запросов участников проекта
• Организация взаимодействия с социальными партнерами (музеи, библиотеки)
• Формирование семейных групп
II этап Основной
- Работа по индивидуальному образовательному маршруту - Образовательная деятельность в соответствии с ФГОС по индивидуальному маршруту, составленному на учебный год.
-Творческие мини-проекты с активным участием семьи Родители, имеющие детей с ОВЗ
- Оказание необходимой помощи родителям реб нка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсуждения);
- Дети с ОВЗ, посещающие МКДОУ
- Информационно – просветительская работа.
- Консультации - Подготовка индивидуальных тематических консультаций, рекомендаций для родителей.
-Распространение тематических памяток для родителей.
-Использование Интернет ресурсов
- Работа с сайтом МКДОУ «Мобильная страничка»(страница для родителей с информацией для родителей, консультации, полезные ссылки).
-Составление рекомендательного списка литературы «В семье особый ребенок».
- Игровой центр:
«Играем вместе» - Игровая деятельность в группе, на прогулке (игровые развивающие ситуации).
- Организация досуга (праздники, развлечения)
-Театрализация «Волшебный мир театра»
- Психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;
- Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;
- Разработка системы психолого-педагогического мониторинга совместной деятельности ДОУ и семей воспитанников.
- Мастер классы:
«В гостях у сказки»- метод сказкотерапии.
«Волшебные краски» - нетрадиционные методы ИЗО.
«Мягкие ладошки»- работа с соленым тестом.
«Веселый язычок»- пальчиковая гимнастика
«Музыка детства»- влияние музыки на развитие процессов нервной деятельности
«Живой песок»- развитие мелкой моторики рук, воображения, памяти «Мои пальчики расскажут»- игры с манкой.
1. Консультация для родителей. «У вас родился «необычный» ребёнок»
Август-сентябрь (воспитатель)
2. Час общения. Рассказ каждой семьи о своих увлечениях, отдыхе
Август-сентябрь, (воспитатель)
3. Собрание. «Индивидуальность, самобытность, способность, потребность ребёнка» Сентябрь (воспитатель, родители).
4. Индивидуальные беседы. Выявление проблем, с которыми сталкивается семья в воспитании и образовании ребёнка. Сентябрь (воспитатель, психолог)
5. Консультация. «Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей» Сентябрь (логопед)
6. Совместные проекты. Сентябрь (воспитатель).
7. Поделки из овощей и фруктов и природного материала. Сентябрь (воспитатель, родители).
8. Консультация для родителей детей с ОВЗ. «Внутрисемейная атмосфера и коррекционно-образовательная среда семьи» Октябрь (психолог, воспитатель).
9. Индивидуальные беседы. «Классификации стилей семейного воспитания», «Детско-родительские взаимоотношения в семьях» Октябрь, (воспитатель)
10. Круглый стол. «Формирование трудовых навыков у детей ОВЗ». Ноябрь (психолог, воспитатель).
11. Совместные проекты. «Мы всё можем!» Ноябрь (воспитатель,
12. Внеклассная деятельность. Празднование Нового года родителей совместно с детьми «Семейный Новый год». Декабрь (воспитатель, родители).
13. Семинар – практикум. «Мастерская Деда Мороза» (изготовление поделок к новому году) Декабрь (воспитатель, родители).
14. Конкурс изобразительного искусства для детей с ОВЗ Рождественские фантазии. Декабрь (воспитатель, родители).
15. Практическое занятие. Игры и упражнения для развития дыхания
Декабрь (логопед).
16. Совместный отдых семей (Поход в театр, посещение новогодних ёлок) Январь (родители).
17. Собрание. «Причины ошибок в семейном воспитании детей. Февраль (воспитатель, психолог)
18. Выставка изобразительного искусства для детей с ОВЗ. По страницам любимых сказок. Февраль (воспитатель, родители).
19. Совместные проекты. Кормушка своими руками. Практическое занятие. Февраль (воспитатель, родители).
20. Играйте вместе с ребенком. Внеклассное мероприятие. Совместное празднование Дня защитника Отечества. Февраль (воспитатель, родители).
21. Досуг - мероприятие. Совместное празднование Дня 8 Марта
Март (воспитатель, родители).
22. Диспут. Ценностные ориентации и мотивационные установки родителей. Март (психолог, воспитатель).
23. Практикум. Решение педагогических ситуаций. Март (психолог, воспитатель).
24. Выставка ДПИ. «Матрешек пестрый хоровод» Апрель (воспитатель, родители).
25. «Праздник семьи»- заключительное торжественное мероприятие для детей и родителей. Апрель (воспитатель, родители).
26. Мониторинг динамики отношений детей ОВЗ и родителей. Май (психолог, воспитатель).
III этап Заключительный
Проведение итогового мероприятия «Праздник семьи» в группе. Выставки и презентации работ семей – участников группы.
Итоговое анкетирование семей по окончании проекта. «Здоровая счастливая семья».
10. Заключение: